В Москве заработало беспилотное такси: желающие могут прокатиться на авто с искусственным интеллектом Яндекса
Команда Яндекса объявила о запуске роботакси в Москве. Сервис заказа автомобилей, которыми управляет искусственный интеллект, сейчас работает в тестовом режиме в районе Ясенево.
Иллюстрация: Яндекс
Заказать поездку можно в приложении «Яндекс Go» каждый день, с семи утра до часа ночи. Первыми в тестировании примут участие пользователи, которые заранее подавали заявку на сайте проекта. Затем появится доступ у других жителей района Ясенево. Они увидят в приложении специальную кнопку для заказа роботакси.
Иллюстрация: Яндекс
Нажав на неё, можно выбрать точки посадки и высадки и вызвать машину. Всего в районе около сорока таких точек. Жители района смогут доехать, например, от школы «Созвездие» до метро или от Битцевского парка до супермаркета Eurospar.
Иллюстрация: Яндекс
В соответствии с российским законодательством, в роботакси постоянно находится водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки. Сейчас роботакси берёт только одного пассажира. Заказать машину могут пользователи от 18 лет. Любая поездка будет стоить 100 рублей.
В пресс-службе Яндекса рассказали:
Публичное тестирование роботакси в Москве — это новый этап в развитии беспилотных технологий. Первые испытания роботакси прошли в 2018 году в Иннополисе, а затем в Москве. С тех пор беспилотные машины Яндекса проехали уже больше 24 миллионов километров, а жители Иннополиса совершили более 60 тысяч поездок.
«Яндекс» запустил беспилотное такси в одном из районов Москвы
«Яндекс» объявил о запуске беспилотного такси в одном из районов Москвы — Ясенево, говорится в сообщении компании (есть у РБК). Это сервис заказа автомобилей, которыми управляет искусственный интеллект.
«Роботакси работают в тестовом режиме в районе Ясенево каждый день с семи утра до часа ночи. Заказать поездку можно в приложении «Яндекс Go», — говорится в сообщении компании.
При этом в соответствии с законом в машине будет находиться водитель-испытатель, который следит за безопасностью поездки, отметили в «Яндексе».
Возможность заказать такое такси раньше всех появится у пользователей, которые подавали заявку на сайте проекта, затем сделать это смогут и другие жители Ясенево. У них в приложении «Яндекс Go» появилась специальная кнопка для заказа роботизированных такси, нажав на которую пользователи смогут выбрать точки посадки и высадки и вызвать машину. Всего в Ясенево есть 40 возможных точек посадки в машины под управлением искусственного интеллекта. Например, жители района смогут доехать от школы «Созвездие» до метро или от Битцевского парка до супермаркета Eurospar, поясняет компания.
«Яндекс» начал работать над технологией беспилотного управления автомобилем в конце 2016 года. Цель проекта — создать технологию, которая не требует присутствия человека за рулем. В феврале 2018 года беспилотный автомобиль «Яндекса» впервые проехал по улицам Москвы после снегопада, в мае прокатил 700 посетителей Yet another Conference, а уже в июне проехал 789 км от Москвы до Казани.
В июле 2018 года «Яндекс» и правительство Москвы подписали соглашение о развитии беспилотного транспорта в столице.
Первым городом России, где запустили беспилотное такси, стал наукоград Иннополис в Татарстане — это город-спутник Казани. В нем расположены университет «Иннополис» и одноименная особая экономическая зона. В Москве до этого момента беспилотные автомобили передвигались в тестовом режиме.
Беспилотный автомобиль Яндекс создаёт пробки и провоцирует опасные ситуации на дорогах*
Yandex self driving car (беспилотные автомобили Яндекс)
Яндекс тестирует на улицах Москвы идею self driving car.
Теперь эти машины ездят по дорогам района Хамовники в Москве и создают пробки (104 секунда видео) и опасные ситуации на дорогах (вынуждают пассажира следующей за ним машины выходить на проезжую часть 26 секунда видео), 7 автомобилей выстроилось за беспилотным автомобилем Яндекс, который остановился перед пустым перекрёстком, все сигналят, двое девушек на другой стороне смотрят на машину Яндекса с недоумением: «почему она не едет?»:
Посмотрите видео и Вы поймёте о чём идёт речь. Человек в оранжевой футболке это не тот объект, что мешает двигаться беспилотному автомобилю Яндекс.
Почему пешеходы должны подстраиваться под «искусственный интеллект» беспилотных автомобилей Яндекс и угадывать что на уме у его разработчиков?
Машина создана чтобы облегчить жизнь людям, а не усложнять её.
В общем, либо разработчики беспилотных автомобилей Яндекс научат свой искусственный интеллект нормально водить машину, либо пусть лоббируют закон о поведении пешеходов на тротуаре** (эти могут) (оценочное суждение). Автор видео стоит на тротуаре и не сходит с него.***
«А вы можете отойти немножечко в сторону, чтобы наш искусственный интеллект поехал и вообще, не мешайте нам тестировать нашу Yandex self driving car.» — как бы говорит водитель беспилотного автомобиля Яндекс.
* Эта статья призвана повысить грамотность поведения на дорогах и обратить внимание на соблюдение ПДД.
**, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Я проехал пол-Москвы на беспилотнике: это долго!
Яндекс тестирует уже четвертое поколение беспилотников. Теперь это Hyundai Sonata последней генерации. До конца года их будет готова сотня, сейчас поголовье увеличивается каждый день.
Что умеет российский автопилот
Сколько раз я душил соблазн устроить проверку такому «умнику»! Например, серийный активный круиз-контроль не видит близко перестраивающиеся машины и норовит их протаранить. А как автопилот? Но рисковать на дорогах общего пользования не стоит, и я проезжал мимо. Успевал лишь заметить, что Сонаты Яндекса едут чуть медленнее потока.
Всё верно, подтвердили представители Яндекса. Наши традиционные «+20 км/ч» хотя и не штрафуются, но формально запрещены. Потому учить такому поведению автопилот не стали. Да и рановато ему шустрить: пусть он намотал около шести млн. км. во всех версиях на всех машинах, однако еще недостаточно опытен.
Хотя обучить программу разной манере поведения в зависимости от принятых в конкретной стране или городе норм реально. Самый яркий пример – как принято останавливаться, чтобы пропустить пешеходов. Где-то достаточно проехать так, чтобы человеку не пришлось замедлять шаг. А, например, в США (там самоходные «Яндексы» тоже ездят) только ступившему на зебру пешеходу уступают машины на противоположной стороне дороги.
С этой точки зрения российские нормы превышения скорости, возможно, стоит ввести в электронные мозги машины. Ведь ехать со скоростью потока безопаснее, чем быть тихоходом, создавая помехи.
Новые ощущения
Сажусь рядом с водителем в отмеченную наклейкой «А» (автопилот) Сонату. Впрочем, за рулем не водитель, а оператор, который лишь в критической ситуации берет управление на себя. В остальное время автомобиль находится под контролем автоматики. Поехали!
Удивительно, как легко машина справилась с проездом по прилегающей территории без разметки и без четкого перехода от асфальта к обочине. Даже со встречными, возвращающимися на базу беспилотниками разминулись. Медленнее, конечно, чем это бы сделал человек, но все равно молодец!
Чуда, впрочем, нет. Не будь дорога прописана в картах высокоточной навигации, искусственный интеллект спасовал бы. Он умеет обучаться, но делать это легко и непринужденно на незнакомой местности пока не способен. Хотя арсенал машинного зрения (десять видеокамер, шесть радаров и четыре лидара) позволяют нарисовать цельную картину мира.
Вот задачка посложнее: выезд на главную дорогу, по которой идет бодрый поток. Обычный водитель ждал бы недолго и вклинился в первый же появившийся просвет. Беспилотник создается для абсолютной безопасности и никуда не рыпается. Одна из машин слегка притормаживает, мигает фарами – проезжай! Нет, автопилот такой жест вежливости игнорирует.
Следом другой автомобиль останавливается полностью, пропуская беспилотник. Вновь повисает театральная пауза. За то время, пока Sonata просчитывала ситуацию, успели бы проехать три обычные машины! Разумеется, будь все автомобили на дороге автономными, договорились бы через «облако» и безопасно пропустили бы друг друга. Но пока быстро понимать намерения людей компьютер не в силах. И главное сейчас — обучить электронику прогнозировать ситуации, иначе автопилот будет помехой на дорогах.
Дальше все идет гладко. По хорошо размеченным улицам Яндекс.Sonata едет уверенно. Перестроения других машин перед собой, в отличие от круиз-контроля, видит хорошо. Зрение-то на все 360 градусов, да и инструментов много для безошибочного контроля дорожной обстановки. Компьютер знает, какие маневры предстоят, и заранее включает поворотники.
Вежливость – порок?
На узкой двухполосной улице новая ситуация – нерегулируемый пешеходный переход. Это и для обычного водителя один из самых «тонких» моментов. Ну-ка, как справится искусственный интеллект? Если человек уже на зебре – понятно, пропускает. В алгоритм автоматики заложена определенная зона и на тротуаре. Как только пешеход в нее попадает, машина тормозит и смотрит, куда он пойдет. На нашем проезде такая бдительность была обоснованной: все замеченные люди действительно шли поперек дороги.
А если по тротуару активно ходят вдоль, но на зебру не вступают (а таких мест любой назовет несколько), то с таким алгоритмом автопилота далеко не уедешь. То же самое на оживленных нерегулируемых переходах. С программно прописанной тугодумностью Яндекс только через несколько минут высмотрит достаточный для себя просвет в потоке пешеходов.
Ситуации отнюдь не пустяковые, ведь машину готовят под абсолютно самостоятельную езду. Закажете, допустим, беспилотное такси через несколько лет, а оно намертво встрянет у перехода около бизнес-центра в час пик. Его за ручку в сложном месте никто не проведет.
Та же штука с перестроениями. На свободной дороге беспилотник совершает их уверенно, а в потоке Сонате нужен разрыв в две фуры, чтобы она посчитала его безопасным для маневра. Всё это время машина едет с включенным поворотником и чуть медленнее разрешенной скорости, тормозя автомобили за собой.