Как проверить плотность электролита в аккумуляторе мультиметром
Перейти к содержимому

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе мультиметром

  • автор:

Проверка аккумулятора

Аккумулятор самый важный компонент автомобиля. Без него машина не заведется, так как двигатель запускается стартером, который в свою очередь питается аккумулятором. Проверка аккумулятора нужна в случае, если автомобиль не заводится. Рассмотрим все симптомы, неисправности и способы диагностики на исправность.

Проверить АКБ можно разными способами. Если автомобиль запустить не удается, прежде всего надо проверить напряжение на аккумуляторе. Оно должно быть >12 В на заглушенной машине и> 13,5 В на заведенной.

Способы диагностики аккумулятора автомобиля

Рассмотрим основные методы проверки технического состояния АКБ на автомобиле:

  1. Напряжение на клеммах. Мультиметр — прибор для измерения тока и напряжения. Можно использовать в домашних условиях.
  2. Диагностика осциллографом Постоловского. USB Autoscope — профессиональный прибор для проверки электрических сигналов в двигателе и дополнительного оборудования, в том числе аккумулятора. Для этого Андреем Шульгиным разработан специальный скрипт ElPower, способный выявить неисправности АКБ и уровень заряда.
  3. Проверка нагрузочной вилкой. Наиболее информативный прибор для измерения напряжения под нагрузкой.
  4. Проверка уровня электролита. Он должен быть выше пластин на 10-15 мм.
  5. Измерение плотности электролита. Для этого применяется ареометр.
  6. Проверить емкость аккумулятора. На корпусе есть информация о его емкости. В паспорте написан год выпуска.

Цена проверки среднем варьируется от 300 до 500 рублей в зависимости от марки автомобиля.

диагностика аккумулятора осциллографом

Диагностика аккумулятора осциллографом Постоловского

Проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром

Если плохо крутит стартер или машина не заводится, первым делом нужно проверить зарядку аккумулятора. Такая услуга есть в автосервисе, но для этого автомобиль придется везти на эвакуаторе. Если же есть под рукой тестер, можно проверить своими руками в домашних условиях.

Мультиметр — универсальный прибор. С помощью него измеряют ток утечки, напряжение АКБ. Ставим ручку регулятора на 20 Вольт постоянного напряжения и проводим измерение на исправность аккумулятора. Красный щуп на плюсовую клемму, черный щуп на минусовую. Показания должны быть от 12 вольт на незаведённой машине и до 14,7 вольт во время работы мотора. Зависит от марки автомобиля, а соответственно от генератора и общей схемы установленного оборудования. Проверка уровня заряда осуществляется через час после остановки мотора.

Проверка аккумулятора на автомобиле с помощью нагрузочной вилки

Нагрузочная вилка уникальный прибор для измерения заряда, напряжения, нагрузки автомобильного аккумулятора. Состоит из: вольтметра, спирали, щупов.

проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка для проверки аккумулятора

Имеет несложную конструкцию, и небольшую цену. Можно приобрести в любом автомобильном магазине. Разберем как пользоваться нагрузочной вилкой:

  1. Измерение без нагрузки. Подсоединить черный крокодил на минусовую клемму. Уголковый контакт с надписью «В» к плюсовой. Измерить напряжение.
  2. Измерение под нагрузкой. Отсоединить АКБ от автомобиля полностью. Коснуться плюса контактом «Н». Провести измерение в течение 5 секунд, но не более.

Ниже приведена таблица показаний вилки при проверке АКБ:

проверка аккумулятора нагрузочной вилкой таблица

Таблица зависимости процента заряженности от напряжения

Из таблицы видно, что значение под нагрузкой <9 В говорит уже о высоком разряде аккумулятора. Вилка состоит из металлических пластин, которые раскаляясь, потребляют ток от 100 до 200 Ампер. Это практически ток стартера во время запуска мотора. Напряжение после пятисекундной проверки должно снизится не менее 10,2 В и восстановится до 12,4 – 12,7 вольта. Это в норме. Если показания больше 9 вольт, и при этом напряжение восстанавливается до 12,4 вольт, то аккумулятор требует подзарядки. Если же не восстанавливается, то произошла сульфатация пластин, разрушение одной или нескольких банок, короткое замыкание в банке. Таким образом, данным прибором можно узнать работоспособность батареи.

Емкость аккумулятора: как проверить, прибор для проверки

Емкость аккумулятора — это время, за которое он выдает энергию для работы автомобиля. Единица измерения ампер – часы (А·ч). Не имеет ничего общего с заряженностью АКБ. К примеру, стакан — это емкость, а вода — заряженность.

Емкость АКБ в большинстве случаев нужна при покупке и подборе для вашего автомобиля. Для каждой марки нужна своя емкость, которая зависит от множества факторов:

  • Типа двигателя, установленный на автомобиле: объем, мощность.
  • Типа стартера и его потребляемого ток.
  • Генератора: мощности выдаваемого заряда.
  • Количества дополнительного оборудования: сигнализации, магнитолы, различных систем комфорта.

Основополагающим фактором выбора АКБ по емкости является двигатель. Чем больше его объем, тем мощнее установлен стартер, соответственно требуется большая емкость аккумулятора.

Проверить емкость аккумулятора тестером или мультиметром не получится. Для этого есть специальные тесты, которые основаны на разряде АКБ и определении времени, за которое он разрядится.

В домашних условиях в качестве нагрузки можно взять автомобильную лампу, и засечь время разряда батареи по часам. Метод имеет не точности, так как по мере разряда напряжение падает, и сила тока снижается. Соответственно определить сколько АКБ будет выдавать тока по времени не получится. Также нельзя полностью разряжать батарею, так как это может привести к полной поломке, без возможности восстановления.

Ниже приведена схема метода проверки емкости. Ее можно собрать самому или доверить профессионалу. Схема включает в себя определенную нагрузку, подобранную под марку аккумулятора. Длительность измерения около 20 часов.

проверка емкости аккумулятора

Схема проверки емкости аккумулятора

Существуют специальные тестеры емкости аккумулятора. Делают проверку, используя зондирующие импульсы, и обрабатываемые микропроцессором. Далее по полученным данным тестер определяет емкость аккумулятора. Одним из таких приборов является SKAT-T-AUTO. Делает измерение в течение 15 секунд. Полностью автоматический.

Таким образом, измерив показания, сравниваем их с номинальным указанным в паспорте или на самом аккумуляторе, если значение около 50% заменить АКБ.

прибор для проверки емкости аккумулятора

SKAT-T-AUTO

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Плотность в аккумуляторной батарее зависит от концентрации серной кислоты в электролите. Измеряется в г/см3. Концентрация серной кислоты зависит от степени заряженности, температуры, наличия дефектов в банках. Когда АКБ разряжен, часть раствора проникает в пластины и плотность снижается.

Проверку можно проводить в домашних условиях при температуре 25 °С и полностью заряженном аккумуляторе. Плотность электролита должна быть 1.28±0.01 г/см3. Зависимость плотности от напряжения, заряженности и температуры представлена ниже в таблице.

таблица проверки плотности электролита в аккумуляторе

Плотность электролита при разных температурах

Прежде чем проверять плотность, нужно посмотреть уровень электролита в АКБ. Он должен быть выше сепараторов на 15 мм.

проверка уровня электролита в аккумуляторе

Метод проверки уровня электролита

Для измерения плотности электролита в аккумуляторе применяют специальный прибор — ареометр. Процесс проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Откручиваем все крышечки от банок.
  2. Сжимаем грушу ареометра.
  3. Опускаем в банку аккумулятора и набираем электролит.
  4. Поплавок по шкале покажет показания плотности электролита.

Значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаково. Если общее значение ниже, то это говорит о низкой заряженности. При разной плотности в банках ниже 0,10 г/см3 можно говорить о коротком замыкании в одной из пластин.

проверка плотности электролита в аккумуляторе ареометром

Показания ареометра

Каким образом проверить АКБ на замыкание банок

Об этом нам скажет предыдущая проверка. Если значение плотности в одной из банок ниже 1,24 г/см3 на 0,10-0,15 г/см3, то можно говорить о кз. Далее нужно включить нагрузку, открутив все крышечки. И на этой банке посмотреть кипение электролита. Если он бурлит, то значит пластины замкнуты. Данная проверка дает 100% гарантию.

Если разряжается аккумулятор

Бывают случаи, когда автомобиль стоит на стоянке и за ночь садится аккумулятор. Сначала нужно проверить сам АКБ нагрузочной вилкой. Если он в порядке проверять ток утечки следующим образом:

  1. Переводим тестер в режим измерения постоянного тока.
  2. Ставим диапазон на 10 А.
  3. Выключаем зажигание и вытаскиваем ключ с замка.
  4. Отключаем минусовую или плюсовую клемму аккумулятора, какую удобно. Ставим клещи прибора в разрыв. То есть один щуп на клемму самого АКБ, а второй на провод от автомобиля.
  5. На приборе мы увидим тока утечки, потребляемый автомобилем и его системами в данный момент.

Нужно иметь в виду, что многие современные машины имеют систему электропитания, которая засыпает через 10-15 минут после выключения зажигания. Поэтому приходится ждать пока электроника не уснет. Нормальное значение для тока утечки порядком 0,01 – 0,08 А. Если значение превышает, нужно искать причину высокого потребления.

Не подключайте мультиметр в режиме измерения тока к плюсу и минусу аккумулятора одновременно, может сгореть предохранитель или сама плата внутри.

Для того, чтобы найти оборудование, которое потребляет повышенный ток, его нужно исключить из общей цепи автомобиля. Находим монтажный блок и поочередно отключаем предохранители и реле от потребителей. Как только ток утечки снизился, смотрим какой предохранитель вынули и за что он отвечает. Если и эта проверка не помогла, отключаем плюс от стартера и генератора.

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе мультиметром

Как проверить аккумулятор мультиметром – что такое мультиметр, как работает и какие параметры определяет, особенности различных видов АКБ

В момент завершения отопительного сезона вышел из строя ИБП котла. Сразу пришла мысль, что вышла из строя АКБ, а после проверки тестером подозрения подтвердились – оказалось, что батарея просто села, пришлось ее заменить. В этом обзоре хочу поделиться опытом, как проверить аккумулятор мультиметром, что вообще представляет собой этот прибор и как им пользоваться, какие параметры им можно изменить, а также в чем заключаются особенности диагностики различных видов АКБ.

Мультиметр – что это такое и как им пользоваться

Универсальный измеритель параметров электрической цепи называется мультиметром. Прибор определяет напряжение, силу тока, сопротивление и другие характеристики. Причем работать он может как в сети постоянного, так и переменного тока.

В нашем случае тестер рассматриваемого типа позволяет определить следующие величины АКБ:

  1. Напряжение.
  2. Силу тока.
  3. Емкость.
  4. Ток утечки.
  5. Внутреннее сопротивление.

При этом с помощью универсального тестера можно продиагностировать не только стандартные автомобильные АКБ, но и любого другого типа – от модулей цифровой техники до пальчиковых батарей.

Однако если вы никогда не пользовались мультиметром, но вам уже нужно как можно скорее измерить емкость или заряд аккумулятора, предлагаю для начала разобраться в базовых представлениях его работы. Прежде всего, у каждой модели универсального тестера есть:

  • Дисплей с отображением измеряемой величины.
  • Механический переключатель. С его помощью прибор переводится в нужный рабочий режим, например, для определения силы тока или напряжения и проч.
  • Сектора характеристик. Это и есть измеряемые параметры.
  • Гнезда для подключения контактных щупов.

В применении прибора нет ничего сложно. Нужно только правильно подобрать режим и воткнуть щупы в соответствующие гнезда, а затем прикоснуться их контактными частями к клеммам.

Перед началом тестирования важно не только правильно установить переключатель, но и выбрать нужный предел измерений. Иначе прибор можно испортить.

Проверяемые параметры

Для полноценной диагностики аккумуляторной батареи рекомендую применять комплексный подход – и определять не 1-2, а целый ряд параметров:

  1. Полнота зарядки.
  2. Ток утечки.
  3. Плотность.
  4. Емкость.
  5. Напряжение.
  6. Внутреннее сопротивление.

Разберем детально особенности определения каждой характеристики на примере автомобильной батареи на 12 В.

Полнота зарядки

Проще и быстрее всего проверить аккумулятор на исправность мультиметром или тестером по полноте заряда. Чаще всего процедура применяется для самых распространенных автомобильных литий-ионных батарей – и выглядит она следующим образом:

  • АКБ демонтируется и оставляется в покое на 5-6 часов.
  • Для диагностики тестер переводится в режим замера напряжения – в вольтах.
  • Выставляется предел измерения 20 В – так как батареи рассматриваемого типа (Li-Ion) выдают номинал не более 12-13 вольт.
  • Далее проводники от прибора присоединяются на клеммы АКБ – красный к «+», черный к «-».

После этого на дисплее должен появиться один из вариантов:

  1. 12,7-13,2 вольт – батарея в полностью исправном состоянии.
  2. 12,1-12,4 В – зарядка истрачена наполовину, требуется подзарядка.
  3. 11,6-12 вольт – батарея истощена, ее следует заменить в ближайшее время.
  4. 11 В и ниже – источник питания полностью выработал ресурс и подлежит утилизации.

Если в ходе тестирования на экране перед значением появился знак «-», значит, порядок подсоединения щупов был перепутан. Искажений в работе прибора это не даст – однако лучше заранее проверять правильность подключений, чтобы избежать более серьезных ошибок.

Ток утечки

Параметр измеряется в амперах и показывает, какой ампераж потребляет подключенное к аккумулятору оборудование – проверить его также можно мультиметром. Алгоритм диагностики следующий:

  • Выключаются все приборы, питаемые от АКБ.
  • Демонтируется минусовая клемма.
  • Тестер переводится в сегмент измерения постоянного тока до 10 А.
  • Плюсовой контакт соединяется с «+» батареи.
  • К «-» АКБ подводится минус измерителя.
  • На дисплее отобразится значение.

При отсутствии утечек экран покажет 0. В противном случае будет отображаться величина тока в мА. Чем она выше, тем быстрее сядет батарея. Чаще всего явление связано с неисправностью проводки или каким-либо потребителем.

В нормальном состоянии ток утечки не превышает 70 мА. Если он больше, следует найти и устранить неисправный участок цепи. В большинстве случаев это замыкание в проводке.

Плотность

Для проверки плотности электролита в аккумуляторе применяется ареометр, но на практике работоспособность можно определить и мультиметром – таким же методом, как для емкости, только без разрядки. Суть его в следующем:

  1. Прибор переводится в режим измерения напряжения.
  2. К выводам подсоединяются проводники с крокодилами.
  3. Выбирается предел измерений до 20 В.
  4. Черный проводник подключается к «-», красный к – «+».
  5. На экране появляется значение.

Если величина напряжения в рамках нормы – от 12,7 В, плотность в норме, если в рамках 12,1-12,4 – ниже нормы, что соответствует разрядке наполовину.

Емкость

Для того чтобы проверить емкость, аккумулятор сначала требуется полностью зарядить, затем определить изменение параметров под нагрузкой с помощью мультиметра. Делается это следующим образом:

  • К полностью заряженной батарее подключается нагрузка известных характеристик, например, лампочка на 100 Вт, при этом сила тока составит 9 А.
  • При этом одновременно к клеммам подсоединяется тестер в режиме замера напряжения.
  • Момент начала эксперимента засекается на часах.
  • Когда разряд АКБ достигнет такого уровня, что номинал снизится до 10,3 В, цепь размыкается.
  • Вычисляется время, затраченное на достижение этого результата, например, 7 часов.
  • Далее чтобы определить емкость, потребуется период разгрузки батареи умножить на силу тока в цепи. В нашем случае = 7 × 9 = 63 А ч.

Таким образом, полученное значение можно сравнить с технической информацией на корпусе АКБ. Как правило, для стандартных батарей это порядка 60-70 А ч.

Напряжение

Чтобы проверить напряжение (вольтаж) аккумулятора с помощью мультиметра, потребуется выполнить следующий ряд действий:

  1. Подготовить тестер – подсоединить щупы, переключить в режим проверки напряжения с пределом до 20 вольт.
  2. Подвести края щупов к соответствующим клеммам – красный к плюсовой, черный к минусовой.
  3. После этого на дисплее появится значение измеряемой величины.

В отключенном состоянии исправная батарея должна показать 12,7 В. Если номинал окажется в рамках 12,1-12,4 В, потребуется подзарядка, так как АКБ уже разрядилась на 50-70 %. При показателе 11,7 В и ниже – происходит глубокий разряд с минимальной возможностью восстановления.

Если аккумуляторная батарея подключена в цепь с генератором, как например, в авто с работающим мотором, измеряемая величина напряжения будет выше, чем в отключенном состоянии – порядка 13,5-14 В.

Внутреннее сопротивление

Для того чтобы определить, соответствует ли внутреннее сопротивление норме, требуется померить заряд аккумулятора, а точнее его напряжение, с помощью мультиметра. Причем делать это нужно с нагрузкой и без.

Сделать тест можно следующим образом:

  • К АКБ подключается какая-нибудь нагрузка, например, лампочка.
  • По истечении 10-15 сек., делается замер напряжения тестером.
  • Далее нагрузка отключается, и производится повторный замер того же параметра.
  • В итоге делается сравнение результатов.

Расчеты проводятся следующим образом:

  1. Высчитывается разница между 2 полученными показателями.
  2. Результат делится на номинал, указанный производителем.
  3. Далее значение умножается на 100 %.

Внутреннее сопротивление будет в норме, если полученная величина не более 0,4 %. В противном случае АКБ нуждается в скорейшей замене.

Особенности проверки различных типов АКБ

Для проверки аккумулятора, нужно научиться правильно пользоваться мультиметром, и знать алгоритм тестирования при определении конкретной характеристики. Однако в быту есть множество приборов, работающих от АКБ. Для их диагностики не всегда требуется тестер.

Видео-пример проверки аккумулятора мультиметром:

Выделю следующие нюансы проверки АКБ для самых распространенных видов бытовой техники:

  • Телефон. Применяются специальные приложения, а также USB-тестер. С их помощью можно узнать состояние батареи и необходимость замены.
  • Ноутбук. Есть ряд программ, показывающие фактическое состояние АКБ и заводские характеристики. При этом в операционной системе есть и встроенные ресурсы диагностики.
  • Шуруповерт. Заряд определяется по периоду активности устройства. Полученные практические данные можно сравнить с заводскими и сделать вывод о работоспособности АКБ.
  • Авто. Батареи питания машин проверяются по выше рассмотренным схемам.
  • Пальчикового типа. Тестирование выполняется таким же способом, как для стандартных батарей – с нагрузкой, универсальным измерителем и проч.

Узнать о причинах снижения емкости аккумулятора можно, если подсоединить один щуп мультиметра к клемме, а другой к электролитному подтеку на корпусе. Поэтому устранять подтеки нужно при первом же обнаружении.

Видео-обзор тестирования АКБ ИБП с помощью мультиметра:

Коротко о главном

Мультиметр определяет напряжение, силу тока, емкость, сопротивление и ряд других параметров электроцепи. Чтобы правильно им воспользоваться, нужно знать устройство и алгоритм измерений.

С помощью мультиметра можно проверить следующий ряд рабочих характеристик АКБ:

  • Степень заряда.
  • Ток утечки.
  • Емкость.
  • Плотность.
  • Напряжение.
  • Внутреннее сопротивление.

Измерения должны проводиться строго по инструкции с соблюдением правил пользования тестера. Аккумуляторные батареи бытовых приборов можно проверять как программами, так и мультиметром.

Напишите в комментариях, попытаетесь ли вы восстановить севший аккумулятор, или лучше купите новый?

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Всем привет!
Хочу показать небольшую инструкцию, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, пользуясь мультиметром и нагрузочной вилкой.

Всего будет 3 этапа проверки АКБ:
1. Внешний осмотр аккумулятора.
2. Проверка напряжения с помощью мультиметра.
3. Проверка емкости аккумулятора с помощью нагрузочной вилки.

Проверка аккумулятора автомобиля

1. Внешний вид аккумулятора. Он должен быть чистым и сухим, без видимых повреждений и изменений корпуса. Вздутый аккумулятор говорит о том, что он приходит в негодность. Для проверки на деформацию корпуса, достаточно приложить к боковым поверхностям уровень, линейку или другой ровный предмет. Если инструмент "ходит", значит АКБ вздутый. Продольные стороны аккумулятора практически не деформируются, поскольку пластины стоят поперек.

Проверка АКБ на деформацию

2. Степень заряженности аккумулятор. Меряем на клеммах, с помощью мультиметра, в режиме измерения постоянного напряжения. Напряжение полностью заряженного аккумулятора — 12.8 В. Меньше 12 В разряжать аккумулятор нельзя — это уже глубокий разряд. Такой АКБ может долго не прослужить.

Проверка напряжения на аккумуляторе

3. Проверка емкости аккумулятора. Само по себе напряжение аккумулятора ничего не говорит о работоспособности. Обязательно нужно проверять степень заряда АКБ с помощью нагрузочной вилки. Для этого цепляем крокодилы нагрузочной вилки на клеммы аккумулятора. Сразу видим напряжение на аккумуляторе, дальше включаем тумблер и отсчитываем 10 секунд (на других нагрузочных вилках может быть другой промежуток времени). После нагрузки смотрим на показание инструмента — цветные сектора показывают состояние АКБ. Если аккумулятор работоспособный, но емкость не полная, перед обратной установкой его необходимо подзарядить.

Проверка емкости нагрузочной вилкой Нагрузочная вилка

Автомобильный аккумулятор, в основном, выходит из строя при длительной эксплуатации, недостаточном уровне подзарядки либо при проблемах с электрооборудованием.

Совет. Следить за состоянием аккумулятора, при отсутствии измерительных приборов, можно с помощью обычной автомобильной USB зарядки, со встроенным вольтметром. Цена устройства около 3$. Так вы будете контролировать степень заряженности вашего аккумулятора и процесс зарядки (работоспособность генератора). После запуска автомобиля, смотрим на вольтметр, хороший аккумулятор не просаживается ниже 11 В. В процессе езды вы также можете смотреть на показания, они будут варьироваться в зависимости от количества включенных потребителей, но не должно падать ниже 13 В. Например, если у вас показывает 12,6 В, значит зарядки нет. Нормальная зарядка от 13,5 В до 15 В. Выше 15 В происходит перезаряд, а значит у вас может закипеть аккумулятор или могут перегореть лампочки в осветительных приборах.

Зарядное устройство с вольтметром

Как видите, проверка автомобильного аккумулятора не сложный процесс, который вы можете повторить самостоятельно, при наличии инструмента. Если вы будете следить за состоянием АКБ, то не попадете в неловкие ситуации, когда ваш автомобиль не заводится. По цвету шкалы видим, работоспособен ли наш аккумулятор. Если АКБ рабочий, но емкость не полная, то перед обратной установкой его необходимо подзарядить.

Проверка аккумулятора мультиметром — подробная инструкция

Аккумулятор – важный компонент, без которого машина просто не поедет. Многие водители относятся к АКБ как к расходному материалу – заменяют новой, когда начинает барахлить. Источники питания «стареют», но это можно замедлить, если вовремя их обслуживать и соблюдать правила эксплуатации. Проверка аккумулятора мультиметром позволит оценить его работоспособность.

Проверка аккумулятора мультиметром

Проверка аккумулятора мультиметром необходима, чтобы вовремя заметить возможные неисправности.

Что такое мультиметр и как он работает

Мультиметром называется прибор, которым в домашних условиях можно замерить напряжение аккумулятора. А отталкиваясь от значения напряжения легко определить, заряжен он или нуждается в подзарядке.

Обычно прибором выполняется замер напряжения, но с ним также можно узнать:

  • о факте утечки тока;
  • энергоемкость;
  • внутреннее сопротивление;
  • силу тока или ампераж.

К слову, необходимость померить вольтаж порой возникает не только при наличии авто аккумулятора, но и источника питания смартфона или любого другого устройства.

Конечно, продаются АКБ с индикатором, который отражает заряд. Но стоят такие модели на 20 – 30% дороже обычных. Обзаведясь мультиметром, и научившись с ним обращаться, реально продлить срок эксплуатации аккумулятора.

Порядок проверки аккумулятора

Порядок снятия аккумулятора

Порядок снятия аккумулятора с машины.

Прежде чем приступать к тестам, надо визуально оценить состояние источника питания. Например, поврежденный корпус может стать причиной его выхода из строя.

Для лучшей оценки лучше извлечь батарею из посадочного гнезда. Отсоединяют кабели в такой последовательности: сначала клемму заземления, то есть «минус», потом «плюс». Чтобы достать аккумулятор, достаточно открутить прижимной механизм. Есть еще удерживающий механизм, и он должен быть в рабочем состоянии, так как предотвращает тряску батареи.

Исправность или неисправность АКБ можно определить по внешним признакам. Если видны выпуклости сбоку или на крышке, трещины, повреждения клемм, вероятно, источник питания «отжил» свое. Если дело только в кабелях, они износились или треснули, их заменить куда проще.

Что можно проверить мультиметром

Этот измерительный прибор пригодится каждому автовладельцу. С ним можно оперативно, «в поле», определить ряд показателей. И уже по цифрам судят, аккумуляторная батарейка работает исправно или с ней что-то не так.

Заряд

Наиболее современные автомобильные аккумуляторы – литий-ионные (Li-Ion). С помощью мультиметра легко проверить, заряжена АКБ или нет. Делается это так:

  1. Отсоединяют батарею и дают ей «отдохнуть» 5 – 6 часов.
  2. Мультиметр переводят в режим «Вольтаж» (замер напряжения).
  3. Литиевые АКБ выдают ток в пределах 12.7 – 13.2 В, поэтому на приборе выставляют отметку 20 В. Замеряться будет напряжение от этого значения и ниже.
  4. Провода мультиметра подводят к аккумулятору: красный – на «плюс», черный – на «минус». Если кабеля одного цвета, ориентируются на маркировку.

Мультиметр должен показывать цифры на дисплее. По ним судят о состоянии АКБ:

  • 12.7 – 13.2 В – источник питания исправен;
  • 12.1 – 12.4 В – примерно половинная зарядка, то есть надо пополнить запас;
  • 11.6 – 12 В – «истощенная» батарея, которая вряд ли уже послужит источником энергии;
  • до 11 В – отработанный аккумулятор, который можно отправлять на утилизацию.

Проверить аккумулятор мультиметром, чтобы навскидку оценить его работоспособность, несложно, надо только немного времени.

Ток утечки

Утечка тока – показатель, отражающий сколько тратится энергии на поддержание работы подключенных к бортовой сети потребителей. Для каждой батареи предусмотрено конкретное значение минимальной утечки тока. В среднем это от 55 до 80 мА.

Это токи, которые «уходят» на поддержание функционирования магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и т.д. В сумме утечка не должна превышать 70 мА. Если будет больше, батарея начнет сильней разряжаться, что быстрее сократит ее срок службы.

Проверка утечки тока:

  1. Отключают всех потребителей энергии.
  2. С батареи снимают клемму «минус».
  3. Мультиметр переводят в режим замера постоянного тока в диапазоне до 10 А.
  4. «Плюсовой» провод прибора соединяют с «плюсом» аккумулятора.
  5. К снятому «минусу» подводят «минус» тестера.
  6. Считывают показания.

Если утечек нет – покажет нули. При наличии утечки будет понятно, как быстро садится АКБ. Если значения выше нормы, надо определить прожорливого потребителя, поочередно отключая предохранители и возвращая их на место.

Плотность

Обычно уровень электролита проверяют специальной стеклянной трубкой, имеющей шкалу с делениями – ареометром. Но подойдет и мультиметр. Инструкция:

  1. Тестер переводят в режим «Вольтаж», подключают к нему провода с «крокодилами».
  2. Переключатель ставят на отметку 20 В – будет показывать все, что ниже.
  3. Черный провод соединяют с «минусом», красный – с «плюсом».
  4. Смотрят на значение напряжения и сравнивают с нормой. У полностью заряженной батареи 12.7 В. Если 12.1 – 12.4 – заряжена наполовину, плотность не соответствует норме.

Плотность электролита рекомендуется замерять каждые 15 – 20 тысяч км пробега.

Плотность электролита при разных температурах

Плотность электролита при разных температурах.

Емкость

Измерить емкость можно путем контрольного разряда аккумулятора. Для начала полностью заряжают АКБ. Чтобы убедиться, что она полностью набрала заряд, проверяют напряжение и плотность электролита.

Затем подключается нагрузка, к примеру, лампочка на 24 В, и фиксируется время. Когда напряжение снизится до 50%, лампу накаливания отключают. Энергоемкость, измеряемая в Ампер-часах (Ач) замеряется так: умножают силу тока в цепи при подключенной нагрузке на кол-во часов, отведенных на контрольный разряд. Если полученное значение близко к номиналу, значит с батарей все в порядке.

Напряжение

Нормальное напряжение на АКБ

Нормальное напряжение на АКБ.

Проверку можно выполнять при выключенном моторе. Нормой считается 13.5 – 14 В. АКБ с таким напряжением считается исправной.

Если на приборе пишет более 14.2 В, батарея полностью не заряжается. Генератор в это время работает усиленно, чтобы дать энергию всем потребителям. Зимой аккумулятор мерзнет и разряжается, поэтому тест не с первого раза может показать правильные значения.

Если проверять с запущенным двигателем и отключенными потребителями, и прибор показывает меньше 13 В, значит генератор работает с перебоями, то есть не способен полностью зарядить АКБ.

Внутреннее сопротивление

Замеры несложные, но понадобится нагрузка, например, галогеновая лампочка на 60 Вт с током потребления в 5 А. При ампераже в 100 А потеря напряжения не должна превышать 1 В. Соответственно, при 5 А – около 0.05 В. Инструкция:

  1. Подключают лампу к АКБ и ждут, когда она загорится.
  2. Проверяют напряжение мультиметром, записывают значение.
  3. Отключают лампу и сверяют новые показатели вольтажа.

Если разница – не больше 0.05 В, аккумулятор исправен. Большие значения свидетельствуют об износе.

Мультиметр – простой в освоении прибор, которым должен владеть каждый водитель. С ним можно оперативно оценить состояние источника питания, и предпринять вовремя действия для продления его срока службы. В то же время многие полагаются на сведения бортового компьютера, но он не настолько точен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *