Сколько автомобилей продается в китае в год
Перейти к содержимому

Сколько автомобилей продается в китае в год

  • автор:

Volkswagen повержен. BYD стала лидером китайского рынка автомобилей

Компания BYD вошла в историю, став лидером китайского рынка легковых автомобилей. По итогам первого квартала текущего года компания обошла Volkswagen, который долгое время доминировал в Поднебесной.

Volkswagen повержен. BYD стала лидером китайского рынка автомобилей

Продажи BYD выросли на 31,37%, до 440 798 авто, тогда как поставки Volkswagen увеличились лишь на 19,1%, до 427 269 авто. В итоге BYD достаточно уверенно обошла конкурента, хотя нельзя утверждать, что Volkswagen не сможет вернуть лидерство. Третье место занимает Toyota с ростом на 18,33% и 330 296 проданными авто.

Volkswagen повержен. BYD стала лидером китайского рынка автомобилей

Далее в списке лидеров разместились Honda, Tesla, Changan, BMW, Mercedes-Benz, Geely, Audi и многие другие. Среди них можно отметить Tesla с ростом на 123,58%, что значительно превосходит рост продаж у других производителей.

Продажи новых автомобилей в Китае за 2022 год

Всего на рынке Китая в 2022 году было реализовано 26 849 351 автомобиль. Что можно узнать по статистике продаж автомобилей в Китае в 2022 году? Давайте рассмотрим марки-лидеры по продажам в 2022 году.

Лидером на автомобильном рынке Китая в 2022 году являются автомобили марки Volkswagen. Благодаря доверию покупателей к бренду, транспортные средства марки Volkswagen были реализованы в количестве 2 332 730 единиц. Кроме этого бренда в ТОП-5 вошли BYD (1 858 740 автомобилей), Toyota (1 841 423 автомобиля), ChangAn (1 664 061 автомобиль) и Honda (1 399 907 автомобилей).

Самыми же продаваемыми моделями в 2022 году в Китае стали автомобили Tesla Model Y. В 2022 году было реализовано 455 091 автомобиль Tesla Model Y. На втором месте идут автомобили BYD Song с показателем в 411 026 автомобилей. Также в ТОП-5 вошли такие автомобили как Volkswagen Lavida (376 627 автомобилей), Haval H6 (288 083 автомобиля), GAC Trumpchi (259 543 автомобиля).

Итоги продаж автомобилей в Китае

Марка январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Итого
1 Volkswagen 227 953 156 714 180 786 68 129 172 527 245 459 225 610 216 285 239 595 205 305 181 766 212 601 2 332 730
2 BYD 95 422 91 078 104 878 106 042 114 943 134 036 162 530 174 915 201 259 217 466 226 976 229 195 1 858 740
3 Toyota 151 641 126 192 167 121 100 048 141 847 203 055 166 802 161 707 181 142 155 838 151 216 134 814 1 841 423
4 ChangAn 210 917 95 337 169 012 81 776 105 661 143 321 147 733 83 812 143 406 164 105 130 223 188 758 1 664 061
5 Honda 155 283 116 329 148 278 40 407 82 608 149 450 154 491 121 968 112 872 115 357 83 521 119 343 1 399 907
6 WuLing 98 799 55 752 139 185 60 777 84 143 107 026 128 720 124 883 139 615 141 358 151 637 164 885 1 396 780
7 Geely 122 833 63 420 83 796 56 698 69 371 104 164 97 186 95 992 101 533 119 874 108 544 101 369 1 124 780
8 Chery 72 075 47 976 64 540 44 505 66 978 82 940 106 534 113 785 117 715 99 335 74 807 70 019 961 209
9 DongFeng 99 238 61 275 94 223 55 436 59 549 73 703 60 992 60 749 74 544 69 239 63 688 77 198 849 834
10 Nissan 113 384 76 044 57 840 38 106 53 100 80 168 81 206 78 437 71 342 72 465 43 561 57 390 823 043
11 Tesla 59 845 56 515 65 814 1 512 32 165 78 906 28 217 76 965 83 135 71 704 100 291 55 796 710 865
12 BMW 80 534 45 046 37 932 32 935 64 864 64 527 53 587 61 692 72 581 53 274 65 272 62 583 694 827
13 Buick 61 967 42 047 57 117 16 490 50 990 75 866 70 106 67 497 64 478 71 302 52 721 47 346 677 927
14 Mercedes-Benz 57 615 42 421 50 160 29 460 42 771 60 036 66 162 56 131 69 991 51 462 51 735 46 796 624 740
15 Haval 70 228 41 994 54 534 29 125 41 748 51 274 61 279 50 400 53 960 63 759 53 923 44 326 616 550
16 Audi 63 054 43 319 31 706 14 129 50 624 74 646 59 676 58 716 55 725 53 230 41 487 52 968 599 280
17 MG 27 684 38 057 33 723 10 541 47 719 52 077 56 273 52 063 50 735 48 783 60 297 71 756 549 708
18 Foton 41 445 37 617 60 956 30 012 40 022 40 033 34 007 40 007 36 006 36 004 28 017 36 000 460 126
19 GAC 36 564 23 793 30 091 20 118 29 350 32 665 31 344 29 955 33 494 31 385 25 807 37 982 362 548
20 HongQi 42 158 21 643 12 380 6 812 25 020 21 859 22 275 26 012 33 005 34 252 25 240 39 421 310 077
21 Chevrolet 25 823 20 458 21 899 6 232 23 347 28 647 23 539 29 913 24 765 25 598 26 492 20 553 277 266
22 Roewe 37 639 25 214 26 977 7 337 21 295 27 225 26 962 29 320 21 202 16 917 10 239 11 815 262 142
23 Hyundai 24 056 16 457 17 102 10 012 8 435 18 097 24 031 26 065 33 007 26 554 21 552 25 056 250 424
24 Ford 22 420 14 363 18 280 10 423 15 625 23 878 24 233 23 781 29 540 25 378 22 793 18 956 249 670
25 CNHTC 34 838 20 034 23 495 17 489 17 563 16 406 16 998 19 232 19 226 17 014 13 949 15 642 231 886
26 JMC 16 398 15 203 27 570 15 184 17 683 19 820 14 021 15 544 19 342 15 063 15 828 25 465 217 121
27 Cadillac 22 217 13 501 9 507 1 107 8 700 20 807 21 407 22 700 22 807 22 101 23 800 26 624 215 278
28 Maxus 21 037 12 522 17 708 8 700 12 373 17 695 19 106 21 242 21 724 17 545 20 229 24 274 214 155
29 JAC 29 812 18 905 20 971 15 151 14 984 17 823 19 186 15 692 15 416 15 914 16 956 11 216 212 026
30 Baojun 11 258 10 248 10 815 15 240 15 857 12 974 16 297 20 217 24 556 18 642 18 350 28 409 202 863
31 Great Wall 12 860 11 637 18 455 13 206 17 008 21 251 16 305 15 566 17 111 15 697 13 832 13 787 186 715
32 Volvo 17 546 11 622 14 261 5 350 12 018 20 006 19 253 13 592 11 356 17 133 16 631 22 966 181 734
33 FAW 29 166 22 698 18 054 9 408 10 776 16 492 12 691 12 897 11 628 13 538 12 561 10 216 180 125
34 Jetour 10 050 6 700 10 006 7 735 11 520 15 036 16 690 18 979 15 966 21 150 15 200 26 999 176 031
35 Jetta 16 777 15 177 14 223 4 007 11 838 16 199 10 001 11 177 20 200 10 300 10 700 8 301 148 900
36 NIO 10 700 6 453 9 768 4 182 8 926 12 270 12 386 12 751 13 593 12 187 16 916 15 710 135 842
37 Kia 13 780 11 079 11 149 5 697 8 082 12 641 14 730 11 190 11 312 10 997 9 705 10 324 130 686
38 Tank 10 363 6 468 8 922 6 065 8 018 14 258 12 473 10 008 12 612 12 753 10 919 11 022 123 881
39 XPeng 12 922 6 225 15 414 9 002 10 125 15 295 11 524 9 578 8 468 5 101 5 811 11 292 120 757
40 Shaanxi 7 276 8 896 11 314 8 027 9 665 13 325 9 545 9 044 10 795 8 202 9 349 8 637 114 075
41 Mazda 19 888 9 959 11 170 3 531 8 713 10 394 8 002 5 316 7 087 7 881 5 719 6 372 104 032
42 Ora 13 229 6 261 14 264 3 088 10 768 11 516 8 829 9 161 7 605 5 572 6 776 6 927 103 996
43 Venucia 14 001 10 001 4 813 3 581 6 006 10 036 10 102 7 200 10 348 10 526 5 881 8 405 100 900
44 Senova 5 819 3 008 8 621 4 102 3 181 8 988 9 386 9 600 9 053 9 739 7 633 16 106 95 236
45 Jinbei 7 070 6 901 8 695 4 926 3 401 3 926 6 785 6 692 7 822 8 372 8 054 8 306 80 950
46 Lincoln 6 784 2 920 9 153 4 398 3 421 10 082 6 645 8 954 9 509 4 680 4 057 5 133 75 736
47 Citroen 6 750 3 992 6 141 4 580 4 047 3 874 6 428 6 079 8 982 8 182 4 083 3 573 66 711
48 KAMA 3 198 8 716 8 477 4 933 4 431 5 348 5 135 4 747 4 376 3 940 6 599 4 740 64 640
49 Dacia 4 267 4 536 2 532 3 433 3 937 5 445 6 103 8 463 1 419 10 785 5 243 7 546 63 709
50 Dayun 5 663 3 666 6 606 5 441 5 570 6 146 4 795 4 566 4 855 4 451 4 618 4 106 60 483
51 Peugeot 6 251 3 640 4 706 3 572 4 160 4 657 3 597 4 005 4 963 6 407 5 625 6 873 58 456
52 Skoda 5 800 4 270 5 500 1 200 3 284 3 300 3 610 4 000 4 003 2 600 2 000 1 933 41 500
53 Isuzu 2 100 3 007 4 503 2 103 4 503 4 803 3 073 3 017 3 003 3 000 2 651 4 240 40 003
54 WEY 5 098 4 432 4 755 2 293 2 520 2 887 3 034 3 091 2 354 2 427 2 110 1 380 36 381
55 Mitsubishi 3 805 3 632 2 002 1 002 1 501 1 806 3 777 3 205 6 079 3 711 802 2 257 33 579
56 Qingling Motors 5 153 3 050 3 731 1 933 1 640 4 494 1 426 2 142 2 534 1 536 1 424 1 516 30 579
57 King Long 2 024 1 279 2 985 1 760 1 618 2 664 1 521 2 699 2 658 1 944 3 540 5 508 30 200
58 Land Rover 1 893 2 098 2 378 1 110 2 950 3 043 3 304 3 346 3 326 2 517 2 929 1 063 29 957
59 Weltmeister 2 200 1 557 3 719 1 521 3 003 4 031 4 566 4 567 3 003 1 117 153 30 29 467
60 SWM 1 867 2 200 2 080 2 217 2 120 1 290 1 583 1 876 2 099 2 883 4 209 3 644 28 068
61 Golden Dragon 592 631 2 358 1 154 1 550 1 318 1 722 1 255 2 101 1 934 2 282 5 527 22 424
62 Jaguar 1 149 2 033 3 071 673 1 660 1 336 1 505 1 505 1 603 2 121 1 952 2 172 20 780
63 ZXAuto 1 063 1 076 1 322 1 350 1 121 1 320 1 264 1 529 1 327 1 264 1 195 1 501 15 332
64 BAW 34 499 317 485 1 401 1 941 2 730 2 833 1 220 703 1 116 13 279
65 Soueast 800 528 2 017 13 52 235 340 322 3 520 2 725 2 558 13 110
66 XCMG 1 459 769 1 132 1 034 1 442 1 989 784 522 739 891 779 850 12 390
67 Suzuki 1 646 912 1 412 942 1 090 443 554 551 1 414 878 229 469 10 540
68 Denza 175 350 3 451 6 002 9 978
69 BeiBen 410 272 735 582 610 1 028 689 483 629 527 1 196 716 7 877
70 Zhongtong 356 239 590 364 420 362 363 533 715 915 1 170 1 462 7 489
71 Sunlong 146 311 601 400 409 600 987 1 800 1 359 56 47 6 716
72 SiTech 109 69 450 818 903 1 002 751 492 279 403 5 276
73 Aiways 116 123 313 168 655 570 577 526 361 582 582 327 4 900
74 BJEV 79 98 101 2 13 1 182 266 179 2 437 1 471 4 829
75 Smart 4 794 4 794
76 Infiniti 1 054 910 512 157 147 182 156 140 204 249 292 234 4 237
77 Changhe 166 5 21 792 484 420 556 322 362 318 182 299 3 927
78 FQT Motor 152 321 583 337 1 047 54 23 162 510 46 66 42 3 343
79 Ankai 387 193 114 95 220 306 239 202 299 226 220 582 3 083
80 Karry 111 168 87 257 552 387 248 235 123 209 211 365 2 953
81 CAMC 668 450 678 513 531 2 840
82 Huanghai 233 119 406 32 71 135 214 558 317 57 60 471 2 673
83 Yaxing Coach 162 70 215 62 50 248 107 148 276 124 298 562 2 322
84 DS 277 156 230 73 170 74 186 225 169 205 200 95 2 060
85 Lushan 192 108 190 156 200 257 100 103 201 140 201 162 2 010
86 Shanghai 30 18 91 290 122 125 446 251 528 108 2 009
87 Oshan 1 116 303 138 116 62 40 56 33 16 98 1 978
88 Yunque 114 193 220 203 139 146 215 243 266 176 1 915
89 Jeep 1 725 134 1 1 1 861
90 Acura 101 36 412 11 458 617 21 10 1 4 2 2 1 675
91 Everus 490 116 307 25 92 210 108 51 51 33 9 11 1 503
92 Ruichi 5 552 501 420 1 478
93 YTO Group 139 96 150 101 132 126 17 198 41 105 169 121 1 395
94 Daewoo 12 154 208 162 351 311 70 1 268
95 Hino 60 30 29 33 95 25 28 97 30 98 39 35 599
96 Guilin 87 91 71 13 15 4 46 46 20 160 553
97 YUDO Auto 264 252 516
98 Wanxiang 4 114 6 2 126
99 Yema 45 26 1 10 12 2 96
100 Changzheng 21 4 5 62 92
N/A 117 700 81 533 127 694 87 277 127 086 143 292 148 512 165 064 186 431 179 496 188 441 225 284 1 777 810
Общие продажи 2 530 584 1 737 299 2 233 913 1 180 902 1 861 975 2 502 293 2 420 058 2 383 354 2 610 325 2 504 683 2 327 721 2 556 244 26 849 351

Примечания

  1. Данные предоставлены из официальных источников: АЕБ, АСЕА, Automotive News, GoodCarBadCar, Focus2move, а также из официальных данных автопроизводителей.
  2. Общие продажи и список марок может отличаться, т.к. данные предоставлены по маркам на портале VERcity.
  3. N/A — статистика по моделям, отсутствующие в каталоге VERcity. Грузовые автомобили, специальная техника и тд.
  4. Все данные собраны из открытых источников и не имеют подтверждения у официальных цетров. Данные предоставлены только в ознакомительных целях. В случае любых нарушений сообщите нам (auto@vercity.ru), после получения запроса, он будет обработан в срок от 2 до 5 рабочих дней.

Общая статистика продаж автомобилей в Китае

На портале VERcity мы публикуем проверенные данные от ассоциаций и производителей машин, чтобы вы могли:

  • Изучать вкусы китайских автолюбителей и прогнозировать их поведение в кризисных условиях.
  • Использовать данные графиков и таблиц для продвижения новых моделей на рынок.
  • Удовлетворить личный интерес и узнать интересные факты об автомобильной отрасли.

Мы ведем статистику автомобилей в Китае, начиная с 2005 г. Поэтому на портале вы легко найдете данные за любой месяц из указанного периода. После завершения очередного отчетного квартала мы обновляем информацию, чтобы держать вас в курсе событий.

Продажи: янв-дек, 2022

1. Tesla Model Y 455 091 127%
2. BYD Song 411 026 104%
3. Volkswagen Lavida 376 627 -4%
4. Haval H6 288 083 -22%
5. GAC Trumpchi 259 543 0%
6. Toyota Corolla 257 751 -20%
7. Tesla Model 3 255 774 -6%
8. Toyota Camry 249 839 15%
9. Nissan Bluebird Sylphy 240 826 -3%
10. ChangAn CS75 237 615 -15%
11. Volkswagen Sagitar 236 142 0%
12. Honda Accord 233 887 16%
13. Honda CR-V 229 537 7%
14. Toyota Levin 213 426 -6%
15. Volkswagen Bora 211 105 -15%
16. MG 5 199 865 37%
17. Volkswagen Passat 190 629 52%
18. Geely Bin Rui 184 468 25%
19. Geely Emgrand 178 260 -14%
20. MG ZS 174 853 22%
21. BMW 5-Series 173 959 0%
22. ChangAn Eado 173 085 1%
23. Buick Envision 172 479 17%
24. WuLing Rongguang 172 327 -7%
25. Toyota RAV4 171 268 -14%
26. Volkswagen Saveiro 162 114 10%
27. Honda Civic 156 286 -1%
28. Nissan Qashqai 154 460 -1%
29. Chery Tiggo 7 153 777 68%
30. Volkswagen Tiguan 153 164 -2%
31. ChangAn CS55 152 794 8%
32. BYD Tang 150 832 178%
33. WuLing Hongguang 150 117 -41%
34. Mercedes-Benz GLC-Class 150 000 7%
35. Mercedes-Benz E-Class 147 871 3%
36. Nissan Altima 147 015 -9%
37. BMW 3-Series 145 551 -15%
38. Mercedes-Benz C-Class 143 918 14%
39. Toyota Wildlander 142 609 11%
40. Audi Q5 141 582 -5%
41. HongQi HS5 140 062 6%
42. Jetour X70 137 152 10%
43. Audi A4 Allroad 136 026 4%
44. Audi A6 129 582 -16%
45. Honda Breeze 128 491 -22%
46. Hyundai Elantra 121 794 -25%
47. Geely Bo Yue 117 922 -47%
48. BMW X3 117 188 -32%
49. Buick GL8 116 257 -31%
50. Chery Tiggo 5 114 930 38%

Яндекс.Дзен: VERcity Instagram: VERcity Вконтакте: VERcity FaceBook: VERcity Одноклассники: VERcity Twitter: VERcity YouTube: VERcity Telegram: VERcity

При использовании информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.) в каждом случае необходимо размещение активной гиперссылки на главную страницу Сайта или на страницу размещения соответствующего материала.

Все замечания и вопросы по сотрудничеству направляйте по электронной почте: auto@vercity.ru.

Обращаем ваше внимание на то, что изображения являются чьей-либо собственностью и некоторые из них добавлены посетителями сайта. Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов.

Китай станет мировым лидером по экспорту автомобилей в 2023 году

1

Китай в этом году, вероятно, обгонит Японию и станет крупнейшим мировым экспортером автомобилей. За восемь месяцев 2023-го экспорт автомобилей из КНР вырос на 62% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 2 млн 941 тыс. единиц, согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM). Объемы экспорта растут на фоне глубоких структурных проблем в автомобильной отрасли внутри страны, где производство резко превышает спрос, отмечает агентство «Финмаркет».

Серьезные расхождения связаны с тем, что представители отрасли не смогли верно угадать три ключевых тренда: резкое снижение спроса на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, скачок популярности электромобилей, а также уменьшение потребности в личных транспортных средствах, учитывая рост популярности каршеринга среди городского населения, численность которого увеличивается.

Результатом всего этого является «огромное перепроизводство» автомобилей по всей стране, констатирует экс-глава Chrysler в Китае и основатель консалтинговой компании Automobility Билл Руссо. По его словам, избыток автомобилей на китайском рынке составляет порядка 25 млн единиц.

Конкурентоспособность китайских автопроизводителей выросла за последние годы благодаря государственным мерам поддержки отрасли, а также частным инвестициям.

Китай обошел Южную Корею по объемам экспорта автомобилей в 2021 году, Германию – в 2022 году, а в этом году обгонит Японию, отмечает агентство Moody’s. Эксперты ожидают, что КНР сохранит лидерство как экспортер автомобилей на годы. Согласно прогнозу консалтинговой компании AlixPartners, поставки машин китайских производителей за рубеж достигнут 9 млн в год к концу текущего десятилетия. В результате их доля на мировом рынке к 2030 году увеличится до 30% с 16% в 2022 году.

Экспорт китайских автопроизводителей нацелен в основном на развивающиеся рынки в Европе и Азии, показывают данные Automobility. В этом году основным направлением экспорта стала Россия.

Волна экспорта, вероятно, усилится, поскольку китайские электромобили, которые существенно дешевле, чем машины конкурентов, закрепляются на рынке, особенно в Европе, говорит аналитик HSBC Юйцянь Дин. В самом Китае спрос на автомобили достиг пика в 2017 году, отмечает Automobility. В дальнейшем он начал ослабевать в связи с замедлением темпов роста среднего класса в КНР.

Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире: за счет чего это произошло

По итогам 1 полугодия 2023 года Китай стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире, обогнав Японию. За первые 6 месяцев Китай экспортировал 2,3 млн автомобилей, рост глобальных поставок по сравнению с прошлым годом составил 76,9%. За аналогичный период Япония экспортировала 2 млн автомобилей. Китай сумел обогнать Японию еще в 1 квартале

Это впечатляющий рост: до 2020 года китайский автомобильный экспорт колебался в пределах миллиона автомобилей в год. По итогам 2023 года ожидается, что он составит не менее 4 млн единиц.

Расскажу, что этому способствовало.

За счет чего Китай вырвался вперед

Нельзя назвать какую-то одну причину, позволившую Китаю стать крупнейшим экспортером автомобилей в мире: помогли геополитическая ситуация, пандемия, дефицит микрочипов, государственная поддержка, фокус на трендах и развитие собственных технологий.

Санкции против России. После февраля 2022 года европейские, японские и корейские автопроизводители покинули российский рынок и распродали производственные активы. Объемы продаж сильно упали: например, за первое полугодие в России продали около 400 тысяч машин — это больше, чем в 2022, но в 2 раза меньше, чем в докризисном 2021, — тогда за тот же период продали почти 860 тысяч машин — и в 4,5 раза меньше, чем в допандемийном 2019 году. Тогда в России продали 1,8 млн новых машин. В таких условиях китайские марки выбились в лидеры. Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в 1 полугодии 2023 года составил 4,6 млрд долларов, что на 543% превышает аналогичный показатель прошлого года.

В структуре китайского экспорта в физическом выражении Россия занимает первое место.

Крупнейшим экспортером автомобилей из Китая остается SAIC Motors. За 1 полугодие 2023 года компания поставила за пределы Китая 483 тысячи автомобилей, в том числе 115 тысяч автомобилей марки MG, выпускающей электрокары и гибриды.

Вторым по величине экспортером остается Chery, производящая преимущественно автомобили на двигателе внутреннего сгорания. По итогам полугодия компания экспортировала 394 тысячи автомобилей в страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и Россию.

Третье место в экспорте заняла Tesla, производящая электрокары на своем заводе в Шанхае. По итогам полугодия экспорт этих автомобилей составил 182 тысячи единиц.

Экспорт китайских автомобилей с января по май 2023 года, тысяч штук
Россия 287
Мексика 159
Бельгия 120
Австралия 101
Великобритания 90
Саудовская Аравия 87
Таиланд 69
Россия 287
Мексика 159
Бельгия 120
Австралия 101
Великобритания 90
Саудовская Аравия 87
Таиланд 69

Фокус на электрокарах. Главный драйвер роста китайского экспорта — электрокары и гибридные автомобили. С 2020 года экспорт этого класса автомобилей вырос с нуля до 50% в структуре международных продаж.

Глобальный рынок автомобилей в мире не растет: по итогам 2022 года он упал на 0,5%. При этом продажи электрокаров растут во всем мире и в Китае опережающими темпами: 82% в Китае против 55% в среднем по миру.

По итогам 2022 года общее производство автомобилей в Китае составило 27,02 млн единиц, что на 3,4% больше в сравнении с 2021 годом. Общие продажи выросли на 2,1% — до 26,8 млн штук. При этом рост производства в сегменте электрокаров составил 96,9% и достиг 7,06 млн автомобилей.

По итогам 1 полугодия 2023 года экспорт автомобилей с электрическим двигателем вырос на 113% и составил 800 тысяч единиц — это 34% всего автомобильного экспорта Китая. Главным экспортным рынком для электрокаров стала Европа. Более 100 тысяч автомобилей с электрическим мотором Китай поставил в Бельгию и Великобританию, 70 тысяч — в Испанию и 50 тысяч — в Италию.

В десятке самых продаваемых в мире автомобилей с электрическим и гибридным двигателем по итогам 2022 года 7 китайских моделей, но тут нужно учитывать, что сам по себе огромный внутренний рынок Китая вносит заметный вклад в эти числа.

Самые продаваемые модели с электрическим и гибридным двигателем в 2022 году, тысяч штук
Страна-производитель Количество
Tesla Model Y США 771,30
BYD Song Plus Китай 477,09
Tesla Model 3 США 476,34
Wuling Hong Guang MINI EV Китай 424,03
BYD Qin Plus Китай 315,24
BYD Han Китай 273,32
BYD Dolphin Китай 205,24
BYD Yuan Plus Китай 201,74
Volkswagen ID.4 Германия 174,09
BYD Tang Китай 151,15
Tesla Model Y
Страна-производитель США
Количество 771,30
BYD Song Plus
Страна-производитель Китай
Количество 477,09
Tesla Model 3
Страна-производитель США
Количество 476,34
Wuling Hong Guang MINI EV
Страна-производитель Китай
Количество 424,03
BYD Qin Plus
Страна-производитель Китай
Количество 315,24
BYD Han
Страна-производитель Китай
Количество 273,32
BYD Dolphin
Страна-производитель Китай
Количество 205,24
BYD Yuan Plus
Страна-производитель Китай
Количество 201,74
Volkswagen ID.4
Страна-производитель Германия
Количество 201,74
BYD Tang
Страна-производитель Китай
Количество 151,15

Государственная поддержка. В Китае действует несколько программ государственной поддержки автомобильной отрасли, но льготы направлены на производство электрокаров.

С 2010 года в стране действует программа налоговых льгот на покупку автомобилей с электрическим мотором, в которой периодически меняются условия, но она постоянно продлевается. Покупатели электрокаров получали налоговые вычеты в размере до 60% стоимости автомобиля на начальных этапах действия программы.

В июне 2023 года ее снова продлили: потребители получат субсидии на покупку китайских электрокаров на общую сумму 72 млрд долларов в течение четырех лет. Согласно новым условиям программы, электрокары, купленные в 2024 и 2025 годах, освободят от налога на покупку в размере 30 тысяч юаней, или 4170 $. С 2026 по 2027 размер субсидии уменьшат в два раза — до 15 тысяч юаней.

Дополнительные стимулы вводят и местные органы власти. Например, Пекин и Шэньчжэнь удвоили размер выдаваемых субсидий при условии, что они не превышают 50% от общей стоимости автомобиля.

Кроме того, правительство поощряет производство электромобилей и предлагает более низкие ставки по кредитам и больший объем финансирования компаниям, производящим электрокары.

Все эти программы позволили появиться и быстро нарастить производство множеству молодых производителей электрокаров, таких как Li Auto, NIO и Xpeng, запустившим серийное производство в 2015 и 2016 годах.

Кстати, не только Китай субсидирует покупку и производство электрокаров. Франция предлагает субсидии на покупку нового автомобиля с электромотором в размере тысячи евро. В США в 2022 году ввели налоговый вычет в размере 7,5 тысячи долларов при покупке нового электрокара. В Австралии покупатели могут сэкономить до 4,7 тысячи долларов при покупке нового автомобиля с электрическим мотором.

Глобальное доминирование в цепочке поставок. Дополнительные баллы в государственной программе кредитования получали производители батарей за больший запас хода. Это стимулировало исследования, и в результате сегодня у китайской компании Contemporary Amperex Technology (CATL) самая мощная и единственная в мире батарея, установленная на серийный автомобиль, с запасом хода более 1032 километров — она установлена на автомобиль Zeekr 001.

Обложка статьи

Китай — абсолютный лидер в производстве аккумуляторов для электрокаров. По итогам 2022 года на него пришлось 77% произведенных мощностей

Кроме производства батарей Китай контролирует значительную часть основных ресурсов для изготовления их и компонентов. Так, на долю страны приходится 85% производственных мощностей в анодах и 70% в катодах для батарей. Страна обрабатывает более 50% графита, кобальта и лития, используемых в производстве, а также владеет 80% мировых запасов графита.

Конкуренция на внутреннем рынке и эффект масштаба. Китай — крупнейший автомобильный рынок в мире. Кроме всего прочего, это позволило китайской BYD обогнать Tesla по объемам продаж.

В 2011 году Илон Маск рассмеялся, когда его спросили о том, считает ли он компанию BYD главным конкурентом Tesla. Но по итогам 1 полугодия 2022 BYD продала 641 тысячу электрокаров — правда, в основном в Китае, — а Tesla — 564 тысячи машин по всему миру.

Пока BYD экспортирует не такое большое количество своих автомобилей: по итогам 2022 года компания поставила за пределы Китая 56 тысяч автомобилей. Но за прошлый год экспорт BYD вырос в 4 раза. На 4 квартал 2023 года запланирован старт продаж BYD Dolphin в Европе, а чтобы быть ближе к европейскому рынку и рассчитывать на субсидии и льготы, BYD построит завод по производству электромобилей во Франции. По итогам 1 полугодия 2023 года BYD экспортировала 81 тысячу автомобилей, что на 44% больше, чем за весь прошлый год.

На местном китайском рынке представлены автомобили более 80 производителей. Это сильно обостряет конкуренцию за инновации и превосходство в технологиях.

Масштабы рынка, собственное производство батарей и других компонентов сильно сокращают производственную цепочку и дают китайским производителям конкурентное преимущество. Например, по итогам 1 квартала 2023 года импорт литийионных батарей в США на 87% обеспечивался поставками из Китая.

Это стало возможным благодаря последовательной политике и стимулированию всей отрасли, а не отдельных игроков. Благодаря такому подходу производители вступают в конкуренцию за ограниченное количество стимулов и стремятся выиграть за счет технологий, качества автомобилей и удобства инфраструктуры, а не просто «освоить» полученные гранты от государства.

Какие перспективы у китайского автопрома

В 2015 году в Китае приняли государственную программу Made in China 2025, которая предполагает выход на лидирующие позиции в мире в различных индустриях — и в том числе в производстве электрокаров.

Конкуренция с мировыми производителями пока не сильно останавливает Китай, который продолжает наращивать производство электромобилей и захватывать новые рынки. Осложнить рост экспорта в новые страны может введение пошлин на китайские автомобили, например как это сделали США: в стране не представлены китайские марки из-за ввозных пошлин в размере 27,5%.

Европейский рынок пока открыт для китайских производителей, но местные компании регулярно жалуются правительству на острую конкуренцию со стороны китайских марок. Чтобы предупредить подобное развитие событий, китайские компании скупают производителей автомобилей в Европе и строят собственные заводы. Например, для европейского и американского рынка Geely совместно с Volvo развивают бренд Polestar. За 2021 год продали 29 тысяч автомобилей, что на 185% больше в сравнении с 2020. За 9 месяцев 2022 продали 30 400 автомобилей.

Более того, аналитики Stellantis утверждают, что китайские компании готовы продавать автомобили в Европе в убыток, чтобы захватить долю рынка и подорвать позиции европейских производителей. Учитывая масштабы рынка и контроль ресурсов, у китайских компаний в этой битве намного больше возможностей.

Китайский экспорт растет во многом благодаря электрокарам, но доля автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в структуре экспорта все еще остается высокой — 66% по итогам 1 полугодия 2023 года. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, SAIC Motor экспортировала больше всего автомобилей в первом полугодии — 483 тысячи единиц, за ней следует Chery Holding Group с 394 тысячами единиц, что составило более половины ее продаж, и Tesla с 182 тысячами единиц.

И если рассматривать компании для инвестиций в сектор, то стоит обратить внимание на торгуемые на СПб-бирже Geely (HKEX: 175), NIO (HKEX: 9866), XPeng (HKEX: 9868) и Li Auto (HKEX: 2015), которые расширяют свои экспортные поставки.

Например, XPeng с начала 2023 года усилила экспорт своих автомобилей в Европу: внедорожник G9 и новый спортивный седан P7 продаются в Дании, Норвегии, Нидерландах и Швеции. Также XPeng заключила соглашение с компанией Freesbe — крупнейшим автомобильным дилером Израиля и в 4 квартале 2023 года начнет продажи в стране.

Geely по итогам 2022 года расширила географию продаж и добавила 20 новых стран, включая Казахстан, Норвегию и Венгрию, а экспорт по итогам года вырос на 45%. Электрокар Geometry C стал самым продаваемым автомобилем с электрическим мотором в Израиле с долей продаж 24%. В четвертом квартале этого года компания начнет поставки своего электрокара под маркой Zeekr на рынки Швеции и Нидерландов, а в следующем году расширит географию и начнет продажи в Дании, Германии, Норвегии и Франции.

NIO продает свои автомобили в Норвегии, а в Германии, Нидерландах, Дании и Швеции использует модель подписки на автомобили сроком от 1 до 60 месяцев. Также компания начала строительство новых заводов в Китае, на которых будет производить автомобили для экспорта в Европу под дочерним брендом Firefly.

С тех пор XPeng не тестировала свои автомобили на дорогах США, а характер тамошнего рынка и геополитическая напряженность не привлекают менеджмент компании. Намного перспективнее выглядит европейский рынок, на котором для китайских производителей нет барьеров в виде высоких пошлин и дешевле логистика.

Но некоторые китайские компании все же пытаются выйти на американский рынок, только другим путем — через строительство заводов. Например, Geely строит завод в Южной Каролине, где будет выпускать электрокары под брендом Polestar.

Китайские автомобили успешно проходят сертификацию в Европе и получают высокие оценки в тестах. Например, седан Nio ET5 и внедорожник EL7 стали первыми моделями китайских электрокаров, прошедшими испытания в рамках обновленных и более строгих процедур краш-тестов Euro NCAP на 2023 год, и оба получили максимальные 5 звезд. Осенью 2022 года в более ранней версии этих тестов максимальный рейтинг получили автомобили производства BYD и Great Wall Motors.

Согласно отчету глобальной консалтинговой компании Rhodium, в прошлом году китайские фирмы вложили 24 млрд долларов в экосистему электромобилей в Европе, что составляет более половины всех прямых инвестиций Китая в континент, поэтому Европа, вероятно, сохранит благосклонность к китайским автопроизводителям.

Что в итоге

Экспорт китайских автомобилей быстро растет, а сами производители расширяют свое глобальное влияние через покупку брендов и строительство заводов. По итогам первого квартала ожидалось, что к концу 2023 года китайский автомобильный экспорт составит 4 млн автомобилей, а по итогам второго квартала эти ожидания увеличились до 5 млн автомобилей.

Пока главной составляющей автомобильного экспорта остаются автомобили на двигателе внутреннего сгорания — на них приходится 66% мировых поставок. Но доля автомобилей на новых источниках энергии быстро растет, и именно эта часть может стать главной движущей силой растущего автомобильного экспорта Китая.

Но стоит помнить и о возможных проблемах в лице протекционистских мер, направленных на защиту внутренних рынков в Европе и США. Если Европа пока позволяет китайским производителям занимать свой рынок, то США защищают свой введением повышенных ввозных пошлин. По этому пути грозятся пойти и европейские лидеры, в числе которых Франция, где субсидии на покупку электромобиля будут распространяться только на автомобили, произведенные в стране. Именно по этой причине BYD и другие китайские производители строят свои заводы в Европе и США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *