Маркировка шин автомобиля. Учимся читать все буквы и цифры на покрышках. Полная расшифровка.
Боковая часть шины – место, где наносится вся необходимая информация о покрышке, включая типоразмер, индексы нагрузки и скорости, тип резины и многое другое. Очень важно при покупке покрышек ознакомиться с этой информацией, так как зачастую она критически важна для правильной, безопасной эксплуатации шин.
Европейский стандарт
Для европейского тип маркировки используются такие основные обозначения:
- наименование торговой марки;
- назначение или особенности эксплуатации, например, для внедорожных шин и полноприводных авто указывается «4х4»;
- маркировка, показывающая информацию о рисунке;
- страна-производитель продукции (не регистрации бренда, а расположения конкретного завода-изготовителя);
- типоразмер покрышки – ширина в миллиметрах, высота профиля (указывается в процентах), посадочный диаметр и тип конструкции (радиальная R, диагонально-опоясанная B или диагональная D), специальное обозначение используется для грузовых шин и низкопрофильных, покрышки для бронированных машин;
- индексы нагрузки и скорости.
К дополнительной маркировке по европейской схеме относятся:
- обозначение M&S или M+S (используется для покрышек, которые в зимнюю погоду могут эксплуатироваться по грязи и снежной каше);
- отметка ASTM F-1805 – показывает прохождение резиной специального зимнего теста на качество сцепления;
- знак наружной стороны шины (только для покрышек, где сторона установки имеет значение);
- сертификация СР с номером соответствия продукции с требованиями EHK30;
- на внутреннем периметре у обода колеса указываются количество слоем компаунда в зоне протектора и боковине;
- маркировка DOT, обозначающая производителя;
- знак индекса нагрузки (грузоподъемности) MAX LOAD, максимального давления MAX PRESSURE;
- тип камеры покрышки: бескамерная Tubeless (TL), камерная Tube Type (ТТ или Tube).
Также могут указываться направление вращения колеса, коэффициент адгезии, пределы усталостности, прочности и износостойкости, индикатор износа TWI, дата изготовления и другие.
С 2012 года в соответствии с требованиями европейской маркировкой предусмотрено наличие специальной наклейки на шинах. Она показывает такие характеристики, как сцепление на мокрой дороге, топливная экономичность и акустический комфорт.
Индекс топливной экономичность показывает расход при постоянной эксплуатации автомобиля, значение сопротивлению качения. При этом индекс D используется только для грузовых шин, на легковые и легкогрузовые подобные покрышки ставить запрещено.
Значение сцепления с мокрой дорогой – этот показатель необходим для определения безопасности движения, защиты от гидропланирования при осадках. Покрышки с маркировкой D-G в соответствии с нормативами не используются.
Акустический комфорт обозначается количеством схематических волн. Первые два типа характеризуют тихие и умеренно шумные автошины, которые можно использовать в пределах города. Последний тип с 2016 года на территории Европы запрещен.
Новые требования не распространяются на резину следующих типов:
- с наварным протектором (восстановленные покрышки);
- гоночные (скоростные специальные, спортивные) шины;
- внедорожные специализированные покрышки;
- шипованная резина или модели, предназначенные для монтажа зацепов;
- запасные покрышки, предназначенные только для периодического применения;
- модели с индексом скорости до 80 км/ч;
- специализированные модели для мотоциклов.
Американский стандарт
Американские стандарты маркировки напоминают европейские, но есть и отличия. Так, на боковой поверхности обозначается целевая принадлежность:
- пассажирская резина Passanger «P», используемая для легковых автомобилей;
- легкие грузовики, обозначаемые LTP или LT (Light Truck Personsl и Light Truck соответственно);
- запасные колеса Temporary «Т».
Индекс нагрузки по американской маркировке указывается в дюймах, это знак LBS. Индексы давления обозначаются знаком PSI. Для внедорожников типоразмер также указывается в дюймах, обязательно наличие таких параметров, как внешний диаметр, ширина покрышки, конструкция шины и параметры внутреннего диаметра.
О чем говорят цветные метки?
На новых покрышках с завода часто присутствует особая цветовая маркировка в виде полос или геометрических знаков. Наносится она с определенной целью, используется для правильного обслуживания.
Приняты следующие виды цветных меток для автомобильной резины:
- желтые метки в виде треугольников или кругов показывают наиболее легкие участки на покрышке, при балансировке такая метка совмещается с самым тяжелым местом на колесном диске, достигая оптимальных показателей;
- красные метки в виде треугольников и кругов на боковой части шины показывают точки силовой неоднородности, наносятся обычно на резину первичной комплектации машины;
- продольные линии на протекторе используются для простой идентификации при хранении покрышек;
- штампы в виде белых треугольников и кругов являются личными маркерами проверяющего инспектора, который выполняет финальный осмотр продукции перед поступлением в продажу.
Типы конструкций и обозначения
Одним из типов маркировки резины является обозначение типа конструкции. В зависимости от способа изготовления и конструкции различаются радиальную авторезину R и диагональную D. Обозначение ставится перед диаметром, разница заключается в расположении нитей корда шины. В первом случае они идут параллельно друг другу, во втором – под углом 45-60 градусов по отношению друг к другу. Также выпускается третья разновидность – диагонально опоясывающая, но в большинстве случаев сегодня выпускаются радиальные покрышки.
Второй тип маркировки для определения конструкции колеса является следующий:
- усиленная Extra load (XL), которая также иногда обозначается REINFORCED;
- самонесущая Run Flat (RFT), максимально защищенная от проколов или порезов, может проехать до 80 км при повреждении без потери скорости или заноса.
Отдельно выделяются вездеходные покрышки, маркируемые All-Terrain. Нельзя путать этот знак с надписью Reinforced (RF), который используется для легковых шин с усилением, это разные типы продукции, предназначенные для различных условий. Наличие обозначений 6PR и 8PR показывает, что это легкогрузовая резина, знак С (commercial) наносится на шины для коммерческого использования.
Индексы скорости, нагрузки и давления
При маркировке автошин сразу после указания типоразмера также указываются индексы скорости, нагрузки и максимально допустимого давления. LI – это значение грузоподъемности, в некоторых случаях вместо буквенного индекса указывается Мах Load, то есть допускается максимальная нагрузка, после чего идет двойная цифра (значение ставится в килограммах и фунтах). Это значение надо учитывать при выборе покрышек для передней и задней оси, так как некоторыми производителями предусматриваются совершенно разные параметры для установки. Таблицы со значениями нагрузки публикуют все производители шин, также рекомендуемая цифра указывается в спецификации к авто, поэтому подобрать нужную модель не трудно.
SI – это скоростной индекс, который показывает максимально возможную безопасную скорость. При допустимом показателе эксплуатация резины будет соответствовать заявленным характеристиками. На покрышку наносится около индекса нагрузки в виде буквенного маркера. Например, J – максимальная скорость 100 км/ч, K – 110 км/ч, M – 130 км/с, S – 180 км/ч, T – 190 км/ч, Y – 210 км/ч и другие.
Индекс давления обозначается PSI, он показывает оптимальные показатели внутреннего давления, обеспечивающие топливную экономичность, комфорт и безопасность движения. Если соблюдать слишком низкое давление, расход топлива повышается, износ увеличивается, также изменяется угол наклона покрышки, что негативно сказывается на безопасности движения. Сниженное давление становится причиной повышения температуры внутри колеса, то есть сопротивление качению увеличивается. Схожая ситуация наблюдается и при перекачке, когда поездка становится кране некомфортной, жесткой, износ резины повышается, есть риск повреждения и создания аварийной ситуации.
Маркировка по сезонности
Кроме основных технических характеристик маркировка покрышек указывает на сезонность. Выделяют три группы – зимние с шиповкой и без зацепов, летние, всесезонные.
Для летних шин специальной маркировки не требуется, используются общие обозначения. Для всесезонных применяются пиктограммы с изображением солнца, снега и дождя, могут указываться такие знаки, как AW (All Weather), A.G.T. (All Grip Traction) или AS (All Season). В некоторых случаях дополнительно указывается знак Rain, то есть принадлежность резины к дождевому классу.
Зимние покрышки маркируются пиктограммой в виде снежинки, надписями Winter или M+S (Mud + Snow). Такие обозначения позволяют определить, для каких именно условий больше подходит резина. Наличие дополнительных знаков в виде зонтика, слов Aqua, Aquatred, Water, Aquacontact, Rain показывает, что покрышка устойчива к гидропланированию.
Тип рисунка протектора и маркировка
Отдельно применяется маркировка для покрышек с определенным рисунком протектора. Выделяют три вида – с направленным, асимметричным и ненаправленным рисунком.
Резина с направленным протектором отличается прекрасным поведением на мокрой дороге, быстро отводит воду из контактного пятна и снижает риск аквапланирования. Для таких покрышек обязательно присутствует маркер Rotation, показывающий направление вращения. Переставлять колеса без учета этого знака нельзя, так как неправильное положение станет причиной аварийной ситуации на дороге даже при незначительных осадках.
Ненаправленный рисунок является универсальным, специальных обозначений не требует. Часто именно такие покрышки устанавливаются заводами на авто разных типов и выступают в качестве комплектных.
Ассиметричный дизайн отличается комбинированным рисунком. Справа идет «дождевая» часть, слева – «сухая». Это означает, что жесткость внешней и внутренней стороны различная, как и способность воспринимать нагрузку. Поэтому на таких покрышках всегда имеется специальная маркировка:
- для внутренней стороны – Outside или Side Facing Out;
- для наружной стороны – Inside или Side Facing Inwards.
Что значит омологированные автошины
К дополнительной маркировке резины относится буквенно-цифровой индекс, указывающий, для авто какой марки омологированы данные шины. Это показатель того, что данные покрышки выпускаются специально для установки на определенные авто, например, Тойоту или Мерседес. Поэтому при выборе важно обратить внимание на наличие следующих индексов:
- О, МО1 – для авто Mercedes, первый тип можно использовать для машин других марок;
- N0- N3 – только для Volkswagen Touareg и Porshe, Установка на другие ТС не рекомендуется;
- AO – для установки на Ауди;
- A – для модели Toyota Auris;
- * — рекомендуется установка на BMW.
Правильный выбор автошин – это не только подбор модели определенного бренда с нужным типоразмером. Это учет таких параметров, как сезонности, конструктивных особенностей резины, допустимых нагрузок или скоростного режима. Вся необходимая информация наносится на боковину покрышки, что облегчает автовладельцу выбор и позволяет не ошибиться при покупке.
Цветные точки и полосы на шинах: что они означают?
Маркировка современных шин (по большому-то счету) нам всем знакома — типоразмер, зима/лето/всесезонка, слик/снежинка или дождевая и так далее. Также хорошо нам знакомо и подавляющее большинство символов и обозначений — посадочные размеры, индексы нагрузки и скорости, симметричная/направленная, и тп. Однако с недавнего времени шинные производители начали ставить цветные метки — кружочки, точки, квадратики, треугольники и полосы. Для чего? Разберёмся.
Содержание
- Красные и желтые точки
- Продольные полосы на покрышках
Красные и желтые точки
Особенно автомобилисту интересны подобные хитрости при покупке новых шин. Цветные точки диаметром до половины сантиметра на боковине — зачем они наносятся? На шинном заводе, после того как покрышку произвели, ее обязательно балансируют и определяют самое тяжёлое ее место (здесь ставят красную «жирную точку»), и самое лёгкое (здесь ставят жёлтую). Эта информация, на самом-то деле, — для вашего шиномонтажника. При монтаже красная точка должна быть совмещена с самым лёгким местом на диске, а в самом легком месте должен быть установить ниппель. Если вы увидите, что он установлен НЕ НАПРОТИВ желтой точки, то заприметьте себе этого шиномонтажника (и эту шиномонтажную) и больше сюда — ни ногой!
А еще на покрышках можно увидеть отдельные (непонятные) литеры и даже геометрические фигуры:
- круглые
- треугольные
- а также прямоугольные и квадратные штампики, —
… — это заводской контроль качества.
Для рядового автовладельца эта информация — так себе, мало значима, ведь контроль качества могут поставить и на каком-нибудь «левом» «ноу-нейм» азиатском заводике. И — что? Качество покрышки определяется не наличием штампа завода, а независимыми тестами.
Примечание: устаревшее, а точнее устаревающее оборудование мировые гранты передают на собственные же заводы, но находящиеся в третьих странах. Это не значит, что, например, компания Nokian Tyres или Continental на своих заводах в России производит «мусор», однако это всегда модели предыдущих поколений, это первое. И второе: производственная линия, как и любое иное оборудование, имеют определенные нормы по амортизации — увеличиваются зазоры, меняются допуски и посадки (термин). То есть с головного предприятия на «другие» заводы направляются не только устаревшие модели шин, но и прошедшие определённую амортизацию станки, производственные линии и тд.
Профессионалы шинного рынка рассказывают, что зачастую шины ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МОДЕЛИ, но произведенные на разных заводах могут отличаться не только по качеству общего характера, но и в частностях — например, по составу исходного сырья. То есть, это фактически другое колесо, хотя модели (и цифры/литеры) одинаковы.
Продольные полосы на покрышках
Больше того, шины могут отличаться (и отличаются друг от друга) в зависимости от количества и характера тех самых продольных цветных полос по протектору. Продавцы шин уверяют, что это, мол, служебная информация для складских работников и сотрудников сервисных центров. И, мягко говоря, они лукавят. Нам, покупателям, эта информация также ценна и вот почему.
Шины на заводе делаются из заготовок, которые представляют собой сплошную полосу каучука, а точнее резиновой смеси определенного состава длиной в несколько десятков метров. Когда к конвейерной линии подается такая бухта, именно в этот момент как раз и наносятся цветные полосы. Длинную заготовку из бухты разрезают на куски, длина которых составляет длину окружности готовой шины. Далее уже разрезанные заготовки отправляются собственно на сборочную линию, а поскольку они похожи по форме и размерам, то эти нанесённые полоски чётко информируют работников сборочного цеха о том, какие заготовки соответствуют каким конкретным моделям, включая даже… направление и состав слоёв резины, которые «зашиты» в конструкцию.
Цветные полосы — своего рода штрих-коды, применяемые на производстве для того, чтобы отличать одни заготовки от других. Впоследствии этими же штрих-кодами пользуются и работники складов, поскольку при массовом хранении информация, расположенная на боковинах шин, уложенных в штабеля, становится недоступной. А вот цветные полоски точно подскажут, что за производитель и что это за модель. Опытные работники склада могут определить (и определяют) это даже на расстоянии.
А вот вам ответ на вопрос: почему лукавят продавцы шин в разговорах с нами, покупателями. Они, говорят, что, мол, эта узкоспециализированная служебная информация, и широкой публике она не нужна.
Вспомним, как обычный (неопытный) автомобилист выбирает себе покрышки? Ответ: чтобы типоразмер соответствовал рекомендованному в Инструкции к автомобилю — и всё!
Автовладелец со стажем и опытом покупает у продавца не четыре, а шесть-семь-восемь покрышек, предварительно договорившись вот о чем — чтобы доверенный шиномонтажник из этих полутора-двух комплектов выбрал четыре самых лучших колеса. А остальные покупатель вернёт продавцу.
Теперь вы, вооруженные знаниями, будете понимать, что покупать следует покрышки С ОДИНАКОВЫМИ ЦВЕТНЫМИ ПОЛОСКАМИ. Это будет означать, что все, выбранные вами колеса, изготовлены из одного заводского куска резины (полосы, бухты) и соответствуют одной партии. В подобном комплекте колёс и состав смеси будет однородным, и дисбаланс минимальным, и качество «варки» протектора одинаковым.
Примечание: Если при монтаже колес вы попросите мастера поставить на балансировочный станок в начале только диск, а потом диск в сборе с шиной, то скорее всего с вас возьмут двойную стоимость балансировки. А опытный автомобилист знает, что иные производители дисков также отмечают на своих изделиях самые тяжёлые и самые лёгкие места. Однако — такими же точками или иными символами/пометками — к сожалению единой системы тут пока не существует.
Кто в поисках полезного подарка для себя или же своим близком, советую посмотреть статью «Обзор кухонных весов Tefal Vintage Bakery с красивым дизайном и функцией Тара».
Об авторе
💯 Telegram-канал 🤩 со смешными и полезными товарами, а также с промокодами и купонами (Telegram: WhatElephant).
Cooperation for product reviews:
Почта: info@niyazych.ru
Телеграм: @https://t.me/niyazkalimullin
Для предложений по сотрудничеству пишите на почту или в Telegram.
Маркировка шин
98 — код грузоподъемности шины (в данном случае колесо может нести до 750 кг).
Н — индекс скорости (чем дальше буква в латинском алфавите, тем более высокоскоростная шина).
Расшифровка индексов скорости
(обозначенная скорость допускается при максимальной нагрузке на покрышку):
- L — 120 км/час;
- M — 130 км/час;
- N — 140 км/час;
- P — 150 км/час;
- Q — 160 км/час;
- R — 170 км/час;
- S — 180 км/час;
- T — 190 км/час;
- U — 200 км/час;
- H — 210 км/час;
- V — 240 км/час;
- W — 270 км/час;
- Y — 300 км/час;
- Z — свыше 300 км/час.
Дополнительные маркировки по европейской схеме.
Для летних шин специальной маркировки не требуется. Для всесезонных применяются пиктограммы с изображением солнца, снега и дождя, могут указываться такие знаки, как AW(All Weather), A.G.T. (All Grip Traction) или AS (All Season). В некоторых случаях дополнительно указывается знак Rain, то есть принадлежность резины к дождевому классу.
Зимние шины маркируются пиктограммой в виде снежинки или горного пиканадписями Winter или M+S (Mud + Snow). R+W (Road + Winter) подходят для использования в холодное время года, но чисто зимними не являются.
Наличие дополнительных знаков в виде зонтика, слов Aqua, Aquatred, Water, Aquacontact, Rain показывает, что покрышка устойчива к гидропланированию. M/T (Mud Terrain). — шинаможет использоваться на грязном ландшафте.
Типы конструкций и обозначения
В зависимости от способа изготовления и конструкции различаются радиальную авторезину R и диагональную D. Обозначение ставится перед диаметром, разница заключается в расположении нитей корда шины. В первом случае они идут параллельно друг другу, во втором – под углом 45-60 градусов по отношению друг к другу. Также выпускается третья разновидность – диагонально опоясывающая В.
Второй тип маркировки для определения конструкции колеса является следующий:
- усиленная Extra load (XL), которая также иногда обозначается REINFORCED;
- Run Flat (RFT), максимально защищенная от проколов или порезов, может проехать до 80 км при повреждении без потери скорости или заноса. Бывают и оригинальные обозначения, в частности Continental ставит на устойчивые к проколам модели маркировку SSR.
Отдельно выделяются вездеходные покрышки, маркируемые All-Terrain. Нельзя путать этот знак с надписью Reinforced (RF), который используется для легковых шин с усилением, это разные типы продукции, предназначенные для различных условий. Наличие обозначений 6PRи 8PR показывает, что это легкогрузовая резина, знак С (commercial) наносится на шины для коммерческого использования.
Иногда при маркировке всесезонных и других шин производитель пишет информацию, из каких слоев сделано покрытие. Например, надпись TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означает, что покрытие состоит из двух слоев полиэстера, двух слоев металлического корда и одного слоя нейлонового корда.
Дата изготовления
Дата изготовления указана четырьмя цифрами в овале. Две первые — неделя, две вторые — год. Например, 3120 обозначает «варку» 31-й недели 2020 года.
Омологированные автошины
- О, МО1 – для авто Mercedes, первый тип можно использовать для машин других марок;
- N0- N3 – только для Volkswagen Touareg и Porshe, Установка на другие ТС не рекомендуется;
- AO – для установки на Audi;
- A – для модели Toyota Auris;
- * — рекомендуется установка на BMW.
Шипованная резина
На покрышках, где используются шипы, производители указывают следующую информацию:
- AD (алюминиевые шипы).
- SD (шипы с твердосплавным сердечником).
- DD (шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью).
- OD (шипы с овальным сердечником).
- MD (пластиковые шипы с твердосплавным сердечником).
Дополнительная информация на шинах
- TUBELESS. — бескамерная покрышка.
- TUBE TYPE (или ТТ, на немецких покрышках пишут Mit Schlauch) — покрышка, требующая установки камеры.
- Обозначение наружной и внутренних сторон. Если шина является ассиметричной, то с ее наружной стороны будет написано слово OUTSIDE (иногда Side Facing Out), а на внутренней — INSIDE (иногда Side Facing Inwards).
- Left или Right. В первом случае покрышка может устанавливаться только на левую сторону автомобиля, во втором — только на правую.
- Направление вращения. Для этого используют слово Rotation и стрелку, указывающую направление вращения колеса при движении вперёд.
- Steel. Внутри конструкции шины имеется металлический корд. Если этой надписи нет, значит используется корд из текстиля. Обозначение All Steel соответствует тому, что металлический корд используется и в каркасе и в брекере.
Индикатор износа.
Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На место его расположения указывает стрелка. Многие производители используют оригинальные индикаторы характерные только для их продукции.
Рекомендуемые варианты замены размера покрышек
Размерность заменяемой покрышки
Вариант замены (в начале списка указан наиболее подходящий вариант)
185/65R13, 165/65R14, 175/70R13, 185/60R14, 195/50R15
175/65R14, 185/60R14, 185/65R13, 155/R13, 165/70R14, 165/65R14
185/65R14, 195/60R14, 195/55R15
195/65R14, 205/55R15, 195/60R15
215/60R15, 235/55R15, 205/55R16, 215/55R15
205/65R15, 225/60R15, 205/55R16
215/65R15, 235/60R15, 205/65R15, 225/65R15
Сегменты шин
Условно все предлагаемое разнообразие покрышек на рынке делится на 3 ценовых сегмента: эконом, средний и премиум. Такое деление применяется не к отдельным моделям шин, а к компаниям в целом. Основой для такой сегментации является, прежде всего, ценовая политика того или иного производителя. Также учитываются качественные характеристики продукции, используемые технологии и ряд других факторов.
Сегмент C – бюджетные покрышки. Самый обширный сегмент, в котором в основном представлены российские и китайские производители.
При изготовлении таких покрышек используется минимум технологичных решений и тестов, поэтому резина достаточно неуверенно ведет себя на больших скоростях и в сложных дорожных условиях. Основным их преимуществом являются доступные цены.
Сегмент B – шины среднего класса. Здесь представлены как известные бренды, так и молодые производители. Они используются на подавляющем количестве иномарок бюджетного класса.
В среднем они дешевле в 2 раза по сравнению с покрышками премиум-сегмента при аналогичных размерах. Такая экономия обеспечивается меньшими расходами на исследовательскую работу и тестирование. Многие производители используют для своих покрышек технические разработки других компаний, которые использовались несколько сезонов назад. Зачастую это официальная политика брендов, принадлежащих одной компании. В частности, изготовитель автошин Dunlop на 75% принадлежит компании GoodYear, которая входит в ценовой сегмент A.
Сегмент А – премиум-класс. В данную группу входят наиболее авторитетные и опытные производители легковых автошин, расположенные в Европе и США.
Производители премиум-класса инвестируют многомиллионные суммы в научно-исследовательскую деятельность, проектирование и тестирование инновационных решений.Это обеспечивает продукции компаний сегмента A наилучшие ходовые качества в самых разных дорожных условиях. Однако все это приводит и к существенному повышению стоимости таких покрышек.
Как правильно хранить шины
Хранить шины необходимо на ровной поверхности в темном помещении, не пропускающем прямых солнечных лучей, которые могут вызвать возникновения трещин и снижениеэластичности резины. Также нельзя оставлять шины в помещениях с повышенной влажностью и вблизи с химическими препаратами. Кроме этого, не стоит складировать резину рядом с отопительными приборами — минимальное расстояние между ними должно составлять один метр.
Оптимальным температурным режимом для хранения шин считается диапазон от +10°C до +25°C при влажности в пределах 50–60%. Помещение должно быть сухим и хорошо проветриваться (не рекомендуется оставлять шины в жилом помещении, поскольку резина выделяет ядовитый фенол и неприятный характерный запах).
Перед отправкой на хранение шины и диски рекомендуют вымыть, очистить от камешков и тщательно просушить. Летнюю резину можно хранить без дисков в вертикальном положении Колеса можно ставить вплотную друг к другу, но без сдавливания. Шины без дисков не стоит хранить штабелями или подвешивать на специальные крюки. Такие методы хранения вполне могут привести к деформации даже хорошей и дорогой резины.
Шины с дисками, напротив, разрешается хранить штабелями без риска их деформации. Примерно раз в два месяца колеса, которые лежат друг на друге, необходимо менять местами. Кроме этого резину с металлическими дисками можно подвешивать на специальные крюки. При этом настоятельно не рекомендуется оставлять шины с дисками в вертикальном положении во избежание возможной деформации.
Когда в Беларуси по закону нужно менять летнюю и зимнюю резину
Согласно ПДД с 1 декабря по 1 марта предусматривается обязательное использование зимних шин на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 т, легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 т, а также автобусах массой до 5 т.
За использование неподходящих сезону покрышек предусмотрен штраф: за первое нарушение — до 1 базовой величины (32 рубля), попадетесь вторично — от 2 до 5 базовых (64–160рублей).
Значения остаточной глубины протектора, ниже которой полагается штраф: шины легковых автомобилей — менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Остаточная высота протектора зимних шин, согласно ПДД Республики Беларусь, на автомобилях участниках дорожного движения должна быть не ниже 4 мм.
Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.
Шина считается непригодной к эксплуатации, если: появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки; шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины, растрескивания от старения резины; отсутствует болт (гайка) крепления и (или) имеются трещины диска и ободов колес; шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
Расшифровка шинной маркировки и как она помогает в выборе шин
При осмотре боковой стороны шины можно заметить большое количество различных символов. Данные обозначения на боковине расшифровывают показатели шин, такие как: сезонность, скорость, нагрузка и многие другие. Чтобы выбрать правильную шину для своего автомобиля, необходимо знать, что означают все показатели и подойдут ли они для вашего транспорта.
Зачем нужна маркировка шин легковых автомобилей
Маркировка получила распространение в автоиндустрии благодаря универсальному широкому применению. Она помогает легко и быстро определить основные размеры шины, подобрать подходящие по размеру диски и узнать более подробные характеристики. Символы и буквы указывают на размеры шины и дисков, на тип резины протектора, ширину профиля и конструкцию.
Поэтому так важна маркировка, которая позволяет определять основные характеристики для выбора нужной шины для автомобиля. Информация о маркировке помогает не только в процессе выбора шин, но и предотвращает любые ошибки и недоразумения при их покупке.
Сезонная маркировка шин
В первую очередь необходимо разобраться с сезонностью шин. Маркировка на зимней резине имеет рисунок снежинки или надписи “winter”, а на летней модели будет изображено солнце, или написано “summer”. Также существуют всесезонные модели шин с маркировкой M+S, которые можно использовать в переходный период между оттепелью и заморозками или в регионе с мягкими зимами.
При этом необходимо знать, что зимние шины всегда будут промаркированы, а на летней резине данные обозначения присутствуют не всегда. Также важно, что зимние шипованные шины не отличаются по маркировке от нешипованных и это можно определить лишь визуально. Эта информация может помочь при необходимости использования зимних шин в местах, где есть запрет на передвижение на автомобиле с шипованными шинами.
Расшифровка размера шин
Для того, чтобы понимать, за что отвечают цифры в маркировке размера шин, не нужно искать специальных справочников. Достаточно разобрать на примере значение 175/70 R13. Что означает каждое число и буква:
- 175 мм — это ширина профиля шины;
- 70 мм — высота профиля. Данное обозначение может не указываться при условии, что высота является стандартной, то есть составляет 80% от ширины модели;
- Параметр R, либо D и B указывает конструкцию шины. Чаще всего модели имеют показатель R (радиальный корд), так как у диагонального (D) хуже эксплуатационные значения;
- Показатель 13 обозначает диаметр диска и указывается в дюймах.
Расшифровка маркировки индекса скорости шин
Индекс скорости на шинах выявляют производители во время проектировки, после чего он подтверждается во время испытаний. Данный индекс означает максимальную скорость, до которой можно разогнать автомобиль без угрозы безопасности и повреждения резины. При условии, что асфальт неровный, допускается разгон не более 90% от данной величины.
Маркировка индекса скорости является универсальной во всем мире и обозначается латинскими буквами. Категории показателей индекса скорости:
- A–P, от 5 до 150 км/ч — используются для тяжелых грузовых автомобилей;
- Q, R, S, от 160 до 180 км/ч — данные шины выпускаются для небольших грузовиков и внедорожников;
- T, U, H, 190–210 км/ч — распространенные маркировки для легковых авто, где H имеет наивысший предел;
- V–Y, от 240 до 300 км/ч — обозначается высокоскоростная резина для легковых автомобилей;
- VR, ZR и Z — маркировка шин для спортивных авто с высокими показателями на скорости свыше 240 км/ч.
Полный индекс скорости на шинах и его расшифровку можно увидеть на таблице:
Маркировка индекса нагрузки шин и расшифровка для легковых автомобилей
Индекс нагрузки шин показывает значение максимальной грузоподъемности покрышки и составляет от 45 кг. до 18,5 т. Не всегда шины с высокой нагрузкой являются лучшим вариантом, ведь чем выше скоростной показатель, тем жестче будет модель. Значит, при этом комфорт и плавность хода автомобиля будут хуже, но зато увеличивается срок службы, особенно при частом передвижении по бездорожью.
Обычно индекс нагрузки на шинах указывается с небольшим запасом около 10-20%. При условии редкого превышения данного показателя в шине не возникнет повреждений, но при частых поездках на перегруженном транспорте последствия могут быть очень серьезными. При этом рекомендуемый индекс нагрузки можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Подробный индекс нагрузки шин можно посмотреть в таблице:
Обозначение на шинах даты изготовления
У шины, как и у всех товаров существует свой срок годности, по истечению которого резина становится менее эластичной и ссыхается. Поэтому, даже при хранении шины на складе, через 4 года она будет уже непригодной для эксплуатации и лучше выбирать модель посвежее. Внешних изменений при этом не видно и определить годность покрышки возможно только посмотрев на цифры, заключенные в овал, которые обозначают неделю и год изготовления.
В России средний срок службы шины составляет около 5 лет, после чего покрытие начинает терять свои свойства. Эксплуатация таких шин может привести в аварии, так как значительно ухудшается контакт с дорожным покрытием, а также увеличивается вероятность серьезного повреждения колес. Если после покупки шины вы обнаружили, что срок изготовления шины был более 3 лет назад, вы можете смело попросить заменить товар на более новый.