Какие шинные заводы работают сейчас в России?
А как же российские производители? На рынке продолжают работать два крупных российских производителя – Ярославский шинный завод и ПАО «Нижнекамскшина» (входит в ПАО «Татнефть»). Кроме того, есть небольшие компании в других регионах – Алтайский шинный комбинат «Нортек», АО «Волтайр-Пром».Apr 4, 2022
Изготовление шин завершает цепь технологических процессов, включающих добычу нефти и газа, производство бензина, получение синтетического каучука, и, наконец, производство шин. В связи с этим шинные заводы расположены в основном вблизи крупных центров нефтепереработки: Омска, Нижнекамска, Ярославля, Волгограда, Москвы.
АО «Ярославский шинный завод» — крупнейший производитель шин центрального региона России, входит в состав холдинга АО «Кордиант». Шины Cordiant не только являются одним из самых покупаемых брендов в России, но и экспортируются более чем в 30 стран мира. АО «Волтайр-Пром» является одним из крупнейших предприятий шинной отрасли.
Йокохама Р. П. З. производит летние и зимние автомобильные шины. Липецкая область, с. Казинка, ОЭЗ ППТ «Липецк» Воронеж, ул. Ростовская, 41 Предприятие производит/реализует автозапчасти, резину для сельскохозяйственных машин, резину для легковых автомобилей.
Что будет с шинами в России в 2022 году?
Автомобильные шины продолжат дорожать в 2022 году вслед за сырьем, стоимость которого может вырасти на 20 % по сравнению с 2021 годом. Об этом на пресс-конференции 9 февраля сообщил генеральный директор крупного шинного производителя «Nokian Tyres Россия» Андрей Пантюхов.
Какие марки шин производят в России?
Какие компании производят шины в России. В России на данный момент работают заводы таких брендов как: Nokian Tyres (в Ленинградской области); Continental (в Калужской области); Yokohama (в Липецке); Michelin (в Московской области); Pirelli (в Воронеже и Кирове);Bridgestone (в Ульяновской области).
Какие шины будем покупать в 2023 году?
Какие шины будут доступны россиянам в 2023 году?
На что заменить шины Нокиан и Мишлен? Точные прогнозы по ситуации на шинном рынке в 2023 году, конечно, дать сложно. Но можно предположить, какие автошины будут доступны россиянам в 2023 году, и в каких направлениях будет дальше развиваться шинное производство в России. Пройдемся в новой статье по топовым шинным брендам: какие ушли, какие остались в России, а какие обретут новые имена.
Проблемы с шинами в 2022 году
В 2022 шинной индустрии в России был отмечен значительный спад. Повлияли внешнеполитические процессы, введение санкций. В октябре, например, на российских предприятиях выпустили 3,3 млн автошин. Это на 42,4% меньше, чем в октября 2021 года.
Уменьшение темпов производства связано, в первую очередь, с приостановкой деятельности заводов мировых брендов — Bridgestone, Continental и других. Остановимся на каждом из флагманов шинной индустрии подробнее.
Как дела у Bridgestone
Завод японского шинного гиганта Bridgestone работал в г. Ульяновске с 1998 года. Мощность завода — до 2 млн шин в год. После начала СВО, в марте, предприятие приостановило свою работу. Закрытие завода руководство компании связало с «серьезными проблемами, вызванными перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валют, которые серьезно сказываются на возможности обеспечить стабильное производство в России».
Шинный завод Bridgestone в Ульяновске
В октябре 2022 в компании заявили, что в обстановке общей неопределенности и сбоев с поставками в России, Bridgestone начинает поиск покупателя своих российских активов. Заявлено, что искать новых владельцев будут несколько месяцев. Надеемся, что к середине 2023 года производство шин возобновится. В каком виде это будет — пока сказать сложно.
А что с шинами Yokohama?
Завод второй крупной японской марки шин Yokohama расположен в Липецкой области. Предприятие «ЙОКОХАМА Р.П.З.» было основано в 2008 году. Ежегодно завод выпускал до 1,6 млн шин. В марте 2022 года завод приостановил работу по выпуску автошин по причине сложностей с доставкой сырья из-за границы.
Производство шин Yokohama в России, Липецк
10 августа 2022 года предприятие снова запустило процесс изготовления автошин. Это произошло благодаря содействию губернатора Липецкой области, пообещавшего помочь компании Yokohama адаптироваться к новым условиям поставок. В итоге нашли нового поставщика сырья и деятельность завода возобновилась. Так что шины Йокохама опять с нами.
Останутся ли в России Continental
Завод немецкого легендарного производителя шин Continental в Калуге, построенный в 2013 году, аналогично коллегам по шинному делу приостановил деятельность в России в марте 2022 года. К радости поклонников шин Континенталь (и их поставщиков) производство запустилось уже 1 августа 2022 года.
Завод по производству шин Continental в г. Калуге
Губернатор Калужской области объявил, что руководство предприятия смогло перестроить логистику и найти новых поставщиков сырья. Мощность завода — 4 миллиона шин в год.
Michelin нас покинул?
Французы Michelin прекратили производство шин и экспорт в РФ весной 2022 года. Тогда руководство компании заявило, что продолжит адаптировать свои решения в соответствии с развитием политико-экономической ситуации. Завод по производству шин Мишлен работал в Давыдово Московской области с 2004 года.
Завод по производству автошин Мишлен в Давыдово, Московской области
В итоге Мишлен решил окончательно уйти с российского рынка до конца 2022 года, продав активы местному менеджменту. Управленцы компании признались, что возобновить производство технически невозможно, в частности, из-за проблем с поставками в условиях общей неопределенности. По данным Michelin, в России компания продавала не более 2% шин от своих мировых объемов. Мощность предприятия — 1,5-2 миллиона в год.
Ждем новостей о судьбе завода Michelin в России под управлением российских собственников.
Что насчет Pirelli
Компания Пирелли в марте также перестала инвестировать в заводы по производству шин бренда, расположенные в Кирове и Воронеже, и направила российское производство на внутренний рынок. К счастью, шины Pirelli пока с нами. Общая мощность предприятий — 2 млн шин в год.
Российский завод по производству автошин Pirelli в Воронеже
В мировом масштабе эти заводы давали 10% от общего объема выпуска шин Pirelli и около 4% выручки.
И, наконец, про Nokian Tyres
Шины финского бренда Nokian Tyres выпускают в России с 2005 года. В Ленинградской области, г. Всеволжске, построен гигантский завод по производству автошин — самое крупное шинное предприятие в РФ. Завод изготавливал автошины для легковых автомобилей, внедорожников, легкогрузового транспорта марок Nokian Tyres и Nokian Tyres Nordman. В 2021 году около 80% шин Nokian Tyres для легковых автомобилей было произведено в России, а бизнес-направление «Россия и Азия» принесло компании 20% от чистых продаж. Зимние шины от Nokian Tyres особенно и заслуженно ценятся среди российских автолюбителей за адаптивность к российским погодным условиям.
Крупнейший шинный завод в России — завод Nokian Tyres в Ленинградской области, городе Всеволжске
В июне 2022 года руководство компании приняло решении о постепенном уходе с российского рынка. В октябре 2022 года поступили новости о продаже бизнеса Nokian Tyres в России российской нефтяной компании «Татнефть».
Ожидается, что во втором квартале 2023 года в Ленобласти заново запустится производство автошин только уже под другими брендами. Интересно, что по данным Роспатента, в декабре ООО "Нокиан Тайерс" подала заявки на товарные знаки «Торстен» и Torsten, Ikonan, Ikon. Предполагаем, что именно под такими названиями будут выходить новые шины.
Выручат ли нас российские шины
Как мы писали выше, производить шины в 2022 году на российском рынке стали существенно меньше. Причин много: дефицит сырья и компонентов, которые завозили из-за границы, уход из РФ крупных иностранных брендов, ограничения на экспорт шин со стороны Евросоюза, снижение доходов россиян, падение продаж новых автомобилей на 60%. По разным оценкам продажи шин в 2022-м упали, по сравнению с периодом 2020-2021, на 15-20%.
Показатели продаж снизились, в том числе, по причине дефицита шин определенных брендов, моделей, типоразмеров, который возник из-за запрета поставок продукции в РФ из Европы.
С помощью упрощения правил ввоза шин в РФ по «параллельному импорту» поставщикам удалось в какой-то степени поддержать разнообразие ассортимента. Однако полностью наладить логистику пока не удалось, поэтому количества и разнообразия шинной продукции для потребителей будет все еще не хватать.
В России трудятся несколько собственных крупных производителей шин. Нижнекамский комплекс Kama Tyres производит автошины брендов Kama Tyres и Viatti. АО «Кордиант» выпускает продукцию под брендом Cordiant, Tunga, включает две производственные площадки в Омске и одну в Ярославле с совокупным объемом производства 8 миллионов шин в год.
Производство автошин бренда Kama Tyres на заводе Кама в Нижнекамске
Также в число лидеров российской шинной индустрии входит АО «Волтайр-Пром» из Волгоградской области, которое производит шины под разный вид транспорта под брендом VOLTYRE. Крупный шинный завод «Нортек», г. Барнаул, выпускает шинную продукцию, в том числе, коммерческие автошины под маркой Forward и Nortec.
Проблем с популярными размерами шин на легковых автомобилей возникнуть не должно: мощностей отечественных заводов для этого достаточно и уровень качества российских шин достойный. Но вот с диаметром колес от R19 предположительно будет сложнее. Из-за проблем с их доступностью, вероятно, возрастет и цена.
Журналист издания «Авторевю» Олег Растегаев в интервью «Российской газете» отметил, что главные сложности с шинами возникнут из-за пробелов в зимнем сегменте. Приводим цитату эксперта: «Пока на российском рынке остаются Continental и Pirelli. У Nokian была очень широкая линейка шипованных шин. Сontinental в какой-то мере может заменить соответствующие финские модели, но не полностью. А поскольку Michelin ушел, с премиальными «шиповками» может возникнуть дефицит. Полностью заменить их в широкой гамме пока нечем».
Журналист считает, что Cordiant не сразу сможет подтянуться в эту размерную линейку, так как самый большой диаметр, который производит компания — 18 дюймов.
С летними и зимними шинами крупных диаметров — от R19 – могут быть проблемы
У «Камы» тоже пока нет в портфолио легковых шин больших размеров. Для создания шин большего диаметра нужны дополнительные разработки, тестирование, оборудование — это требует времени. Есть надежда, что на заводах, оставленных Nokian Tyres в России, будет возможность в ближайшем будущем продолжать выпускать шины размером больше 19 дюймов.
Китайское – не значит, плохое?
Поправить ситуацию теоретически могли бы шины из дружественных стран. Но белорусская Belshina, популярная в России, поставила в 2022 году около 2 миллионов шин и увеличить объем у предприятия пока не получится. Постепенно заходят на рынок шины из Узбекистана, например, бренд Bars.
В условиях проблем с поставками и санкционных ограничений российский шинный рынок начал перестраиваться на поставки из Китая. В 2022 году за первые пять месяцев поставки китайских автошин в РФ увеличились на 9,6%. Интерес к китайским шинам у автолюбителей увеличился на 33% по данным портала Дром. Одновременно с этим улучшилось и мнение потребителей по поводу качества китайской шинной продукции — об этом говорят отзывы автолюбителей. Конечно, одно из основных преимущество шин из КНР — их доступная цена.
Спрос на китайские шины у россиян возрастает
Среди популярных китайских шинных брендов — Triangle, Sailun, Goodride, HiFly и другие. Некоторые из них выпускаются в премиальном сегменте и идут в базовой комплектации многих автомобилей. Например, шины Triangle выбрал для своих автомобилей Nissan. Кстати, в размерном ряду шин Triangle имеются диаметры 19 и 20 дюймов.
Китайские бренды изготавливают продукцию и бюджетного, и премиального сегмента
В производстве шин китайских брендов также применяются европейские наработки и оборудование высокого класса. Бренд Goodride получил знак качества авторитетного TÜV SÜD, а шины Triangle сертифицированы в 60 странах мира.
Эксперты считают, что шины китайского производства вполне могут сравниться с продукцией лидеров европейского рынка по составу, рисунку протектора и другим параметрам. И усовершенствование процессов производства на китайских шинных заводах продолжаются.
Китайские шины производятся по мировым стандартам и проходят обязательную сертификацию
Южнокорейские шины тоже могут набрать большую популярность. Такие бренды, как Hankook, Kumho, Marshal, Nexen, востребованы у автолюбителей и обладают достойными ходовыми характеристиками, подтвержденными тестами авторитетных изданий, и средней ценой.
Хоть некоторые бренды и уйдут с российского рынка, у нас остаются их заводы, первоклассное оборудование и налаженная организация производственного процесса. Так, местные производители смогут продолжать выпускать шины для легковых автомобилей высокого качества. Эксперты отрасли считают, что для потребителей эта продукция будет восприниматься уже по-другому, как совершенно новый товар. Автолюбители долго еще будут вспоминать, например, про «тот самый Мишлен». Со временем будут создаваться новые бренды на базе этих предприятий — нам остается только ждать.
Потребности российских автовладельцев будут закрывать отечественные, китайские, корейские шины и продукция дружественных стран
Предполагаем, что потребности автовладельцев будут закрывать по большей части шины российского, китайского производства и продукция дружественных стран. В любом случае, мы держим руку на пульсе и будем обеспечивать наших покупателей шинами лучшего качества и широкого размерного ряда из доступных вариантов.
Напишите в комментариях, каким шинным брендам думаете отдать предпочтение в 2023 году?
Ставьте лайк и подписывайтесь на блог, дальше — интересней! Удачи на дорогах!
Во что переобуваться – ситуация на шинном рынке (осень-зима 2022)
Завод простаивает уже больше полугода (аж c 14 марта). Однако решение об уходе с рынка не принято, выплата зарплаты сотрудникам продолжается. Готовая продукция не завозится – распродаются лишь остатки.
Однако точка в отношениях еще не поставлена. Вот что заявляют официальные представители компании: «… Bridgestone внимательно отслеживает ситуацию и рассматривает варианты, предполагающие долгосрочное решение для бизнеса, партнеров и сотрудников».
Michelin
Группа уже объявила об уходе с российского рынка, но завод в Давыдово по производству шин остается. В ноябре-декабре текущего года будет объявлена иная форма собственности завода. В настоящий момент завод не работает, но процесс реформирования не затихает, управление заводом передается россиянам. Зимняя гамма шин на рынке представлена на уровне, сопоставимым с прошлогодним. Возможно, есть некоторые сложности с отдельными (большими) размерами.
Goodyear
Фирма взяла паузу, поставки шин в Россию приостановлены. Но российский офис ограниченно функционирует – распродают остатки.
Continental
Компания пока продолжает работать в России. Завод ограниченно функционирует, программа зимней продукции практически завершена, начинается производство летних шин.
Pirelli
Оба шинных завода (Воронежский и Кировский) ограниченно функционируют. Во время производства зимней продукции использовались запасы шипов, предусмотренные техпроцессом. Большие размеры шин не выпускаются, но, по возможности, завозятся из-за рубежа.
Деятельность маркетинга значительно ограничена. Иностранному персоналу предложено покинуть Россию, рассматривается возможность передачи руководства россиянам.
Мало кто знает, что на шины Pirelli Ice Zero FR значительно снижены цены. Они в настоящее время на уровне или даже чуть ниже, чем у Nordman RS2 (продукт второй линии Nokian, который еще год назад стоил на 20 процентов дешевле).
Nokian Tyres
Компания продает завод во Всеволожске, который продолжает работу под руководством российской команды, сократив объем производства примерно вдвое. Тем не менее этой осенью популярных в России зимних покрышек Nokian и Nordman хватает в разных размерах. Присутствует даже новинка – фрикционная шина Hakkapeliitta R5, успевшая в размере 195/65 R15 победить в нашем тесте.
Шинныe гиганты уходят из России. На какой резине будем ездить в будущем
Как подчеркнул в беседе с «РГ» шинный эксперт Леонид Пащенко, «Michelin и Nokian работали в премиальном сегменте, где шины отличается не только более высокой ценой, но и определенным набором характеристик.
Премиальные ноу-хау дают преимущества в тормозном пути на мокром и сухом асфальте, во времени прохождения круга, максимальной скорости, ходимости — то есть вещах, увязанных с безопасностью и эксплуатационными характеристиками. Точнее, важен баланс характеристик. Тот же Michelin — это как автомат «Калашникова». Есть шины, у которых многие показатели превосходные, но есть и удовлетворительные. У Michelin же все показатели топовые, а провалы отсутствуют».
Китайцы, считает Пащенко, на такой уровень не вышли.
«В теории из азиатских брендов альтернативой могли бы стать покрышки корейской Hankook. Также у нас на рынке остаются Pirelli, у них имеется завод мирового уровня в Воронеже, есть также площадка Continental в Калуге. Есть Yokagama, которая в целом не претендует на премиум-сегмент, но некоторые модели, например, линейка Advan, очень близко подходят к премиуму, да и зимние шины Yokagama Ice Guard IG могут соревноваться с премиальными по ряду характеристик. Для всех этих брендов уход Michelin и Nokian Tyres — благо. Они избавляются от конкурентов», — отмечает эксперт.
Уточним, что завод Yokohama в Липецкой области работал до марта. «Японцы» не объявляли об уходе с нашего рынка, но уточнили, что выпуск остановлен из-за сложностей с логистикой.
Леонид Пащенко также не исключает, что российские и белорусские шинные бренды могут дорасти до премиума при соответствующей необходимости.
«Пока в этом не было нужды. Фирмы, подобные Cordiant, работали в среднем и даже бюджетном сегментах и прекрасно продавались из-за высокого спроса на массовые автомобили», — подытожил эксперт.
Как подчеркнул журналист «Авторевю» Олег Растегаев, главные сложности возникнут из-за пробелов в зимнем сегменте.
«Пока на российском рынке остаются Continental и Pirelli. У Nokian была очень широкая линейка шипованных шин. Сontinental в какой-то мере может заменить соответствующие финские модели, но не полностью. А поскольку Michelin ушел, с премиальными «шиповками» может возникнуть дефицит. Полностью заменить их в широкой гамме пока нечем», — отметил эксперт.
На вопрос, смогут ли подтянуться до премиума и занять опустевшую нишу российские шинники, Олег Растегаев сказал следующее:
«Соrdiant в эту размерную линейку в обозримом будущем не подтянется. У них сейчас в летней линейке 18 дюймов — это потолок, и пока для них нет никаких предпосылок делать 19-дюймовые и 20-дюймовые шины».
При этом специалист призвал прислушаться к словам генерального директора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова о том, что компания продолжит выпуск шин на своем заводе в Ленинградской области и уже ведет переговоры с Nokian об автономном продолжении деятельности.
«Я думаю, самый реальный путь — это вывести на рынок какой-то третий бренд кроме Nokian и Nordman и под этой маркой продолжать производство шин по договоренности с финнами только для внутреннего рынка. Не исключаю, что останутся и так называемые большие дюймы (шины, размерностью больше 19 дюймов — «РГ»), поскольку у России все возможности для выпуска такой продукции есть», — считает Олег Растегаев.
Он также допускает, что к процессу импортозамещения смогут оперативно подключиться «китайцы» — GT Radial, Triangle, Maxxis, Linglong и другие.
«Среди «корейцев» же реальные заместители позиций Nokian Tyres и Michelin — это Hankook, потому что Kumho и Nexen по качеству продукции и по ассортименту все же отстают. Hankook же — компания топ-уровня, которая давно пришла в Россию на первичную комплектацию, успешно конкурируя с Michelin, Pirelli и Continental», — считает Растегаев.
По мнению редактора журнала «Пятое колесо» Станислава Шустицкого, с выходом из бизнеса компаний Michelin и Nokian закрыть эту нишу будет проблематично.
«У «Камы» нет в портфолио резины большой размерности. Сordiant только-только начал работать с большими размерами, в частности, с 18-дюймовыми моделями. Для создания шин большего диаметра необходим длительный период разработок, тестирования и самое главное — оборудование. Поэтому это будет проблемой», — считает эксперт.
«Частично нишу может закрыть Yokagama — особенно с учетом финансовой поддержки со стороны губернатора Липецкой области (завод шинной компании Yokohama расположен под Липецком — «РГ»). Но это опять — период разработок, тестирования и переоснастки оборудования», — уточнил он.
Также, считает Шустицкий, вклад могут внести китайцы.
«Та же компания Triangle работает очень быстро, и они хорошие бизнесмены. Если рынок потребует резины большой размерности, они, конечно, будут заниматься этим вопросом. Наконец, завод Nokian после административных изменений продолжит работать.
Впрочем, с локализацией некоторых компонентов, грубо говоря, полимеров и химии, могут возникнуть проблемы. Тем не менее, вполне можно ожидать, что в создавшихся условиях финны могут начать работу над какой-то новой бюджетной шиной специально для России, как они уже ранее делали в случае с линейкой Nordman» , — полагает эксперт.
А что же говорят сами шинники? Как рассказала «РГ» менеджер по маркетингу и работе с клиентами китайской компании Triangle Ирина Галкина, на фоне ухода ведущих западных шинных брендов компания Triangle старается увеличивать поставки дистрибьюторам. Что касается зимней линейки, то с уходом Nokian Tyres, как считает Ирина Галкина, имеет хорошие шансы «выстрелить» такая шинная новинка Triangle, как TI 501, а также проверенная временем шиповка PS 01.
При этом Галкина сообщила, что в портфолио марки имеется в том числе и резина большой размерности — 19 и 20 дюймов. Она также подчеркнула, что при разработке шинных новинок марки привлекались финские специалисты и использовались голландские технологии.
«Иными словами, мы можем предложить более бюджетные и при этом качественные аналоги моделей западных брендов, которые покидают российский рынок», — пообещала маркетолог, добавив, что в КНР Triangle считается топ-брендом.
В компании Cordiant «РГ» на соответствующий запрос ответили следующее:
«Cordiant внимательно следит за ситуацией, которая складывается на российском рынке. В целом каких-то глобальных изменений в деятельности компании и производственных площадок в Ярославле и Омске не планируется.
В сегменте больших размеров Cordiant предлагает зимние и летние шины для легковых автомобилей и кроссоверов размером 17 и 18 дюймов массовых типоразмеров, согласно тестам ведущих автомобильных изданий и экспертов, обладающих характеристиками, не уступающими премиальным аналогам».
При этом, по оценкам наших собеседников-экспертов, на создание фирменных шин больших размеров у Cordiant, как и у любой фирмы, начинающей разработку шинной новинки с нуля, может уйти от трех до пяти лет, и этот процесс потребует внушительных затрат.