Почему кипят аккумуляторы и что делать с севшим в «хлам» аккумулятором?
Прежде чем разобраться почему кипят аккумуляторы, отметим, что они могут кипеть на машине во время езды, а также при зарядке стационарным зарядным устройством. И причины в обоих случаях могут быть разные.
Проблема кипения аккумулятора:
Кипение аккумулятора при езде может быть причиной следующих процессов:
Перезаряд аккумулятора в следствие повышенного напряжения от генератора. Т.е. неисправный генератор автомобиля выдает большое напряжение – выше положенных 15В, батарея уходит в перезаряд, электролит в батареи вскипает, начинается бурное выделение водорода, который стремится покинуть батарею. Процесс сопровождается шипением и наличием неприятного запаха.
При исправном генераторе, но неисправной аккумуляторной батарее, в следствие сульфатации пластин в плоть до короткого замыкания, последний не может заряжаться должным образом. В процессе зарядки сульфатированные пластины не могут взаимодействовать с кислотой, что ведет к выделению водорода и чрезмерному нагреву батареи. Процесс сопровождается шипением и наличием неприятного запаха.
Стоит отметить, что за рулем шипения и запаха вы не услышите.
Наличие неисправного аккумулятора или генератора при эксплуатации автомобиля может повлечь за собой неприятные последствия. В лучшем случае, вы не заведетесь в зимнее время года, в худшем случае, будете жариться на солнце с открытым капотом.
Проверка состояния акб
Диагностика и решение проблемы с кипением акб:
Тестирование аккумулятора. Кипит аккумуляторДиагностика аккумуляторной батареи и генератора довольно-таки проста и может быть осуществлена самостоятельно. Для этого потребуется мультиметр (вольтметр).
Напряжение полностью заряженной свинцово-кислотной аккумуляторной батареи в состоянии покоя должно быть не менее 12,7В. Полностью разряженной батареей считается та, которая имеет напряжение 11,9В. Соответственно, 50% зарядки имеет батарея, напряжение которой 12,3В.
*Стоит отметить, что при напряжении ниже 12,5В уже начинается процесс сульфатации пластин. Цифры справедливы для температуры окружающей среды 25С.
**Таблицу зависимости напряжения / плотности электролита от температуры окружающей среды можно посмотреть по на нашем сайте.
И так, берем вольтметр и меряем напряжение на батарее, лучше всего с утра, после того, как автомобиль постоял всю ночь. Если напряжение ниже 12,3В – вы имеете проблемы с батарей, которые обусловлен либо мертвой батареей, либо наличием тока утечки, другими словами, что-то в вашем автомобиле неисправно или есть какие-то потребители, например, сигнализация со спутником, которая высасывает ток из батареи. Если напряжение ниже 11,9В Вам срочно нужна более тщательная диагностика и начать нужно, в первую очередь с аккумулятора. Подробнее о диагностике аккумулятора.
Таблица соответствия напряжения состоянию батареи
Напряжение батареи может быть выше 12.6 volts сразу после окончания ее зарядки зарядным устройством.
Напряжение 12V батареи через час после того, как Вы заглушили двигатель Состояние заряда
12.6 V 100%
12.4 V 75%
12.2 V 50%
12.1 V 25%
Менее 12 вольт Батарея мертва
Любые показания ниже 12 volts говорят либо о полном разряде батареи, либо о том, что батарея мертва.
Возвращаемся к проблеме «аккумулятор или генератор?»
Рабочая батареяАккумулятор мы уже проверили, если он не исправен, то вы его уже заменили или попробовали восстановить.
Теперь проверяем генератор. Так же с помощью мультиметра при заведенном двигателе смотрим напряжение на аккумуляторе. Если напряжение:
напряжение 13,5В – 15В – генератор в порядке
напряжение ниже 13,5В – недозаряд
напряжение выше 15В – перезаряд
Затем для более тщательной диагностики можно проделать следующие действия:
Включить нагрузку: дальний свет, кондиционер, обогрев, музыку:
Увеличить обороты двигателя до 2000 RPM
Проверить результаты
напряжение 13,5В – 15В – генератор в порядке
напряжение ниже 13,5В – недозаряд
напряжение выше 15В – перезаряд
Недозаряд акб
Процесс проверки аккумулятора и генератора может быть полностью автоматизирован с помощью специализированных тестеров аккумуляторных батарей, таких как: дилерские тестеры батарей Midtronics или доступные в продажи аналоги: Ring, DHC и другие.
В случае наличия проблемы в генераторе, стоит обратиться в специализированный автосервис.
Кипение электролита при зарядке стационарным зарядным устройством
Зарядное устройство, по сути своего назначения — это тоже самое что и генератор автомобиля – т.е. некий выпрямитель, который имеет контроллер, позволяющий управлять силой тока и выходным напряжением. Поэтому при зарядке аккумулятора стационарным зарядным устройством мы можем столкнуться с теми же проблемами, что и при зарядке от генератора:
неисправность зарядного устройства – повышенное напряжение или ток
неисправность аккумуляторной батареи
Большинство простых зарядных устройств без ступенчатой зарядной кривой так же не позволяют зарядить аккумуляторную батареи в силу ее сульфатации. Как правило, пользователь вооруженный такой зарядкой действует по ГОСТ, выбрав ток зарядки 10% от емкости и ставит на зарядку на 10 часов. В процессе такой зарядки чрезмерно большая сила тока губительна для сульфатированной батарей, которая имеет высокое внутренне сопротивление. Ее пластины окутаны сульфатом свинца (белым налетом) и не могут взаимодействовать с кислотой. Батарея начинает кипеть — батарея чрезмерно нагревается, появляется неприятный запах, выделяется водород. Как правило, батареи заряжаются в домашних условиях в невентилируемых помещениях, что чревато несчастным случаем.
Современные зарядные устройства с многоступенчатой программой зарядки с диагностическими функциями позволяют на раннем этапе определить состояние батареи, начать десульфатацию аккумулятора до процесса зарядки током 10% по ГОСТ и таким образом уберечь Вас от ошибок при зарядке батареи.
С уважением,
компания Battery Service
Наша страница на DRIVE2:
Комментарии 36
Здравствуйте. У меня такая проблема (или это нормально?). Аккумулятор куплен 3 недели назад. Напряжение на клеммах на заглушенной машине 12.5 В (температура окр. воздуха около -15 град). На холостом ходу при включенном дальнем свете и 600 об/мин — 13,9 В. При 2500 об/мин — 14,45 В. Вроде все нормально. Но когда выключаю двигатель, от аккумулятора слышно шипение, как будто он кипит. Это нормально или нет? И если это ненормально, то гарантийный ли это случай?
Battery service universal может на 100% зарядить ca/ca батарею?
У меня хорошие новости. Я очень волновалась, что не заведусь. На панели в машине градусник показывал -17, если не врал конечно ))) Так мне мало было этой радости, что завелась в такой мороз, я буквально сразу поехала испытывать судьбу на заправку, которая находится близко и тоже отлично завелась потом. Хотя деньги на новую АКБ всегда вожу сейчас с собой и самодельный зарядник тоже.
Я заводила в "раскачку" как описывала ниже. Завелась с полпинка, наверное способ действительно работает! Если еще учесть, что езжу не каждый день и то что машину, на бугре, ставила "кверху носом" и наверное поэтому еле завелась 2 дня назад, чтобы вернуться домой?!
Мне в магазин пришло зарядное устройств Battery Service Universal PL-C004P, о, вот теперь вся в сомнениях, потому что недавно вернула в магазин аккумуляторный светодиодный тестер, причем проблема еще не решилась, а на руках остался только чек на этот тестер.
Забыв на время о "конкурсе" зарядных устройств который мне рекомендовали посмотреть и о том, что я не нашла еще ни одного отзыва реального покупателя, сейчас на первом месте мои мысли о тех же светодиодах, , которые не подкрепляют информацию цифрами, поэтому я и тестер вернула в магазин. Светодиоды мне должны сказать "о многом", потому что их диапазон действия находится от 50 и аш до 90% и благодаря которым я должна догадаться сколько времени мне заряжать АКБ?! Даже в инструкции формулу расчетов написали ! И какие цифры туда закладывать? Причем испытания показали, что зарядник шустрей других, поэтому зеленый светодиод о финале зарядки загорится быстрей и режим хранения АКБ бесконечный, поэтому можно не волноваться, что АКБ перезарядится. Но все таки конкретно на сколько разряжена АКБ со светодиодами не понять.
В тестере тоже само.светодиоды на .секторе .50% горят или в секторе 100 %, .поэтому мультиметр за 200 р точнее покажет, а тестер 1300 стоит.
А гарантия на зарядник меня совсем добила:
"
В течение установленного гарантийного срока, в случае если изделие вышло из строя не по вине владельца, производитель на свое усмотрение устранит неисправность или заменит изделие на новое. Установленный гарантий срок на отремонтированное или замененное изделие не продлевается и считается равным гарантийному сроку первоначального изделия. Владелец должен направить изделие производителю или его уполномоченному представителю, оплатив все расходы, связанные с его доставкой в обе стороны.
Чувствуется "забота" о покупателе?!
По тестам зарядное устройство хорошее, но нет проверки на дисульфацию из за отсутствия достойного подопытного . с разряженностью 4 и нет отзывов покупателей!
Светодиоды говорят о том, на сколько в целом батарея заряжена. Если горят все — заряжена, если горят не все, значит нужно зарядить. Этого достаточно, чтобы понять надо ли заряжать батарею. К сожалению, это не измерительный инструмент и показать с точностью в 0.0 нельзя.
Касательно гарантии — стандартная гарантия, как и на любое другое оборудование — начиная от холодильников, заканчивая всеми любимыми телефонами.
У меня на тестере после зарядки АКБ на следующий день замера, когда АКБ уже отдохнула, горело мерцало 100%, а после того как АКБ дома 4 дня в тепле была, светодиод уже стабильно светился, видно что АКБ самозаряжаться умеет, ?!
В общем то вы мне посоветовали обратить внимание на этот зарядник, который мне будет вещать о заряженности АКБ, значит мультиметр за 200 руб все таки придется купить?!
Тестер тоже в целом о чем то там говорит, только при желтой лампочке в 50%е я боялась после таких показаний тестера и одного дня простоя машины вообще ехать куда нибудь, а на деле машина с полпинка завелась и я останавливалась ( мороз был -7, а ночью -11), 3 раза с выключением двигателя, правда взяла на всякий случай деньги с собой на новую АКБ. И зачем мне такие приблизительные показатели в радиусе от 50% до 100% за 1300 (Как раз тот случай, когда высокая цена ни о чем еще не говорит!)? Есть где фантазии разгуляться по таким показаниям. Снова как в инструкции с тестером в которой не предупреждают что сразу не нужно замерять после отключения питания зу или двигателя а выждать минут 5 хотя бы, а здесь в инструкции зарядника дается формула, для чего, если все очень сильно приблизительно от тех же 50% до 90%?!
А зарядник, если не считать обзора в интернете. тоже вроде бы там что то делает, о чем говорят светодиоды. Если бы я не знала от вас что мой самодельный зарядник на 13,3 В и 2 А -не заряжает полностью АКБ, то я бы и не думала что он плохой. Моей АКБ седьмой год пошел!
В комментах в интернете, кто то сказал, что главное чтобы повезло с АКБ. что зарядник не панацея и из моей истории мне приходится с этим человеком согласиться. А поиздевались мы над нашей АКБ хорошо, особенно когда машина 3 года в гараже стояла, иногда даже клему снимать забывали и только прогревали машину если не забывали. Отдали машину мне в апреле и я уже знаю 3 полных разряда по моей вине, фары не выключила летом и свет в салоне почему то не погас.
Машину к зиме готовила, была и у электрика, добавлю, что для долгой жизни АКБ нужна еще исправная машина. Еще вопрос по заряднику, а при возникшей во время зарядки неисправности процесс подачи тока автоматически прекращается?!
А по поводу гарантии, у меня часто ломалась пароварка и я ее вернула в магазин, поэтому читала о правах своих, так мне должны были и проезд оплатить, но у них цена на товар упала и я даже выиграла после возврата пароварки., если только не считать моральный ущерб . Права потребителей с тех пор я не уверена что сильно поменялись, дело в том что меня сейчас вынуждают поставить подпись под гарантией, которая не по закону потому что написана с пользой для продавца. А зарядник 4000 стоит и интернет магазин и Сервисный центр по обслуживанию в Москве живут…
Про полпинка хочу пояснить, что наша машинка всегда так заводилась, даже когда она в гараже долго стояла. Но дед мне сказал, что нужно заводить так: ногу на сцепление, нейтральная передача, нога по прежнему на сцеплении и поворачиваешь ключ зажигания до середины и смотришь, когда погаснут лампочки бортового "компьютера" и слушаешь бензонасос. потом доводишь ключ до упора. Так вот сейчас, благодаря тестеру который меня напугал, я вспомнила все что знала и успела узнать из интернета, и свой "детский "опыт, когда видела, что нужно делать, когда машина не не заводится. Мне даже один раз удалось этот способ проверить на машине таксиста, когда машина упорно не заводилась мы уже замерзали. Тогда от безнадеги водитель доверил 23 летней девчонке свое место. Я довела ключ до середины и остановилась, потом чуть вперед, потом чуть назад, потом снова вперед, назад раза три, потом только до упора и машина завелась (карбюраторная). Вот у меня вопрос, знаю что нужно аккуратно по кочкам ездить, чтобы еще и АКБ не рассыпалась. А вот еще мое наблюдение, что если зимой -9 машину после длительной поездки по трассе (это 55 минут подзарядки АКБ) машину поставить кверху носом, то можно с трудом завестись?! В этом случае, машина была теплой еще, но наверное жидкие составляющие машины и АКБ, затекли не туда?! И еще прежде чем пробовать заводить машину, способами о которых выше написала, я чтобы как бы разбудить АКБ вначале перед самой первой поездкой, гудок проверяю на сиплость или бодрость и включаю и выключаю фары, возможно это тоже помогает?!
Кстате Акб сейчас труднее стало, я поставила кроме обычной сигнализации, которая уже была, спутниковое отслеживание с функцией оповещения, если машина выходит за очертанную мною геозону. А выходит она очень часто, потому что система несовершенна, машина через стену проходит и гуляет по детскому садику без водителя, хорошо что в первый раз машина была в поле видимости и мы точно знали что это шутка Хотя это сделано на случай если под окнами нет места для парковки! ))) Ну это первая машина, что вы хотите ))) А цена вопроса.2000 оборудование с монтажом и 50 руб в месяц оператору за интернет в приборе . (можно не каждый месяц пользоваться )Бывают сигнализации уже с такой функцией.
Скажите, АКБ необслуживаемый. Онлайн калькулятор выдал 46 часов заряжать. Прошли 1, 5 суток . Еще вчера АКБ был тепленький и сегодня тоже, а вот вечером комнатной температуры стал, я испугалась и прекратила зарядку, Хотя до 8 утра нужно было еще ждать. Заряжали напряжением 13,3 на 2 Ампера. постоянно. Что произошло? Я не могу испытать АКБ, только завтра узнаю, живая она или я ее перезаряжала больше чем нужно?!
Аккумулятор кипит при зарядке
Если аккумулятор кипит при зарядке на последнем её этапе, то не спешите паниковать. Обильное выделение пузырьков в таком случае указывает на то, что батарея зарядилась. А вот когда АКБ кипит при зарядке сразу или спустя всего пару часов — это отклонение от нормы. Причём весьма вредное для ресурса аккумулятора. Поскольку всему есть своя причина, ваша задача — понять, почему электролит быстро закипает и, по возможности, устранить проблему.
Физика и химия кипения АКБ
Но перед тем, как выяснять причину какого-либо процесса, желательно понять его природу. С кипением аккумулятора на самом деле всё просто. У этого явления бывает две стадии. Одна из них практически безвредная, так как считается естественной. Вторая — пагубно сказывается на ресурсе АКБ. А ещё кипящий электролит не имеет абсолютно ничего общего с кипящей водой в чайнике. Рассмотрим эти тезисы немного детальнее.
Естественное кипение аккумулятора — это когда в конце процесса зарядки на поверхность электролита умеренно поднимаются пузырьки газа. Это ни что иное, как водород. Он выделяется в результате электрохимической реакции между кислотой и свинцом под воздействием электрического тока. По большому счёту, ничего страшного в таком кипении нет. Хотя некоторые специалисты утверждают, что заряжать АКБ в идеале надо так, чтобы даже и пузырьков не было.
Последнего легко достичь, если использовать так называемый импульсный режим зарядки. Ток через АКБ пропускается короткими импульсами. Успевает эффективно «усвоиться», не вызывая выделения газа. К сожалению, наличие у вас импульсного зарядного устройства вовсе не означает, что вы заряжаете свою батарею именно так. Импульсный режим реализован правильно лишь в некоторых моделях, стоимость которых начинается от 200 долларов.
Электролизное кипение аккумулятора — это уже вторая стадия. Вредная для АКБ. От естественного процесса отличается по двум признакам. Во-первых, наблюдается не просто выделение пузырьков, а и обильное бурление электролита. Во-вторых, электролиз разлагает воду на водород и кислород, которые в виде взрывоопасной смеси выходят из аккумулятора. Также в самых запущенных случаях может наблюдаться значительный перегрев батареи.
Электролизная реакция в АКБ происходит по нескольким причинам, но всегда означает одно и тоже. А именно — батарея либо не принимает заряд вовсе, либо делает это крайне неэффективно. Кроме того, безвозвратно теряется вода. В результате плотность электролита растёт, что тоже плохо. В довесок ко всему ещё и свинцовые пластины портятся. Вот как раз такое кипение нам не нужно. Его причины и будем искать.
Остался последний факт о кипении аккумулятора, который непременно надо знать. В Интернете часто можно найти высказывания диванных «экспертов», что электролит кипит, так как свинцовые пластины сильно нагреваются. То есть, они работают, как обычный бытовой кипятильник. Это чушь полнейшая. Кипение электролита не имеет ничего общего с кипением воды, нагретой до +100°C. Процессы немного похожи визуально, но физика и химия у них абсолютно разная.
Закипятить электролит в аккумуляторе так, как воду в чайнике, можно. Но для этого нужно выдержать сразу несколько условий. То есть, придётся изрядно постараться. В обычных же адекватных условиях, когда АКБ заряжается под капотом от генератора или стационарно от исправного зарядного устройства — натурального кипячения не будет.
Поскольку мы только что рассмотрели химию, возможно, кому-то будет не хватать формул. Нет проблем.
Это формула нормальной зарядки аккумулятора:
PbSO4 + 2H2O → PbO2 + SO4 + 4H
Происходит такое на отрицательных пластинах АКБ. Для положительных формула другая. Но для нашей темы важна именно эта. По ней наглядно видно, откуда берутся те самые пузырьки водорода (H — это водород). Также обратите внимание, что в результатах реакции нет чистого кислорода. Это значит, что вредный для аккумулятора электролиз не происходит.
Когда же начинается электролиз, вода, которая содержится в электролите, распадается на составляющие — водород и кислород. Первый образуется на отрицательных пластинах, а второй на положительных. По мере их накопления из аккумулятора выходит та самая взрывоопасная смесь. Главная причина, из-за которой начинается электролиз в аккумуляторе — перезаряд.
Признаки закипающего аккумулятора
Если АКБ обслуживаемого типа, то признаки кипения электролита очевидные:
- выделение пузырьков водорода (норма);
- обильное бурление (это уже электролиз);
- скопление капель электролита на корпусе аккумулятора (разбрызгивание).
Все эти признаки хорошо видны, когда батарея заряжается с открытыми пробками. Остаётся только научиться определять кипение, если аккумулятор необслуживаемый. То есть, прямого доступа к отсекам с электролитом нет. В таких случаях можно выявить только вредное кипение, связанное с началом электролиза воды. Вот косвенные признаки этого процесса:
- шипение;
- потёки электролита под штуцером для аварийного сброса давления;
- вздутие корпуса АКБ;
- сильный нагрев;
- в самых запущенных случаях — разрушение аккумулятора.
Соответственно, если в вашем случае наблюдаются какие-либо признаки электролиза, процесс зарядки надо остановить. Далее выясняется причина и, если это возможно, устраняется. Дальше детально описано, где искать проблему, решаема ли она, и если да, то какими путями.
Чем грозит кипячение АКБ
Но для начала вкратце резюмируем, почему, когда аккумулятор кипит при зарядке — это плохо. В целом, если обильное бурление наступает своевременно, то ничего страшного в этом нет. Более того, это один из признаков, указывающий на то, что батарея зарядилась. Если же АКБ кипит при зарядке сразу или в первые часы, то не миновать следующих проблем:
- систематический перезаряд;
- потеря электролита;
- нарушение его плотности;
- осыпание свинцовых пластин;
- короткое замыкание в отсеках;
- потеря ёмкости;
- снижение силы пускового тока;
- возможное разрушение АКБ.
В конце концов, регулярное кипячение аккумуляторной батареи заканчивается одинаково. Сначала плохо крутит стартер. Позже машина перестаёт вообще заводиться по утрам. Затем идёт покупка нового аккумулятора. Если не выяснить причину кипения, то такой цикл может повторяться у вас чуть ли не каждые пару лет.
Коррозия клемм АКБ
Дополнительно не помешает отметить, что электролит за пределами корпуса АКБ — это ещё одна серьёзная проблема. Приводит она к тому, что на клеммах постоянно образуется обильный солевой налёт. А значит — ухудшается электрический контакт со всеми вытекающими последствиями. Это ещё не всё. От кислоты гниют силовые провода, площадка под аккумулятором и даже части кузова автомобиля. В самых запущенных случаях доходит до ослабления конструкции. Об окислении клемм автомобильного аккумулятора есть отдельный материал на Авто без СТО.
Возможные причины кипения электролита
Чаще остальных встречаются 5 причин, почему кипит электролит в аккумуляторе. Две из них кроются в зарядном устройстве. Остальные три — это проблемы с самой батареей. В лучшем случае, неустранимой причиной из этой пятёрки является только одна. Если аккумулятор необслуживаемый (без пробок), то тогда две. Если же электролит кипит у вас не первый месяц, то количество неустранимых причин увеличивается ещё на один пункт. А это означает покупку нового аккумулятора. Без вариантов.
Превышенное напряжение заряда
Напряжение на клеммах аккумулятора во время его зарядки является важнейшим параметром, превышать который нельзя. В конкретных цифрах ситуация выглядит следующим образом. В стандартной 12-вольтовой автомобильной батарее есть 6 отсеков. Они соединены между собой последовательно. Каждый отсек должен заряжаться напряжением не более 2,4 В. Это означает, что весь аккумулятор нельзя заряжать напряжением, превышающим 14,4 В. Если же оно выше — начинается электролиз, а значит, и вредное для ресурса кипение.
Собственно говоря, меньше тоже нельзя. АКБ либо не будет заряжаться вообще, либо не накопит 100%. Такое сплошь и рядом наблюдается на автомобилях, если есть неисправности генератора. Например, в текущей машине автора этого материала напряжение бортовой сети при работающем двигателе составляет 14,1 В. Для полноценного заряда АКБ его мало. Приходится периодически пользоваться зарядным устройством. Ну а в дальнейшем — заменить реле-регулятор.
Теперь об измерении напряжения заряда аккумулятора. Об этом постоянно надо говорить, так как многие измеряют его некорректно. В результате получается заблуждение — автовладелец думает, что напряжение в норме. А оно часто бывает повышенное, из-за чего и кипит аккумулятор. Так вот. Мерить напряжение всегда нужно непосредственно на клеммах АКБ.
То есть, ориентироваться не по встроенному в зарядное вольтметру. Не по тому, что на панели приборов (если есть). И уж точно не по китайскому, вставленному в прикуриватель. Все эти способы измерения напряжения склонны давать погрешность. Возникает она из-за того, что несколько долей вольта теряются на пути от клемм к измерительному прибору. Называется это падением напряжения или потерями.
Поэтому, если аккумулятор кипит при зарядке, в первую очередь, измерьте напряжение прямо на клеммах. Для этого понадобится самый простой мультиметр. Практика показывает, что даже недорогие (двухдолларовые которые) умеют показывать более-менее точно. Ну а если есть проверенный мультиметр, то вообще хорошо.
Важно! В самом начале заряда напряжение может быть значительно ниже, чем указанный эталон 14,4 В. Это нормально. Но не стоит забывать о том, что по мере накопления аккумулятором энергии показатели будут непременно расти. Поэтому напряжение следует контролировать не только после подключения зарядного устройства, но и далее в процессе.
Как устранить эту причину кипения электролита, если она имеет место быть? Просто. На регулируемых зарядных устройствах нужно либо ограничивать это самое напряжение, либо выбрать другие предустановки. Если предусмотрена только регулировка тока, то она тоже может помочь. Снижая ток — уменьшаете напряжение. Если же прибор не имеет никаких регулировок, а напряжение повышенное, использовать его не стоит. Почитайте — как выбрать зарядное устройство — и купите нормальное.
Зарядный ток выше нормы
Напряжение и ток — две тесно взаимосвязанные характеристики. Но в случае кипения аккумулятора во время зарядки важно другое. А именно о сочетаемости зарядного тока и реальной ёмкости АКБ. Слово «реальной» написано не просто так. На этом нужно акцентировать внимание, поскольку в 90% случаев этот нюанс не учитывается.
Дело вот в чём. У любого ненового автомобильного аккумулятора есть «две ёмкости». Первая — написана на его корпусе. Это заявленная номинальная ёмкость. Например, стандартные 65 А*ч. Вторая — это реальная. То есть та, которую имеет батарея на данный момент. Со временем ёмкость неизбежно уменьшается. По ряду причин. Нам сейчас важно запомнить то, что реальных ампер-часов у бывшей в эксплуатации АКБ всегда меньше, чем написано на её корпусе.
Понимать это нужно потому, что от ёмкости батареи зависит рекомендуемый оптимальный зарядный ток. Вернее, его сила, выраженная в амперах. Высчитывается он очень просто, да и многим знакомо. Берётся 10% от ёмкости, и таким током заряжается АКБ. Пример. Для АКБ на 60 А*ч оптимальная сила тока заряда составляет 6 А. И так далее. Превышать этот ток нельзя, так как это очередная возможная причина, почему кипит аккумулятор.
Но самое главное даже не это. Есть же ещё реальная ёмкость, о которой часто забывают автолюбители. В итоге они на протяжении всего срока службы аккумулятора заряжают его током, который соответствует 10 процентам надписи на корпусе. Но надпись не является реальным показателем, поскольку с первого же дня ёмкость батареи уменьшается. Неизбежно. У всех с разной скоростью. Но уменьшается.
Если вы аккуратный автолюбитель, и следите регулярно за уровнем заряда АКБ, то даже у вас она через пару лет после покупки потеряет 10-15% ёмкости. Было, например, 60 А*ч, а стало 45 А*ч. Отсюда следует, что заряжать её током в 6 А уже нельзя. Она будет накапливать заряд неэффективно и, конечно же, быстро закипать. У тех, кто за аккумулятором и его состоянием не следит, цифры бывают гораздо печальнее. А кипение более эпичное и с плохим концом.
Помните о реальной ёмкости АКБ
Как решить проблему? Есть два варианта. Первый — время от времени измерять реальную ёмкость батареи, и заряжать её соответствующим током. Но для этого нужны специальные приборы. Недешёвые. Второй — уменьшать максимальный ток заряда примерно. По мере увеличения срока службы АКБ. Например, отходила один год — уменьшаем на 1 А. Через два года ещё на ампер. Если же вам повезло, и аккумулятор отслужил лет пять, то его заряжать большим током вообще грех.
Кроме естественного «старения» АКБ не следует также забывать и о том, что многие недорогие модели уже с магазина не имеют заявленной ёмкости. К сожалению, чтобы выявить такую подделку, нужен соответствующий тест. Делают его единицы, что, между прочим, позволяет сразу же вернуть товар по закону «двух недель». Если же вы купили дешёвый аккумулятор, а измерять реальную ёмкость нечем, заряжайте сразу его не максимально допустимым током, а немного уменьшенным. Например, вместо 6-7 А ограничивайте до 5 А. На время зарядки это не сильно повлияет, а вот на ресурсе скажется положительно.
Сульфатация АКБ
Сульфатация аккумулятора — это образование на его пластинах нерастворимого налёта из сульфата свинца. Появляется эта проблема по нескольким причинам. Если вкратце, то это систематический недозаряд и недостаточный уровень электролита. В первом случае образовавшийся во время разряда сульфат не растворяется обратно в кислоте. Со временем его кристаллики становятся больше и твёрже. Если же в АКБ не хватает электролита, то верхняя часть платин вообще работает «на сухую». На таких участках сульфатам попросту не в чём растворяться.
Причём здесь кипение аккумулятора? А при том, что сульфатация является главной причиной резкой потери ёмкости. Она ведь тем выше, чем большая площадь свинца контактирует с электролитом. А когда он обрастает сульфатами, его участие в реакции прекращается. Отсюда и берётся снижение ёмкости. А как уже было сказано выше, при таком раскладе легко превысить зарядный ток, который является одной из главных причин преждевременного закипания электролита.
Как решить проблему? Если сульфатация на ранней стадии, то её можно устранить. Называется этот процесс — десульфатация аккумулятора. Если коротко, то это такой особый режим зарядки, при котором сульфаты частично или полностью разрушаются, освобождая дополнительную площадь свинца. Есть эти режимы в некоторых зарядных устройствах, а также их можно имитировать с помощью обычных зарядников и нагрузки.
В запущенных случаях сульфатация практически непобедима. Не помогает ни замена электролита, ни промывка аккумулятора, ни другие народные методы. Даже супер «умные» зарядные устройства, в основном, не улучшают положение. Соответственно, решается такая проблема двумя путями. Либо заменой аккумулятора, либо, если он ещё «живой», зарядкой небольшими токами.
Нужно понимать, что зарядный ток вы сможете контролировать (ограничивать) только во время зарядки от стационарного зарядного устройства. Под капотом же аккумулятор будет брать ток по максимуму. А это значит, что электролит, скорее всего, регулярно будет кипеть. Поэтому эксплуатировать аккумулятор с явными признаками серьёзной сульфатации не стоит. Лучше сразу заменить. От греха подальше.
Низкий уровень электролита
В свете вышесказанного уже должно быть понятно, что из-за низкого уровня электролита быстрее развивается сульфатация АКБ. Но это не единственная проблема. Когда уровень ниже нормы, часть пластин «оголяется», и во время зарядки не участвует в процессе. Это может означать только одно — батарея на текущий момент имеет уменьшенную ёмкость. А значит, заряжать её стандартным током уже нельзя. Будет непременно закипать раньше времени.
Решение проблемы очевидное, если аккумулятор обслуживаемого типа. Нужно просто регулярно контролировать уровень электролита, и доливать его при необходимости. Что же касается необслуживаемых батарей, коих сейчас развелось очень много, то тут уж ничего не поделаешь. Уровень электролита ни контролировать нельзя, ни доливать. Если батарея долгое время кипятилась, то её только выбросить остаётся.
Автор в курсе, что народные умельцы изощряются, и доливают воду (или электролит) даже в необслуживаемые АКБ. Дурное дело нехитрое. Насверлил отверстий, взял шприц, и заливай, сколько душе угодно. Некоторые заливают таким способом воду и в AGM аккумуляторы, и даже в GEL. Повторять подобные эксперименты — не стоит. В следующий раз дважды подумаете перед тем, как выбирать аккумулятор.
Короткое замыкание в отсеках АКБ
Когда случается короткое замыкание в аккумуляторе, чрезмерное кипение электролита возникает по совокупности нескольких факторов. Но начнём с того, что представляет собой эта причина. Короткое замыкание в АКБ — это когда в одной из ячеек начинают контактировать пластины с разной полярностью. В результате отсек из элемента питания превращается в тупой проводник тока. К слову, проблема может быть одновременно в нескольких ячейках.
Что дальше? Когда хотя бы в одном из отсеков замыкают пластины, из батареи «выпадает» один элемент. Выше было уже сказано, что всего их шесть. Каждый должен заряжаться напряжением не выше 2,4 В. Соединены они последовательно, откуда и берутся те самые идеальные 14,4 В. С «выпадением» одного такого элемента уменьшается и это напряжение. Ровно на 2,4 В. То есть, если мы заряжаем закороченную батарею напряжением 14,4 В, то для неё оно уже слишком большое. Всё. Электролит кипит почти постоянно.
Короткое замыкание в отсеках АКБ
Как понять, что в аккумуляторе есть коротыш? Способов два. Оба не подходят, когда батарея необслуживаемого типа. Если же пробки есть, то первый способ увидеть короткое замыкание — наблюдать за электролитом во время зарядки. Где нет пузырьков водорода, тогда как остальные ячейки уже кипят, там и есть проблема. Второй способ — проверка под нагрузкой. Например, можно прокрутить несколько раз стартер, параллельно глядя на электролит. Как правило, если есть коротыш, под нагрузкой закороченная банка моментально закипает. Так что заглядывать аккуратно!
Что делать? Собственно, аккумулятор с коротким замыканием — это уже мертвец. Поможет здесь только замена.
Да-да. Есть народные способы, как воскресить закоротивший аккумулятор. Но они такие варварские, что здесь о них даже в общих чертах говориться не будет. Если охота потерять время и рискнуть собственным здоровьем — в Интернете полно «инструкций к действию». Но лучше сразу откажитесь от подобных идей. Они опасны и безнадёжны.
Краткие итоги
Если аккумулятор кипит при зарядке в самом её конце — это нормально. Лёгкие пузырьки без бурления в процессе — вообще не проблема. Если же закипает сразу после подключения зарядного устройства, в первые пару часов, или шипит под капотом — это непорядок. Основных причин всего пять: высокое напряжение; слишком большой для конкретной АКБ ток; сульфатация; низкий уровень электролита; коротыш.
Что делать если при зарядке аккумулятор начинает кипеть?
С повсеместным внедрением необслуживаемых аккумуляторов многие автомобилисты уже забыли, что значить заряжать свой аккумулятор. И когда им всё же приходится проделывать эту процедуру, к своему удивлению они обнаруживают кипящую батарею. Почему это происходит и как этого избежать, разберём в этой статье.
Как устроена аккумуляторная батарея (АКБ)
Современный аккумулятор изобретён ещё в 19 веке, и за это время существенных изменений так и не претерпел.
Всё так же принцип действия АКБ основан на окислении свинца в водном растворе серной кислоты. При этом во момент разрядки батареи металлический свинец электродов, превращается в сульфат свинца.
При зарядке происходит обратный процесс. Это основные реакции, на основе которых происходит накопление и отдача электрической энергии. Однако кроме них в банках аккумулятора происходит ещё 60 различных реакций.
Общее устройство АКБ показано на рисунке выше. В пояснение к нему стоит отметить, что, свинцовые пластины, выполнены в виде решётки, ячейки которых заполнены в положительных электродах, диоксидом свинца (PbO2) в виде порошка, в отрицательных – свинцом, так же порошковым.
В промежутке между основными пластинами расположены другие пластины из пористого пластика, не взаимодействующие с кислотой, которые разделяют электроды и препятствуют их замыканию.
Далее более подробно рассмотрим процесс, зарядки АКБ, именно он нас и интересует в большей степени.
Итак, при зарядке аккумулятора, сульфат свинца переходит в разряд чистого металла, при этом расходуется вода и образуется серная кислота. Плотность электролита при этом увеличивается.
Что же считается кипением аккумулятора?
Этот процесс прямо вытекает из процесса зарядки. Как написано выше при зарядке расходуется сульфат свинца, и когда количество сульфата, становится меньше, некого критического уровня, начинается процесс электролиза воды.
При этом процессе выделяется водород и кислород, которые, как известно, газы. И весь процесс, внешне, напоминает кипение.
Как же правильно заряжать батарею, чтобы избежать этого неприятного процесса? Далее об этом более подробно.
Как правильно заряжать аккумулятор
Сегодня существует два основных способа зарядки батареи, и оба их опишем.
Стоит помнить, что для зарядки используется специальное зарядное устройство с возможностью изменения зарядного тока.
Зарядка малым током
При этом способе вы должны выбрать зарядный ток равным 0,1 от ёмкости батареи.
То есть если у вас самый распространённый аккумулятор ёмкостью 60 ампер/час, то зарядный ток должен составлять величину в 6 Ампер.
Зарядка АКБ таким методом происходит приблизительно сутки. О том, что зарядка закончена, вы узнаете по началу кипения батареи.
Зарядка большим током
Данный способ можно считать профессиональным, так как он требует постоянного наблюдения за процессом, при этом возможно зарядка аккумулятора на 100%.
Зарядку нужно начать напряжением в 14,5 Вольт, после того как, батарея перестанет брать зарядку, она будет заряжена где-то на 80%. Что бы довести зарядку до 90% ёмкости, зарядное напряжение нужно поднять до 15 Вольт.
Ну и последний этап, это доведение зарядки до 100%. Он осуществляется путём добавления напряжения до 16,5 В.
Стоит отметить, что при этом способе нужно не только постоянно наблюдать за батареей, но и иметь профессиональное зарядное устройство.
В каких случаях АКБ начнёт кипеть
Как уже было написано выше кипение электролита, это не совсем кипение, в привычном понимании, это всего лишь фигура речи.
Таким выражением называют процесс выделение газа из электролита, который происходит при зарядке аккумулятора. В этом процессе нет ни чего страшного, однако, по тому, как он происходит можно оценить состояние батареи.
Если этот процесс начался сразу после старта зарядки, то это очень плохой сигнал. С большей вероятностью можно сказать, что аккумулятор у вас уже отработал свой ресурс.
- Кипение при окончании ресурса службы АКБ. В этом случае кипение начинается сразу при подключении зарядного устройства. При этом процесс обычно начинается не во всех, а лишь в некоторых банках. Это может свидетельствовать о том, что в этих банках находятся короткозамкнутые пластины. В таком случае вам батарею не спасти, и её пора менять.
- Кипение в случае, когда батарея полностью заряжена. Если кипение начинается через продолжительное время, через 8 часов и более, то это нормально. Это говорит о том, что плотность электролита уже поднялась до штатного значения и батарея заряжена. В этом случае нужно просто прекратить зарядку батареи.
Почему закипает аккумулятор на машине?
Если кипение АКБ при зарядке процесс, чаще всего, нормальный и ни о чём плохом не свидетельствует, то кипение на работающем двигателе это однозначно плохо.
Такой момент свидетельствует о неисправности в электрооборудовании автомобиля.
Ниже буде рассмотрено, в каких же случаях кипит батарея на работающем моторе.
Способы определения кипящего аккумулятора
Если у вас батарея обслуживаемая, то этот процесс проще всего определить визуально. Например, так как это показано на видео ниже:
Если же у вас самая распространённая сегодня, необслуживаемая АКБ, то процесс кипения можно определить по косвенным признакам.
- Первый самый распространённый признак кипения — это появление зеленоватого налёта и обильных окислов на клеммах аккумулятора, таких которые показаны на рисунке ниже;
- Другим признаком кипения является появившейся в подкапотном пространстве запах электролита. Он достаточно резкий и его могут услышать даже люди без острого нюха;
- Ещё одним признаком может, является появление ржавчины на капоте в районе аккумулятора и сильная коррозия подаккумуляторной полки;
- Существуют ещё экзотические способы определения процесса кипения. Некоторые водители, когда появляется подозрение на кипящий аккумулятор, подсоединяют к его газоотводной трубке воздушный шарик или презерватив. В случае если батарея кипит, он начнёт надуваться;
- Другим экзотическим способом является использования медицинского стетоскопа. Если его приложить к кипящей банке, то можно услышать характерное бульканье;
Причины кипения АКБ на машине
- Самой распространённой причиной кипения батареи на работающем двигателе, является короткое замыкания в одной из банок.
К сожалению, это признак того что аккумулятор в автомобиле вышел из строя. Стоит отметить, что в последнее время это стало происходить не только на старых АКБ, но и на сравнительно свежих.
Очень часто банки замыкает от вибрации силового агрегата. Или из-за, банального, брака устройства. Так что если вы купили новую батарею, то позаботьтесь об оформлении гарантии на неё.
Ну и когда, срок гарантии подходит к концу, проведите её всестороннее тестирование. Возможно, это поможет вам сэкономить деньги, которые вы потратите на покупку новой батареи.
- Второй по распространённости проблемой, является тот случай, когда происходит перезаряд.
Перезаряд — это процесс зарядки от генератора токами, напряжение которых выше штатных.
Это обычно происходит из-за неисправности генератора автомобиля. Обычно, штатное напряжение зарядки с генератора не должно превышать значение 14,5 Вольт.
Больше оно может быть в тех случаях, когда на генераторе неисправен регулятор напряжения. Устраняется эта неисправность путём ремонта генератора.
- На старых АКБ процесс перезаряда может, происходить не только при замыкании пластин в банке, но и при сульфатации пластин.
Сульфатация — это химический процесс, при котором образуется сернокислый свинец на поверхности пластин.
В старых аккумуляторах сернокислого свинца скапливается столько, что ток зарядки снижается. В этом случае, если генератор продолжает выдавать напряжение в 14,5 В, АКБ начинает кипеть.
- Другой распространённой причиной, особенно если АКБ уже не новая, является большая нагрузка на аккумулятор.
То есть, если у вас много электропотребителей и все они включены, например, дальний свет, кондиционер, дворники и другие, а батарея при этом уже не первой свежести, то она не будет справляться с нагрузкой и будет греться и кипеть.
- Ну и наименее распространённой причиной, но не такой уж и редкой является недостаточная вентиляция аккумулятора. Это происходит в том случае, если у АКБ забилось вентиляционное отверстие или из-за использования нештатного аккумулятора возле него недостаточно места для вентиляции.
Собственно, это все основные причины кипения АКБ.
Профилактика кипения электролита на работающем моторе
Для того что бы ваша АКБ, прослужила максимально долго, нужно придерживаться простых и нехитрых правил профилактики кипения электролита:
Почему кипит аккумулятор при зарядке?
Свинцово-кислотные классические АКБ работают по принципу циклического чередования разрядки и зарядки. В зависимости от стадии цикла батарея отдает или накапливает электрический ток. Для этого вида аккумуляторов также характерно кипение. Его можно наблюдать на дороге и в процессе зарядки.
Когда выделение газов – нормальное явление
В обслуживаемых АКБ кипение можно видеть наглядно. Оно представляет собой выделение газовых пузырьков. Они появляются при электролизе воды, когда ее молекулы распадаются с выделением кислорода и водорода. А электролиз происходит при подаче напряжения на клеммы аккумулятора.
В определенном смысле в конце зарядки это нормальное явление. АКБ принимает энергию электросети для восстановления PbSO4 до чистого свинца. Кислотный осадок попадает в электролит и повышает его плотность. Когда свинцовая соль полностью восстановится, начинается электролиз воды. При бурном образовании газов вместе с ними в воздух попадают едкие пары.
Иными словами, закипание аккумулятора является признаком, что зарядка окончена, и пора отключить зарядное устройство. При полной исправности АКБ это происходит не раньше, чем пройдет 8 часов с начала подачи энергии. Когда аккумулятор подвергся сульфатированию и частично потерял емкость, кипение может начинаться примерно за 3 часа до окончания зарядки.
При использовании малого тока для восстановления емкости слабое кипение в банках – показатель того, что идет процесс электролиза с разрушением образовавшейся на пластинах корки и повышением плотности электролита. Однако необходимо постоянное наблюдение за АКБ, чтобы в случае появления множества мелких пузырьков на поверхности электролита отрегулировать силу тока в сторону ее уменьшения.
Бурное кипение необходимо остановить отключением зарядного устройства, так как специалисты АкбМагаз не рекомендуют перегружать батарею. Нежелательны также частые зарядки высокими токами, так как это приводит к интенсивному кипению и сокращает сроки работы устройства. Аналогичные процессы газообразования могут происходить и в необслуживаемых аккумуляторах. Только увидеть их невозможно.
Причины быстрого закипания при зарядке
Если после отключения ЗУ кипение продолжается, это означает, что батарея перезаряжена. Но чаще можно столкнуться с другим неприятным явлением, когда выделение газов начинается спустя полчаса после подключения в сеть ЗУ. Почему так происходит? Причина в том, что при восстановлении свинца электрическим током в реакции участвуют микроскопические кристаллы.
- Сульфатированные пластины.
- Недостаточный уровень электролита.
- Разрушение пластин.
- Замыкание в одной из банок.
Признаки и причины кипения АКБ под капотом
Газообразование может происходить при зарядке в машине и даже на дороге. При езде аккумулятор берет заряд от генератора, поэтому перечень возможных неисправностей расширяется. Признаком закипания служит выход водорода из имеющегося в корпусе АКБ газоотводного отверстия. Он сопровождается шипением.