Почему в россии такие дорогие автомобили
Перейти к содержимому

Почему в россии такие дорогие автомобили

  • автор:

«У людей машина за 4 миллиона, а денег на бензин нет!» Откуда в России столько дорогих иномарок, если средняя зарплата — 25-30 тысяч рублей?

Логотип Daily Карелия

Население России с каждым днем становится все беднее и беднее, россияне экономят на культурном досуге, еде и походах в кино. А вот на машинах не экономят. Достаточно проехаться или пройтись даже по самому захудалому российскому городу, и там каждая пятая машина на дороге — навороченная «бэха» или «Лексус» последней модели. Про столицы нашей родины и говорить не стоит — там впору устраивать автомобильные шоу с последними достижениями мирового автопрома. Что интересно, в Европе, где средняя зарплата в разы выше российской, да и в целом уровень жизни гораздо выше, такого нет. Там крутые иномарки попадаются крайне редко. Почему же в России все жалуются на маленькие зарплаты, но при этом при средней зарплате в 30 тысяч рублей ездят на дорогих иномарках? На этот вопрос попытались найти ответ пользователи портала The Question:

Объяснений тому ровно три.

Первое. Средняя заработная плата — это как средняя температура по больнице. У кого-то жар, а кто-то уже умер и остыл. В среднем 36,6. То есть средние показатели очень обманчивы и неинформативны. В данном случае средняя зарплата скрывает разброс заработных плат по отраслям, по видам деятельности, по регионам. А при разбросе всегда есть некоторое множество с высоким показателем. То есть при скромной средней зарплате есть люди с очень высокой заработной платой.

Второе. Между заработными платами и совокупными доходами — большая разница. Например, у менеджера может быть небольшая зарплата, но солидный годовой бонус. При этом у низкодоходных групп населения в совокупных доходах преобладают зарплата и социальные выплаты, а у высокодоходных групп — разного рода предпринимательские доходы, доходы по акциям, по банковским депозитам, доходы от сдачи в аренду коммерческой и жилой недвижимости и пр. То есть богатые люди не живут на зарплату. Они получают доходы другой природы.

Третье. Значительная часть заработных плат и других доходов находится в тени. Полностью «белую» зарплату получают работники бюджетной сферы — учителя, врачи, библиотекари и др. Они не покупают дорогих авто. Заработки наемных работников в коммерческом секторе выплачиваются полностью или частично в «конвертах», чтобы минимизировать налоги, которые работодатели должны платить за работников. Поэтому никто в стране не знает, какая у нас средняя зарплата.

В России имеет место быть огромный разброс доходов у богатых и бедных (раз в 15 разброс между 10% самых богатых и 10% самых бедных). То есть если у нас 80% людей может иметь 20% машин, а 20% людей имеют 80% машин, оттуда и создаётся такое впечатление, что в стране всё замечательно.

То есть ситуацию еще можно обрисовать так — среди бедных слоев 1 машина на 5 семей, а у богатых 5 машин на семью — по машине на члена семьи. Подробнее — например, в Питере на 5 миллионов населения 1 миллион машин. Из 5 миллионов населения у нас тысяч 500-700 богатых, почти у них всех есть по машине и не по одной даже. То есть половина машин в городе вообще принадлежит верхним слоям населения, пока вторая половина либо давится в метро, либо катается на «приорахе».

Хочу отдельно заметить, что машин в целом в РФ на душу населения меньше, чем, например, в Голландии, хотя осознать это, живя в Москве или Петербурге, сложновато, но на то есть статистика (пробки у нас больше из-за отвратительной организации движения).

Медианный доход (не средний) в России 20 тысяч рублей, и благодаря сильному разбросу доходов у нас куча дорогих машин и иллюзия, что в стране люди живут «богато», когда на самом деле ситуация в регионах довольно тяжелая, а нищих в стране больше 20 миллионов (сюда стоит добавить еще 70 миллионов просто бедных и небогатых, у которых машины встречаются).

У небогатых машины появляются за счет относительно недорогих автокредитов (по сравнению с ипотеками и обычными потребительскими), поскольку автокредит имеет меньше рисков для банка. Таким образом, купить что-нибудь тысяч до 500 часть населения все-таки может.

О среднем классе можно было бы что-то сказать, если бы он вообще в стране был (Росстат нарисовал 15% среднего класса в РФ, но реально он процента 4 и уменьшается из-за эмиграции).

Смотря какие машины считать дорогими. Если речь идет о представительском классе (Porsche, Bentley), то это просто неправда. Таких машин очень мало по сравнению с остальными. Если же считать дорогими машины за миллион рублей, то их много из-за того, что почти все они приобретены в кредит. В старые добрые времена, когда еще не было санкций, западные банки с удовольствием давали нашим банкам дешевые кредиты при условии, что те использовали эти деньги для автокредитов, предназначенных на покупку авто западных производителей. Таким образом они поддерживали свою автомобильную промышленность, создавая дополнительный спрос на ее продукцию. Кроме того, автокредит — это в принципе очень выгодная вещь. Риск невозврата минимален. Даже если заемщик потеряет работу, он сможет таксовать. И обязательно будет это делать, чтобы не потерять машину.

Все идет от менталитета. Большинство наших граждан готовы жить в долгах и кредитах, чтобы быть не хуже, чем сосед, у которого BMW X5. Но у него зарплата 150 тысяч, а у вас 30. Знаю много примеров, когда у людей машина за 3-4 млн, но они иногда не находят денег на бензин. В той же Европе люди не гонятся за дорогими машинами.

Во-первых, в стране есть, на минуточку, вторичный рынок авто. БМВ, «Ауди» и прочая возрастом в десять-пятнадцать лет может снаружи выглядеть очень свежо, эти машины за такой возраст не превращаются в ржавые корыта. Вы же не видите, что их пробег может быть равен 5-10 экваторам, а половина запчастей — китайские копии оригинала.

Во-вторых, многие такие подержанные тачки привезены из Европы, где авто изнашиваются меньше, да и в крупных городах РФ дорожная ситуация вполне сносная.

Третье. В современных автослесарнях отлично рихтуют и вытягивают кузова даже всмятку разбитых машин, неопытный глаз даже не заметит, что машина могла побывать в чудовищной катастрофе.

Четвертое. Утопленники. После ремонта часто сносно гоняют, если были в хороших руках, а цена их даже на вторичке значительно снижена.

Таким образом, «дорогая» тачка может стоить от 150-500 тысяч рублей владельцу при магазинной цене новой в 1,5-3 миллиона. Хотя часто это требует дополнительных пяти- , шестизначных сумм на ремонт и восстановление. Но при правильных руках или знакомых слесарях, это решаемо.

Люди, которые хотят такие авто, часто зарабатывают на них специально. Работают вахтой на севере или на опасных отраслях. Кто-то продает доставшиеся в наследство халупки или домики в деревне. На Кавказе доставляют люксовые тачки из Дубая, где те стоят в разы дешевле, правда, эти тачки часто не адаптированны под климат в РФ.

Совершенно не вижу смысла строить тут дурацкие социологические конструкции и уходить в демагогию. Реальность прозаичнее.

Почему в России такие дорогие машины?

На российском автомобильном рынке практически не осталось недорогих автомобилей. С появлением ВАЗовской «Приоры», цена которой зашкалила за 300 тысяч рублей и иностранные производители не торопятся привозить в Россию свои недорогие модели.

Почему в России такие дорогие машины?

Во многом это происходит из-за несовершенства таможенного налогообложения. Таможня, теоретически, высокими пошлинами должна создавать преимущества для отечественного производителя. Защищать рынок.

В итоге же наш автопром просто задирает цену до неприличия, выигрывая у платящих все иностранцев. Получается, что страдает от этого рядовой гражданин, вынужденный переплачивать за качественный товар либо покупать по весьма высокой цене товар отечественный.

Серьезная надежда на то, что ценовой ряд автомобилей останется в доступных рядовому россиянину рамках была на то, что иностранцы, открывающие свои производства в России предложат недорогие модели. Увы, этого не происходит.

В Санкт-Петербурге на северной окраине города на территории в 65 гектар за 1,5 года построят завод «Ниссан»: современные цеха — сварочный, окрасочный, сборочный, склад комплектующих, а также специальный трек. Здесь будут работать около 750 сотрудников; инвестиции составят 200 млн. долларов.

С 2009 года завод будет выпускать 50 тыс. автомобилей в год. Вице-президент «Ниссан» Карлос Таварес раскрыл тайну: в Санкт-Петербурге будут собирать седан бизнес-класса «Ниссан-Теана» и полноприводный кроссовер «Ниссан Икс-Трейл». Причем, видимо, внедорожников будет больше.

Вот это как раз и удивило. Ведь раньше руководители японской компании несколько раз заявляли, что хотят собирать в России недорогую бюджетную модель, и мы ожидали, что у нас будет что-то вроде популярной «Алмеры» или даже попроще. А тут – две модели стоимость в районе 40 тысяч долларов! Объяснение тут есть только такое.

На первом этапе японцы хотели бы «подстраховаться» и предложить в России достаточно дорогие автомобили, которые пусть продаются и не слишком большими тиражами, но имеют постоянный сбыт и приносят высокий доход. Кстати, такой же стратегии придерживается и «Тойота», которая заложила свой камень в Петербурге еще 2 года назад. В конце этого года на заводе в Шушарах начнется выпуск седанов бизнес-класса «Кэмри» – прямого конкурента «Теаны».

А в конце 2008 года и «Форд» собирается развернуть производство нового седана бизнес-класса – «Мондео» — в России. А параллельно, в условиях повышенной секретности, на «Ниссане» продолжают разработку новых бюджетных моделей для России и других развивающихся стран. Причем в Индии вообще хотят выпустить нечто за 3 тысячи долларов – с 4 колесами, двигателем и крышей над головой!

Правда, в России мы это чудо не увидим; для нас готовится автомобиль, сравнимый по цене с «Рено-Логаном» (9-12 тыс.) и еще один – подороже (видимо, за 13-15 тыс.). Для своего российского производства японцы предполагают использовать комплектующие их давнего партнера – «Рено». У французов, мол, уже появляются серьезные поставщики в России… Я что-то сомневаюсь, что детали от «Логана» подойдут для представительской «Теаны».

Встройте Авто по жизни в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте Авто по жизни в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах в ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Почему в россии дорогие машины

Автомобили в России действительно стоят дороже, чем в многих других странах мира. Несмотря на то, что в России существует множество марок и моделей автомобилей, их стоимость значительно выше, приводя к тому, что российские автолюбители часто вынуждены искать выгодные способы покупки автомобиля в других странах. Но почему так происходит? Тут есть несколько причин и факторов, которые необходимо рассмотреть.

Одной из главных причин является огромный налог на добавленную стоимость (НДС) в России. Этот налог включается в стоимость автомобиля, что приводит к увеличению цены. Во многих странах НДС не входит в цену автомобиля, так что их стоимость значительно ниже.

Другой причиной высокой стоимости автомобилей в России является импортная пошлина. Импортные автомобили часто подвергаются налогу на ввоз, что также увеличивает их стоимость.

Также следует учитывать, что стоимость автомобилей в России также связана с курсом национальной валюты. Курс рубля может изменяться, что приводит к колебаниям цен на автомобили. В период экономических кризисов и рецессий рубль обычно падает, в результате чего цены на автомобили в рублях поднимаются.

Почему автомобили в России дороже?

В России автомобили имеют высокую стоимость по многим причинам. Одной из главных причин является высокий уровень налогов и пошлин. В России автомобили рассматриваются как предмет роскоши, поэтому правительство взимает большие налоги на автомобильную технику, что в конечном итоге повышает цены на автомобили для конечных потребителей.

Кроме высоких налогов, причиной дороговизны автомобилей в России являются высокие таможенные пошлины. Россия регулярно увеличивает пошлины на импортированные автомобили, что снижает конкуренцию на рынке и повышает цены.

Также влияние на цены оказывает высокий уровень инфляции в России. Стоимость запчастей и технического обслуживания автомобилей также возрастает с ростом инфляции, что приводит к повышению цен на автомобили в целом.

Ненадежность местной производственной базы также добавляет к высокой цене на автомобили. В России отсутствует развитая инфраструктура и экономическая стабильность, что в итоге сказывается на качестве и цене автомобилей.

В конце концов, высокая цена на автомобили в России является следствием ряда экономических и правительственных факторов. Будущее снижение цен на автомобили может быть связано с улучшением экономической ситуации, а также с уменьшением налогов и таможенных пошлин на автомобили.

Налоги и акцизы

В России автомобили стоят дороже, чем в других странах, потому что на их стоимость существенно влияет размер налогов и акцизов.

Например, в России существует налог на имущество физических лиц, который взимается ежегодно на основе кадастровой стоимости автомобиля. Этот налог может достигать значительных сумм, особенно для автомобилей более дорогих марок и моделей.

Кроме того, в России действует система акцизов на автомобили и топливо. Акцизы возрастают в зависимости от марки и модели автомобиля, объема двигателя, типа топлива и других параметров. Все это в совокупности приводит к увеличению стоимости автомобилей для потребителей.

Также стоит упомянуть, что в России существует сложная система налогообложения для автомобильных дилеров и производителей. Это влияет на ценовую политику предприятий, которые вынуждены переносить на потребителей часть своих расходов на оплату налогов и сборов.

Кроме того, стоит учитывать, что Россия является импортером автомобилей, что также увеличивает их стоимость за счет транспортных и таможенных расходов.

Итак, налоги и акцизы играют важную роль в формировании цены на автомобили в России. Они делают автомобили отечественного и импортного производства дороже, чем в других странах мира.

Импортные пошлины

Один из главных факторов, влияющих на стоимость автомобилей в России – это высокие импортные пошлины. Это налог, который взимается с импортируемых товаров и услуг, и они рассчитываются относительно стоимости товара. В России импортные пошлины могут быть очень высокими, и они часто занимают большую часть от стоимости автомобилей. Огромные импортные пошлины объясняются желанием России защитить отечественную автомобильную промышленность и сдержать импорт.

Кроме высоких импортных пошлин, существуют и другие нормативно-правовые акты, которые увеличивают стоимость автомобилей. Например, Россия вводит лицензионные сборы, которые платятся за право выпуска и продажи автомобилей на территории России. Эти сборы также увеличивают конечную стоимость и общую стоимость автомобилей.

Какие автомобили наиболее затронуты импортными пошлинами?

Некоторые автомобильные бренды ощущают последствия наивысших импортных пошлин. Основное воздействие оказывается на марки автомобилей, которые производятся вне России и транспортируются в страну из-за границы. Это приводит к тому, что некоторые автомобильные бренды не считаются конкурентноспособными, поскольку они не могут контролировать производственные затраты и не могут распространять свою продукцию по ценам, сопоставимым с ценами на местном рынке.

В результате высоких импортных пошлин и других нормативно-правовых актов, россияне часто вынуждены платить больше за иностранные автомобили, чем другие национальности. Высокие импортные пошлины могут быть главной причиной дефицита рынка автомобилей, что может повлиять на спрос на автомобили в России. Конечный результат – это высокие цены на автомобили, стоимость которых за границей была заметно меньше.

Инфраструктура и логистика

Ограниченное количество дорог и автотранспортных средств

В России недостаточно развита сеть дорог, а также отсутствуют достаточные транспортные мосты и тоннели. В связи с этим, транспортные компании вынуждены использовать не самые оптимальные маршруты и провести дополнительные расходы на транспортировку товаров и автомобилей.

Бюрократические препятствия

Для перевозки товаров и автомобилей, необходимо получить много необходимых документов и разрешений. Это может затягивать процесс доставки на несколько дней, а иногда и недель. Также, существует ограничение на грузоподъемность транспортных средств, которое приводит к необходимости разбивать отправления на меньшие группы.

Высокая стоимость топлива

Это еще один фактор, который влияет на цену автомобиля в России. Высокие цены на топливо, суммированные с дополнительными затратами на перевозку, увеличивают стоимость автомобилей для конечных потребителей.

Неудобный географический положение

Видное место в мировой экономике занимает не только транспортная, но и географическая проблема России. Обширность территории страны, ее отдаленность от Европейского союза и Азии приводят к тому, что стоимость транспортировки автомобилей и комплектующих из главных центров автомобильной промышленности мира, например, Германии и Японии, увеличивается на существенную сумму.

Почему так дорого?

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
17 июня 2013, 00:00

В России стоимость владения автомобилем выше, чем в развитых странах. Это существенно тормозит развитие российского автомобильного рынка

Почему так дорого?

Недавно иностранные исследовательские агентства подтвердили то, что российские автовладельцы подозревали давно: иметь автомобиль в России — удовольствие гораздо более дорогое, чем во многих развитых странах. В частности, этот факт констатировала исследовательская компания Economist Intelligence Unit (EIU) — подразделение известного британского журнала The Economist, которая опубликовала рейтинг самых дорогих городов мира по стоимости владения автомобилем.

Москва заняла в нем восьмое место. Согласно исследованию, покупать и содержать автомобиль в российской столице дороже, чем в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке и даже Цюрихе. Ну а обгоняют Москву по этому показателю Шанхай, Сан-Паулу, Дели (см. график 1).

Исследователи EIU взяли за основу среднюю цену покупки нового семейного автомобиля (с мотором объемом от 1,8 до 2,5 л), а также его эксплуатации и обслуживания, включая налоги, страховку, сервис и затраты на топливо (при среднем годовом пробеге 16,1 тыс. км и среднем расходе топлива в смешанном цикле 12,4 л/100 км).

Получилось, что приобретение нового семейного автомобиля в Москве в среднем стоит порядка 34 тыс. долларов, в то время как, например, в Лондоне — примерно 30 тыс. долларов. А содержание машины в Москве за три года, по расчетам британских экономистов, обойдется в среднем в 17 тыс. долларов, в то время как, скажем, в Нью-Йорке — около 11 тыс. долларов.

Одновременно британские исследователи постарались проследить динамику изменения стоимости автомобилей в крупных городах мира. Для Москвы она выглядит обнадеживающе: за последние три года этот показатель снизился на 18% (в Лондоне только на 1,5%, а, например, в Париже или в Токио вырос соответственно на 13 и 3%).

О том, что в России удовольствие ездить на автомобиле обходится существенно дороже, чем в других странах, говорят и другие аналитики. В России содержание автомобиля примерно на 40% выше, чем в США, — такое заявление не так давно сделали представители консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Для иллюстрации этих выводов они привели цену на покупку и обслуживание в разных странах ходового автомобиля Volkswagen Golf в популярной комплектации (бензиновый двигатель и автоматическая коробка передач). Согласно данным PwC, цена такого нового автомобиля в США составляет в пересчете на рубли 716 тыс. рублей, в России — 744 тыс. рублей.

То же и со стоимостью владения автомобилем: если принять во внимание расходы на налоги, выплаты по кредиту, страховке, цену на топливо, то содержание такой машины в год в России будет стоить 304 тыс. рублей, а в США — 223 тыс. рублей (см. таблицу 1).

США Великобритания Россия
Стоимость автомобиля и налог (руб.) 716 053 (включая налог с продаж 8%) 959 253 (включая НДС 20%) 744 000 (включая НДС 18%)
Расход топлива (л/100 км) 8,2 (двигатель для США) 6,8 6,8
Потеря стоимости (% от первоначальной стоимости) 50 50 60
Годовая ставка кредита (на 3 года при первоначальном взносе 50%) 2,7 5,7 14,2
Среднее значение затрат на три года (руб./год)
Потеря стоимости 119 342 159 876 148 800
Проценты по кредиту 5 749 18 562 36 770
Топливо 48 121 70 764 33 980
Страхование (каско + ОСАГО) 35 856 40 054 64 384
Техническое обслуживание (плановое) 12 558 8 548 16 173
Налоги и сборы 1 816 6 399 4 672
Итого средняя стоимость в год 223 445 304 204 304 779

Разрыв будет гораздо больше, если принять во внимание уровень доходов населения. «Если сравнивать затраты на содержание автомобиля с доходами населения, то получится, что в России человеку со средним доходом автомобиль обходится чуть ли не в разы дороже, чем в США», — отметил на пресс-конференции старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко.

Вдвое дешевле

О дороговизне покупки и содержания автомобиля в России говорят и другие данные — достаточно посмотреть в интернете предложения американских продавцов. Например, популярный кроссовер Suzuki Grand Vitara на сайтах официальных американских дилеров сейчас предлагается менее чем за 20 тыс. долларов, то есть в полтора раза дешевле, чем у нас (в России такая машина стоит от 1 млн рублей — это более 30 тыс. долларов). Более существенная разница в классе премиальных автомобилей: новенький кроссовер BMW Х5 в американских салонах сейчас можно найти за 47,5 тыс. долларов (трехлитровая модификация xDrive35i), в то время как в России за такую же машину нужно выложить не менее 2,9 млн рублей, или 92 тыс. долларов, то есть почти вдвое дороже (см. таблицу 2).

BMW X5 xDrive35i 92 47,5 77,8 (в Германии)
BMW 760Li 208 140,7 180,4 (в Германии)
Audi A8 3.0 TFSI quattro 125,8 75,1 112,4 (во Франции)
Mercedes-Benz E200 59,6 н. д. 52 (в Великобритании)
Peugeot 308 Allure (1,6 л, 120 л. с.) 25,4 н. д. 30,8 (во Франции)
Ford Focus (1,6 л, 85 л. с. Ambiente) 16,8 н. д. 21,3 (в Германии)

В европейских странах машины тоже дешевле, особенно премиального класса. Хотя разница в цене здесь уже не такая большая, как с Америкой. Например, в Германии BMW 7-й серии в топовой удлиненной версии (760Li) предлагается за 138,8 тыс. евро (5,6 млн рублей), в России же она на миллион рублей дороже — 6,6 млн рублей. Во Франции Audi A8 (290-сильная модификация 3.0 TFSI quattro) предлагается за 86,5 тыс. евро (3,5 млн рублей), а в России ее цена — 3,9 млн рублей. В Великобритании, если взять, к примеру, Mercedes-Benz Е-класса, то модификация E200 здесь предлагается за 33,9 тыс. фунтов (1,6 млн рублей), в России приблизительно такая же машина продается за 1,85 млн рублей.

А вот если говорить о бюджетных машинах, то в Европе цены в некоторых случаях окажутся даже выше, чем у нас. Например, во Франции модель Peugeot 308 в топовой комплектации Allure (с мотором 1,6 л, 120 л. с., с механической коробкой) предлагается за 23,75 тыс. евро (961 тыс. рублей). В России же машина в такой же комплектации сейчас продается на 20% дешевле — за 790 тыс. рублей. На официальном сайте Ford в Германии базовый вариант модели Ford Focus (комплектация Ambiente с мотором 1,6 л, 85 л. с.) предлагается за 16,4 тыс. евро (664 тыс. рублей), в то время как в России эта же машина, правда с учетом скидки, продается за 522 тыс. рублей (см. таблицу 2).

Но если начальные цены в Европе могут быть и выше, то многие составляющие расходов на содержание там дешевле. В первую очередь это, конечно же, ставки по кредитам. Российская ставка 14–15% годовых не идет ни в какое сравнение с европейскими 4–5% и уж тем более с американскими 2–3%.

Не в пользу России и расценки на страховку. По данным наших корреспондентов, страховка типа каско для автовладельца со стажем в Германии обойдется в 600 евро в год. В России — в полтора-два раза дороже. Что касается обслуживания автомобиля, то среднее ТО у официального дилера в Германии для машины среднего класса стоит 500–700 евро, то есть, пожалуй, даже дороже, чем в российских официальных сервисах. Однако в небольших ремонтных мастерских (не у официальных дилеров) базовое обслуживание машины в Германии можно произвести за 30–50 евро. Одновременно в Германии очень демократичные цены на парковку — если речь идет не об уличной парковке (где цены могут достигать более 20 евро в сутки), а о возможности ставить машину около своего дома. Так вот наряду с арендной платой за квартиру счет за парковочное место в жилых комплексах среднего уровня в Германии может составлять всего 1 евро в день, то есть 30 евро в месяц. Это существенно дешевле платных парковок в жилых кварталах в Москве, где месячная плата редко опускается ниже 3 тыс. рублей.

Дешевле автомобильная страховка и в Великобритании. По данным корреспондента «Эксперта», средняя страховка автомобиля среднего класса в Лондоне составляет порядка 500 фунтов (23 тыс. рублей, в полтора-два раза дешевле, чем в России). Существенно доступнее и парковки: в лондонских районах среднего уровня (например, в Ламбете) платная парковка для жителей стоит 10–30 фунтов в месяц (470–1400 рублей), это как минимум вдвое меньше, чем в Москве. Правда, не стоит забывать, что вот уже десять лет въезд в центр Лондона по будням (с 8.00 до 18.00) платный — 10 фунтов (470 рублей) в день.

Содержание и обслуживание автомобиля в России получается дороже за счет более значимых процентов по кредитам, высоких цен на страховку, техническое обслуживание, парковку 096_expert_24.jpg Фото: Legion-Media

А вот в странах с развивающимися экономиками все эти показатели соизмеримы с российскими (хотя данные EIU свидетельствуют, что, например, в Китае стоимость владения автомобилем существенно выше). Согласно предоставленным «Эксперту» данным компании Asia To Go, стоимость бюджетного автомобиля в Китае (Hyundai Elantra/Sonata) составляет 90–100 тыс. юаней, то есть 400–500 тыс. рублей, как и в России. А вот премиальные марки значительно дороже, как минимум в полтора раза: средняя модель Audi или BMW будет стоить порядка 600 тыс. юаней, или 3 млн рублей.

Страховка же в Китае дешевле: аналог полного каско стоит 3,5 тыс. юаней в год (17,5 тыс. рублей) — в России в полтора-два раза дороже. Минимальная же обязательная страховка (аналог нашего ОСАГО) стоит 400 юаней в год (2 тыс. рублей), опять-таки в полтора-два раза дешевле, чем в России. Дешевле в Китае и сервисные работы. В сервисах официальных дилеров базовое ТО обойдется в 700–800 юаней (3,5–4 тыс. рублей, то есть дешевле, чем у нас), а, скажем, ремонт небольшой царапины — примерно в 500 юаней (2,5 тыс. рублей). В независимых же сервисах ТО может стоить и вовсе 150 юаней (700 рублей).

Правда, парковка в Китае стоит дорого. Согласно данным Asia To Go, подземная парковка в жилых кварталах Пекина может стоить от 3 тыс. (в районах среднего уровня) до 5 тыс. юаней (в более дорогих районах), то есть 15–25 тыс. рублей в месяц.

Не стоит забывать и о том, что жители крупных китайских городов сейчас не могут просто прийти в салон и купить личный автомобиль. Для этого нужно иметь право на его регистрацию. Например, в Пекине и в Шанхае введена система розыгрыша автомобильных регистрационных номеров в ежемесячной лотерее. Она проводится онлайн, и для того, чтобы участвовать в лотерее, нужно заплатить залог — около 2 тыс. юаней (10 тыс. рублей). Так что желающий купить автомобиль может ждать получения права на его регистрацию в течение года и больше — как повезет. Впрочем, регистрация продается и на черном рынке, стоит она почти столько же, сколько новый автомобиль — 70 тыс. юаней (350 тыс. рублей).

Надо принимать меры

Почему же в России ездить на личном автомобиле так дорого?

Если говорить о США, то столь разительную разницу в ценах на новые машины производители объясняют спецификой американского рынка: общие объемы продажи автомобилей в Северной Америке почти в пять раз больше, чем в России, так что продавцы могут делать прибыль на обороте. Да и налоговое бремя на автомобильный бизнес в США легче: в некоторых штатах вообще отсутствует налог на продажи или он составляет 5–8%, в то время как НДС в России — 18%.

Не стоит забывать и о высоких таможенных пошлинах в РФ на импортируемые машины. Как известно, сейчас за них нужно платить в казну 25–30% первоначальной цены автомобиля. Кроме того, велики расходы на логистику. «Чудес не бывает. Это бизнес: произведенный за рубежом автомобиль нужно доставить с завода, оплатить таможенную пошлину, поэтому он по определению получается дороже», — говорит Андрей Панков, главный исполнительный директор компании «Рольф Импорт».

Ну а если говорить об иностранных автомобилях, выпускаемых в России, то завышенную цену производители оправдывают необходимостью окупать вложенные в российские заводы инвестиции.

Что же касается расценок на обслуживание, то здесь и производители, и дилеры могли бы умерить свои аппетиты. Начать с того, что автопроизводители часто устанавливают в России не всегда справедливые сроки межсервисных пробегов. В то время как в Европе нередки случаи, когда автомобиль может приезжать на сервис после 20 и даже 25 тыс. километров пробега, автопроизводители в России назначают обязательный визит в сервисный центр после каждых 10–15 тыс. километров.

Они объясняют это «тяжелыми российскими условиями», однако, даже учитывая плохие дороги и не всегда качественный бензин, межсервисный пробег не может отличаться в разы, так что налицо лоббирование интересов дилеров в ущерб интересам клиентов.

Весьма завышены в России и цены на запчасти. «Запчасти в России в среднем стоят на 20–30 процентов дороже, чем в других странах. Да, можно найти примеры, когда некоторые детали в России даже дешевле, чем в Европе, но это будет скорее исключение, — говорит Михаил Кулябин, руководитель компании EMEX, крупного российского независимого поставщика автомобильных деталей. — По нашим данным, даже элементарные лампочки, которые в США стоят 10 долларов, у официальных дилеров продаются за 40 долларов. Или вот вопиющий пример: топливный насос высокого давления для дизельной Toyota Land Cruiser в России официально продается за 200 тысяч рублей, или за 6,5 тысячи долларов. В Арабских Эмиратах эта же запчасть стоит меньше 2 тысяч долларов».

По мнению Михаила Кулябина, такое завышение цен на запчасти связано с тем, что в России плохо работает антимонопольное законодательство. На Западе с производителями жестко обходятся, если они препятствуют, например, продажам запчастей от независимых производителей. У нас же автопроизводителей и дилеров никто не ограничивает в процессе получения сверхприбыли на запчастях.

Есть потенциал снижения цены и на автомобильные страховки, не говоря уже о ставках на кредиты, которые немыслимы в развитых странах. Свой вклад в снижение стоимости владения автомобилем в России должно внести и государство. «В последнее время государство увеличивает налоги, штрафы, расценки на парковку и прочие финансовые нагрузки на российских автовладельцев, а властям, наоборот, необходимо разрабатывать меры по снижению стоимости владения автомобилем, — убежден Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC. — Ведь это общий интерес всех участников рынка и государства, поскольку ведет к росту продаж автомобилей и связанных с ними товаров и услуг, к обновлению автопарка и распространению более безопасного и экологичного транспорта». По словам Рута, у российских властей достаточно инструментов для этого. Помимо налогов, штрафов и расценок на парковки это, например, может быть снижение акцизов на топливо, возможность субсидирования ставок по кредитам, стимулы утилизировать старые автомобили.

Подобные меры в последние месяцы становятся все более актуальными, особенно в связи с признаками замедления продаж автомобилей в России. Напомним, этой весной рынок продемонстрировал тревожные показатели: по итогам апреля упал на 8%. И, согласно последним прогнозам, по итогам текущего года может упасть на 10%.

В подготовке статьи принимали участие Сергей Сумленный (Берлин), Александр Кокшаров (Лондон), Марк Завадский (Пекин)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *