Три лучших современных танка с автоматами заряжания
Традиционным способом заряжания танковой пушки является подача снарядов вручную силами отдельного члена экипажа. Такой способ работы с орудием имеет недостатки разного рода, что достаточно давно привело к появлению идеи автомата заряжания. В отличие от человека, автоматика может быть вписана в минимальный объем, не устает во время работы и тем самым упрощает решение боевой задачи в целом.
Поиск наиболее эффективных решений в прошлом привел к появлению нескольких основных типов автоматов заряжания, отличающихся друг от друга компоновкой, а также способами размещения и подачи боекомплекта.
Барабанный автомат
Первым носителем автомата заряжания считается французский легкий танк AMX 13, разработанный вскоре после окончания Второй мировой войны. Эта машина оснащалась т.н. качающейся башней, в которой изначально устанавливалось 75-мм нарезное орудие. С целью повышения скорострельности и сокращения нагрузки на экипаж башню оригинальной конструкции оснастили автоматом заряжания. В дальнейшем танк проходил модернизацию, предусматривавшую установку новых орудий, но конструкция автомата заряжания не менялась.
Барабанный автомат заряжания легкого танка AMX 13.
В проекте AMX 13 использовался автомат барабанного типа. В кормовом агрегате башни расположили два горизонтальных барабана с шестью ячейками под унитарный снаряд в каждом. Работа автоматики заряжания обеспечивалась энергией отката пушки. При перемещении ствола специальные механизмы заставляли барабаны вращаться, подавая новый снаряд на линию досылания, а также отправляли боеприпас в камору. После выстрела осуществлялся автоматический выброс гильзы.
Барабанный автомат заряжания по типу примененного на AMX 13 впоследствии использовался в нескольких других проектах бронетанковой техники. Некоторые подобные танки строились серийно, тогда как другие не смогли сойти с чертежей или выйти за пределы полигонов. С появлением новых более совершенных конструкций от барабанной системы отказались.
Вариант модернизации ОБТ M1 Abrams с применением двух барабанов. Рисунок «Abrams: A History of American Main Battle Tank»
Автомат с барабанной укладкой имеет специфическое соотношение плюсов и минусов, ограничивающее его применение. Фактически барабан имеет только одно преимущество: он способен заменить заряжающего. При этом такая укладка нерационально использует внутренние объемы танка. Барабан занимает пространство, которое можно было бы отдать под существенное число дополнительных выстрелов при ином их размещении.
Сокращение экипажа
Экипаж типичного основного танка без автомата заряжания состоит из четырёх человек: командир, водитель, наводчик и заряжающий. Любое сокращение экипажа облегчает задачу конструкторов, позволяя уменьшить вес и габариты танка, а также стоимость его эксплуатации. При этом легче всего автоматизируются основные функции заряжающего, хотя при этом и возрастает нагрузка на других членов экипажа (так как обязанности заряжающего не сводятся исключительно к собственно заряжанию орудия)[4].
Решение о переходе на экипаж из трёх человек в СССР было принято в 1958 году[1]. По состоянию на начало XXI века, позиции американских и российских конструкторов продолжали различаться, российские танкостроители предпочитали автомат заряжания и связанный с ним меньший вес танка, а американские — больший экипаж с его преимуществами более высокой начальной скорострельности и меньшей нагрузки на каждого танкиста[5].
Существенное уменьшение веса привлекало внимание конструкторов американских лёгких танков (так, на десантном М8 автомат заряжания с боекомплектом из 21 снаряда занимал столько же места, сколько заряжающий с лишь 9 снарядами и с учётом брони, необходимой для защиты дополнительного объёма весил на 750 килограммов меньше)[3].
Ленточный конвейер
Куда более эффективным с точки зрения использования пространства является автомат заряжания с боеукладкой на основе ленточного транспортера. Подобные устройства прорабатывались с пятидесятых годов, и в дальнейшем нашли применение в ряде проектов – как экспериментальных, так и серийных. Наиболее известными носителями автоматов с ленточной укладкой являются американо-немецкий танк MBT-70, французский Leclerc и японский «Тип 90».
Эта концепция предусматривает размещение укладки боеприпасов в развитой кормовой нише башни. Вместо традиционных стеллажей там помещается подвижная конвейерная лента с кассетами для снарядов. По команде экипажа, конвейер должен подводить к окну подачи снаряд нужного типа, после чего механизм досылания выталкивает его в боевое отделение и отправляет в камору. После выстрела другие элементы автоматики должны извлекать и выбрасывать гильзу либо несгорающий поддон.
Ленточный конвейер танка Leclerc в положении для подачи выстрела.
Ленточный конвейер имеет несколько основных преимуществ. В первую очередь, такая конструкция механизмов является оптимальной для унитарных выстрелов больших калибров. Также она позволяет максимально изолировать боекомплект от экипажа, разделив их броневой перегородкой. Подача снаряда к пушке в этом случае осуществляется через люк минимально необходимых размеров.
В прошлом предлагались проекты башен со сменной кормовой нишей, облегчающей пополнение боекомплекта и резко сокращающей требуемое на это время. К примеру, в одной из версий шведского проекта UDES 14 на корме корпуса предлагалось перевозить сменную нишу башни с дополнительным боекомплектом.
Принцип действия
Карусельный автомат заряжания с унитарным патроном работает в пять шагов:
- карусель вращается для выбора выстрела;
- открывается заслонка доступа к боеукладке, поддон подводится к гильзе, патрон захватывается;
- поддон поднимается к казённой части ствола, досылатель перемещается в рабочее положение, открываются захваты поддона, досылатель проталкивает выстрел в ствол, затвор закрывается;
- механизм досылателя поднимается, освобождая место для отката орудия, поддон опускается, закрывается заслонка доступа к боеукладке, производится выстрел;
- выдвигается поддон для пустой гильзы, открывается дверь для выброса гильзы, открывается затвор, гильзя извлекается и выбрасывается, поддон для пустой гильзы убирается и закрывается дверь для выброса гильзы.
Карусельный конвейер
С шестидесятых годов прошлого века в советских и российских проектах основных танков используются автоматы заряжания с т.н. карусельным конвейером. Первым такое оснащение получил Т-64. Впоследствии аналогичные устройства с теми или иными отличиями появились на танках Т-72 и Т-80 (в его случае они получили название «механизм заряжания»). По некоторым данным, карусельный автомат применен и на новейшем танке Т-14 «Армата». Также подобные системы разрабатывались для некоторых зарубежных образцов.
Ленточный автомат заряжания танка MBT-70. Рисунок «Abrams: A History of American Main Battle Tank»
Карусельная укладка представляет собой поворотное устройство с кассетами для боеприпасов, помещаемое под поликом боевого отделения. При помощи собственных приводов она может вращаться, подводя к подъемнику снаряд нужного типа. Выстрел вместе с кассетой поднимается на линию досылания, после чего срабатывает досылатель.
В отечественных проектах используются кассеты из двух деталей, вмещающие выстрелы раздельно-гильзового заряжания. На Т-64 кассеты и компоненты выстрела размещались L-образно: снаряд располагался горизонтально, гильза – вертикально. На танках Т-72 и Т-90 применили более совершенные конвейеры с горизонтальным хранением гильзы. В зарубежных проектах карусельные конвейеры для танков разрабатывались под унитарные снаряды. В связи с этим боекомплект размещался строго вертикально, вокруг обитаемой части боевого отделения.
Автомат с укладкой карусельного типа занимает минимальное место, а также имеет оптимальную массу. Его боекомплект находится над днищем корпуса, в максимально безопасной зоне. Карусель обеспечивает быстрый выбор и подачу выстрела нужного типа и дает требуемую скорострельность.
Схема автомата заряжания танков Т-72 и Т-90. Рисунок Mil.ru
В то же время, имеются определенные недостатки. Едва ли не во всех проектах карусельный конвейер не отделяется от обитаемого отсека броней, что приводит к рискам для экипажа. Размеры готового к применению боекомплекта прямо связаны с габаритами карусели, а также с доступным объемом корпуса. Конструкция кассет и связанного оборудования может накладывать ограничения на допустимую длину снарядов, исключая применение перспективных образцов.
Танк Т-90 в разрезе. Хорошо видно расположение карусельного конвейера. Рисунок Btvt.info
Автоматы заряжания с конвейерами карусельного типа используются на всех советских и российских танках последних десятилетий. Это оборудование хорошо зарекомендовало себя, однако не обошлось без претензий. Тем не менее, танки с таким оснащением остаются в строю и еще долго будут составлять основу бронетанковых подразделений России и других стран.
Танковые автоматы заряжания
Традиционным способом заряжания танковой пушки является подача снарядов вручную силами отдельного члена экипажа. Такой способ работы с орудием имеет недостатки разного рода, что достаточно давно привело к появлению идеи автомата заряжания. В отличие от человека, автоматика может быть вписана в минимальный объем, не устает во время работы и тем самым упрощает решение боевой задачи в целом. Поиск наиболее эффективных решений в прошлом привел к появлению нескольких основных типов автоматов заряжания, отличающихся друг от друга компоновкой, а также способами размещения и подачи боекомплекта.
Барабанный автомат
Первым носителем автомата заряжания считается французский легкий танк AMX 13, разработанный вскоре после окончания Второй мировой войны. Эта машина оснащалась т.н. качающейся башней, в которой изначально устанавливалось 75-мм нарезное орудие. С целью повышения скорострельности и сокращения нагрузки на экипаж башню оригинальной конструкции оснастили автоматом заряжания. В дальнейшем танк проходил модернизацию, предусматривавшую установку новых орудий, но конструкция автомата заряжания не менялась.
Барабанный автомат заряжания легкого танка AMX 13. Рисунок Wikimedia Commons
В проекте AMX 13 использовался автомат барабанного типа. В кормовом агрегате башни расположили два горизонтальных барабана с шестью ячейками под унитарный снаряд в каждом. Работа автоматики заряжания обеспечивалась энергией отката пушки. При перемещении ствола специальные механизмы заставляли барабаны вращаться, подавая новый снаряд на линию досылания, а также отправляли боеприпас в камору. После выстрела осуществлялся автоматический выброс гильзы.
Барабанный автомат заряжания по типу примененного на AMX 13 впоследствии использовался в нескольких других проектах бронетанковой техники. Некоторые подобные танки строились серийно, тогда как другие не смогли сойти с чертежей или выйти за пределы полигонов. С появлением новых более совершенных конструкций от барабанной системы отказались.
Вариант модернизации ОБТ M1 Abrams с применением двух барабанов. Рисунок «Abrams: A History of American Main Battle Tank»
Автомат с барабанной укладкой имеет специфическое соотношение плюсов и минусов, ограничивающее его применение. Фактически барабан имеет только одно преимущество: он способен заменить заряжающего. При этом такая укладка нерационально использует внутренние объемы танка. Барабан занимает пространство, которое можно было бы отдать под существенное число дополнительных выстрелов при ином их размещении.
Ленточный конвейер
Куда более эффективным с точки зрения использования пространства является автомат заряжания с боеукладкой на основе ленточного транспортера. Подобные устройства прорабатывались с пятидесятых годов, и в дальнейшем нашли применение в ряде проектов – как экспериментальных, так и серийных. Наиболее известными носителями автоматов с ленточной укладкой являются американо-немецкий танк MBT-70, французский Leclerc и японский «Тип 90».
Эта концепция предусматривает размещение укладки боеприпасов в развитой кормовой нише башни. Вместо традиционных стеллажей там помещается подвижная конвейерная лента с кассетами для снарядов. По команде экипажа, конвейер должен подводить к окну подачи снаряд нужного типа, после чего механизм досылания выталкивает его в боевое отделение и отправляет в камору. После выстрела другие элементы автоматики должны извлекать и выбрасывать гильзу либо несгорающий поддон.
Ленточный конвейер танка Leclerc в положении для подачи выстрела. Фото Aw.my.com
Ленточный конвейер имеет несколько основных преимуществ. В первую очередь, такая конструкция механизмов является оптимальной для унитарных выстрелов больших калибров. Также она позволяет максимально изолировать боекомплект от экипажа, разделив их броневой перегородкой. Подача снаряда к пушке в этом случае осуществляется через люк минимально необходимых размеров. В прошлом предлагались проекты башен со сменной кормовой нишей, облегчающей пополнение боекомплекта и резко сокращающей требуемое на это время. К примеру, в одной из версий шведского проекта UDES 14 на корме корпуса предлагалось перевозить сменную нишу башни с дополнительным боекомплектом.
Впрочем, ленточный конвейер в кормовой нише имеет существенные недостатки. Главный из них заключается в прямой связи размеров боекомплекта и габаритов ниши: заказчику и проектанту приходится искать разумный компромисс между компактной и легкой конструкцией и большим боекомплектом. Кормовая укладка под относительно тонким бронированием, характерным для танков прошлого, негативно сказывается на боевой устойчивости и живучести танка. Единственное успешное попадание ракеты или снаряда способно оставить танк, как минимум, без боеприпасов.
Тот же агрегат, вид сзади. Фото Aw.my.com
Автомат заряжания с ленточным конвейером в кормовой нише башни считается зарубежными специалистами едва ли не самым удачным. В связи с этим подобные устройства используются на ряде образцов современной бронетехники, и их пока не планируется убирать из эксплуатации. Также разрабатывались и разрабатываются новые проекты танков с кормовыми укладками башни. По некоторым данным, именно такой автомат заряжания мог использоваться на перспективном российском танке «Объект 195».
Карусельный конвейер
С шестидесятых годов прошлого века в советских и российских проектах основных танков используются автоматы заряжания с т.н. карусельным конвейером. Первым такое оснащение получил Т-64. Впоследствии аналогичные устройства с теми или иными отличиями появились на танках Т-72 и Т-80 (в его случае они получили название «механизм заряжания»). По некоторым данным, карусельный автомат применен и на новейшем танке Т-14. Также подобные системы разрабатывались для некоторых зарубежных образцов.
Ленточный автомат заряжания танка MBT-70. Рисунок «Abrams: A History of American Main Battle Tank»
Карусельная укладка представляет собой поворотное устройство с кассетами для боеприпасов, помещаемое под поликом боевого отделения. При помощи собственных приводов она может вращаться, подводя к подъемнику снаряд нужного типа. Выстрел вместе с кассетой поднимается на линию досылания, после чего срабатывает досылатель. В отечественных проектах используются кассеты из двух деталей, вмещающие выстрелы раздельно-гильзового заряжания. На Т-64 кассеты и компоненты выстрела размещались L-образно: снаряд располагался горизонтально, гильза – вертикально. На танках Т-72 и Т-90 применили более совершенные конвейеры с горизонтальным хранением гильзы. В зарубежных проектах карусельные конвейеры для танков разрабатывались под унитарные снаряды. В связи с этим боекомплект размещался строго вертикально, вокруг обитаемой части боевого отделения.
Автомат с укладкой карусельного типа занимает минимальное место, а также имеет оптимальную массу. Его боекомплект находится над днищем корпуса, в максимально безопасной зоне. Карусель обеспечивает быстрый выбор и подачу выстрела нужного типа и дает требуемую скорострельность.
Схема автомата заряжания танков Т-72 и Т-90. Рисунок Mil.ru
В то же время, имеются определенные недостатки. Едва ли не во всех проектах карусельный конвейер не отделяется от обитаемого отсека броней, что приводит к рискам для экипажа. Размеры готового к применению боекомплекта прямо связаны с габаритами карусели, а также с доступным объемом корпуса. Конструкция кассет и связанного оборудования может накладывать ограничения на допустимую длину снарядов, исключая применение перспективных образцов.
Автоматы заряжания с конвейерами карусельного типа используются на всех советских и российских танках последних десятилетий. Это оборудование хорошо зарекомендовало себя, однако не обошлось без претензий. Тем не менее, танки с таким оснащением остаются в строю и еще долго будут составлять основу бронетанковых подразделений России и других стран.
Альтернативные варианты
В свое время существенный вклад в развитие автоматов заряжания внесли шведские инженеры. В ряде своих проектов они предложили и проработали альтернативные варианты автоматов заряжания того или иного рода. Впрочем, до проверки на практике дошли далеко не все такие конструкции, а в серийном производстве находилась только одна.
Танк Т-90 в разрезе. Хорошо видно расположение карусельного конвейера. Рисунок Btvt.info
Средний танк Strv 103 получил не только жестко зафиксированную пушку, но и специфический автомат заряжания. В кормовой части корпуса предусмотрели три отсека для размещения боекомплекта из 50 унитарных выстрелов калибра 105 мм. Автомат заряжания конструктивно разделен на два устройства: механизм подачи и механизм досылания. Первый отвечает за подъем боеприпасов на линию досылания, второй отправляет их в камору. Предложенная конструкция автомата обеспечивала выгодное сочетание малых габаритов, большого боезапаса и быстроты работы.
Большой интерес представляют экспериментальные шведские проекты, предусматривавшие разделение автомата заряжания на разные элементы с их установкой в различных агрегатах боевой машины. Прежде всего, такая раздельная компоновка была связана с применением лафетной орудийной установки – компактного устройства, вынесенного за пределы корпуса. В такой установке нельзя было разместить боекомплект, из-за чего следовало проработать вопрос передачи снарядов из корпуса к вынесенному орудию.
В рамках проекта UDES 19 были построены и испытаны два демонстратора технологий, оснащенные любопытными средствами перезарядки. Передавать снаряд из-под брони к орудию предлагалось при помощи кассеты на качающемся основании. При этом он в течение некоторого времени оставался за пределами защищенных объемов. Это резко снижало безопасность работы, а также приводило к неоправданным рискам.
Экспериментальный образец на базе танка Strv 103, оснащенный лафетной орудийной установкой и особым автоматом заряжания. Фото Ointres.se
В ходе следующего проекта UDES XX 20, предусматривавшего создание танка сочлененной схемы, рассматривались несколько компоновок вооружения и автоматики заряжания. В частности, предлагалось установить на переднем звене танка орудийную установку, а барабан или ленточный конвейер поместить в заднем. Это позволяло выделить под снаряды максимально возможный объем, но требовало особых средств транспортировки для передачи выстрелов к пушке. Предлагался закрытый бронекожухом подвижный конвейер, размещенный между двумя корпусами, а также некоторые иные конструкции. В полной мере поставленные задачи решить не удалось.
Заряжающий или автоматика
Как известно, автоматы заряжания и ручной способ перезарядки орудия имеют и плюсы, и минусы. Автоматика всех типов способна повысить скорострельность, сократить потребные объемы внутри бронекорпуса и башни, без проблем готовиться к выстрелу во время движения и т.д. Танкист-заряжающий, в свою очередь, позволяет не усложнять конструкцию боевой машины, способен извлекать выстрелы из любых укладок по всему доступному объему, может участвовать в обслуживании техники и т.д.
В нашей стране много лет назад было решено, что преимущества автоматики заряжания более полезны, чем сильные стороны заряжающих, и это оказало известное влияние на дальнейшее развитие отечественной бронетехники. За рубежом единого мнения на этот счет нет. Одни иностранные танки сохраняют экипаж с заряжающим, тогда как другие комплектуются автоматикой. При всем этом, время от времени предпринимались попытки отказаться от имеющихся подходов в пользу противоположных.
Очевидно, что автоматы заряжания давно и прочно заняли свое место в области бронетехники. Такое оборудование применяется не только на танках, но и на боевых машинах других классов, где тоже может реализовывать свои преимущества. Вполне возможно, что в будущем количество новых проектов с автоматами заряжания будет расти, но и ручное заряжание пока не стоит списывать со счетов. Оба принципа подготовки к выстрелу имеют свои преимущества, и среди военных пока нет единого мнения об однозначном превосходстве того или иного метода. Удастся ли автоматам заряжания в будущем одержать окончательную победу – покажет время.
6.2.5. Автомат заряжания
Автомат заряжания (A3) является подсистемой танковой системы оружия и важным элементом компоновки боевого отделения и танка в целом. A3 танков предназначен для заряжания пушки требуемым типом боеприпаса в заданный промежуток времени, определяемый продолжительностью цикла заряжания. При подготовке прицельного выстрела цикл A3 является составной частью общего цикла СО и СУО с участием операторов (наводчика и/или командира).
На современных танках органы управления A3 устанавливаются на узлах СУО (например, клавиши назначения типа боеприпаса одновременно вводят в танковый баллистический вычислитель соответствующую баллистику), системы управления интегрируются в единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС).
Оснащению танков A3 предшествовал этап механизации отдельных операций, появление которого было следствием ограниченности возможностей заряжающего доставать из укладок, перемещать на казенную часть орудия и дослать в камору тяжелые, значительных габаритов боеприпасы. Для выполнения этих функций, а также манипуляций с гильзой после выстрела, заряжающий должен иметь моторное поле (часть рабочего места оператора, в котором осуществляются его двигательные действия) значительной величины. Из всех членов экипажа заряжающий занимает наибольший объем и требует наибольшей высоты занимаемого пространства, так как для выполнения тяжелой физической работы он должен работать стоя.
Высокий уровень физической нагрузки на заряжающего ограничивает скорострельность и количество выстрелов, заряжание которых может произвести человек в ограниченном промежутке времени. Для снижения негативного влияния этих факторов на танке Т-10М для досылания снарядов калибра 122 мм и зарядов (выстрел в раздельно-гильзовом исполнении) был введен электромеханический досылатель, управляемый заряжающим; на танке Т-62 был введен механизм улавливания и удаления из боевого отделения экстрактируемых гильз унитарного выстрела калибра 115 мм.
В настоящее время все отечественные танки (Т-72, Т-80, Т-90) выполнены с A3. Эти A3 разрабатывались в конце 60-х — начале 70-х годов XX века, когда СУО с оптическим дальномером имели довольно значительную продолжительность цикла подготовки прицельного выстрела и продолжительность цикла заряжания этих A3 его не лимитировала. Автоматы заряжания на этих танках стали определяющим компоновочным элементом боевого отделения и танка в целом, обеспечив увеличение плотности компоновки и снижение высоты (за счет исключения заряжающего, работающего стоя), увеличение количества боеприпасов во вращающейся части боевого отделения, увеличение числа выстрелов, которые могут быть произведены с максимальной скорострельностью без потери цели из поля зрения наводчика.
За рубежом танк с A3 серийно начал выпускаться только во Франции (танк «Леклерк», 1993). Для танкопроизводящих стран оснащение танков автоматами заряжания является значительным резервом повышения характеристик их СО и танков в целом, причем эти A3 разрабатываются в соответствии с современным уровнем требований и современным уровнем технологий.
На рис. 6.10 показан общий вид автомата заряжания танка Т-90. Боеукладка A3 — вращающийся транспортер с автоматизированным боекомплектом в количестве 22 выстрелов раздельно-гильзового заряжания калибра 125 мм, размещен в нижней части боевого отделения.
Вращающийся транспортер через двухрядный опорный подшипник 2 установлен на днище танка соосно с погоном башни подшипником диаметром примерно 2000 мм. Приводом стабилизации по горизонту обеспечивается круговое вращение башни и связанного с ней через свой привод вращения вращающегося транспортера. Радиально во вращающемся транспортере установлены 22 кассеты 1, в каждой из которых размещается снаряд (внизу) и заряд (над снарядом); в каждой кассете может быть размещен и зафиксирован любой из четырех типов применяемых снарядов: БПС, ОФС, КМ и управляемый.
Вращающийся транспортер снабжен электромеханическим приводом, обеспечивающим поворот боеукладки относительно башни с установленной в ней пушкой; в режиме заряжания поворот вращающегося транспортера после его расстопорения производится до положения вывода в плоскость, проходящую через ось орудия, кассеты со снарядом требуемого типа. В этом положении вращающийся транспортер стопорится на башню, а кассета останавливается под механизмом подъема 3.
Рис 6.10. Общий вид автомата заряжания танка Т-90
1 — кассета, 2 — опорный по1шипник, 3 — механизм подъема, 4 — механизм
досылания. 5 — люк для удаления поддона. 6 — пушка, 7 — стопор пушки на
угле заряжания, 8 – механизм улавливания поддона, 9 — рамка механизма
улавливания 10 — привод механизма улавливания.
Одновременно с расстопориванием вращающегося транспортера начинается приведение пушки (приводом вертикального наведения стабилизатора) к углу заряжания и фиксация качающейся части 6 на башне электромеханическим стопором 7. Приведение пушки на угол заряжания совмещено во времени с вращением транспортера до подачи кассеты со снарядом требуемого типа в плоскость подъема на линию досылания. На ограждении пушки шарнирно установлена рамка 9, на которой смонтирован механизм улавливания 8 поддона (после выстрела и экстракции) и его выброса из боевого отделения через люк 5 в крыше башни. С некоторым смещением во времени после начала подъема рамки механизма улавливания и удаления поддонов его электромеханическим приводом 10 начинается подъем кассеты механизмом подъема до положения вывода снаряда на линию досылания. После фиксации кассеты механизмом подъема и отстопорения снаряда от кассеты, производится досылание снаряда со средней скоростью примерно 2 м/с. Далее следует возврат цепи досылателя, открывание люка 5 и удаление поддона. После окончания возврата цепи досылателя механизм подъема 3 опускает кассету, выводя заряд на линию досылания. Досылание заряда и закрывание люка также совмещены во времени. В конце хода досылания заряда (скорость примерно 2 м/с) гильза смещает экстракторы, удерживающие клин в открытом положении, после чего начинается закрывание затвора и возврат цепи досылателя. После возврата цепи досылателя в исходное положение появляется возможность опускания кассеты во вращающийся транспортер, что и производится механизмом подъема. Опускание кассеты из положения досылания заряда, позволяет начать опускание рамки механизма улавливания поддона и только после полного завершения этих двух перемещений появляется возможность расстопорить пушку и привести ее стабилизатором к углу стрельбы.
Далее оператор уточняет наводку, пушка попадает в зону, определяемую контактами разрешения выстрела, и производится выстрел. В начале наката производится открывание клина, экстракция поддона и его фиксация в механизме улавливания, о чем подается сигнал в систему управления. Если поддон не зафиксирован в механизме улавливания (электрический сигнал с контакта механизма улавливания не поступил в систему управления), цикл заряжания прерывается и в информационном поле наводчика загорается транспарант: «Вставь поддон» Наводчик должен взять упавший напол боевого отделения поддон и вручную вставить его в механизм улавливания до положения надежной фиксации, о чем будет свидетельствовать потухание аварийного сигнала. Неулавливание поддона является наиболее частым отказом A3.
На рис 6.11 приведена циклограмма работы A3 и производства выстрела танка Т-90.
Рис 6.11 Циклограмма автомата заряжания и производства выстрела танка Т-90.
I — в корме качающейся башни; II — в корме обычной башни-III — в нижней части боевого отделения.
Как видно из приведенных циклограмм, переход от схемы III к схеме II приводит к снижению продолжительности цикла заряжания на 3,2 с, а реализация схемы АЗ по схеме I сопровождается уменьшением продолжительности цикла на 0,3 с. Однако недостатками качающейся башни являются:
изменение уравновешенности качающейся части по мере использования боекомплекта;
необходимость увеличения массы для обеспечения защиты качающейся части;
уменьшение плотности компоновки ввиду увеличения обметаемого качающейся частью пространства.
Общие направления снижения продолжительности цикла АЗ включают повышение скорости движения боеприпаса во всех операциях цикла и реверса исполнительных механизмов; сокращение пути перемещения боеприпаса от его положения в боеукладке до каморы орудия; совмещение операций во времени.
В А3 отечественных танков скорость досылания не превосходит 2 м/с, на корабельных автоматических артиллерийских установках такого же калибра достигает 12 м/с.
Уменьшение пути перемещения боеприпаса достигается возможностью вращения боеукладки в обе стороны и порядком раскладки боеприпасов по типам (если имеется дополнительная информация по номенклатуре предполагаемых целей) чередованием или группами. Очевидно, чем меньше габариты (калибр), чем меньше типов боеприпасов, чем меньше величина автоматизированного боекомплекта, тем меньше продолжительность цикла заряжания.
Автомат заряжания
В игре автомат заряжания выполняет всё те же функции: наличие АЗ у техники позволяет повысить скорострельность основного орудия, делая её постоянной величиной, игнорируя навыки и состояние заряжающего. Данная механика является пассивной и всегда включена, а автомат заряжания не может быть повреждён. Также, если требуется потушить пожар в танке во время перезарядки, то процесс заряжания орудия не будет сброшен.
Стоит отметить, что автомат заряжания не всегда может использовать всю боеукладку танка. Чаще всего он использует только боеукладку первой очереди, которая ограничена.
Типы автомата заряжания
Всего в игре есть три типа автомата заряжания, которые лишь визуально отличаются друг от друга:
Ленточный конвейер
Самый распространённый тип АЗ, который встречается на большинстве танков западной школы танкостроения. Автомат заряжания расположен непосредственно в башне. Яркими представителями техники с данным типом АЗ являются:
- KPz-70 (Перезарядка: 6 секунд)
- Type 90 (Перезарядка: 4 секунд)
- Leclerc (Перезарядка: 6 секунд)
- AMX-13 DCA 40 (Перезарядка: 0,5 секунд)
- Объект 906 (Перезарядка: 4,3 секунды)
Карусель
Тип автомата заряжания, который наиболее распространён среди советских ОБТ. Особенностью данного типа является расположение боекомплекта «по кругу» на полу боевого отделения. Представителями техники с этим типом АЗ являются:
- Т-64Б (Перезарядка: 7,1 секунды)
- Т-80У (Перезарядка: 6,5 секунды)
- Т-72А (Перезарядка: 7,1 секунды)
- ZTZ96 (Перезарядка: 7,5 секунды)
Барабан
Тип автомата заряжания, который наиболее распространён среди французских танков с качающееся башней. Главной особенностью этого типа автомата заряжания является его цилиндрическая форма. Представителями техники с АЗ барабанного типа являются:
- Lorraine 40t (Перезарядка: 4 секунды)
- AMX M4 (Перезарядка: 6,7 секунды)
- AMX-50 (TOA100) (Перезарядка: 4 секунды)
- T54E1 (Перезарядка: 5 секунд)
Историческая справка
Впервые в серийном масштабе автоматы заряжания нашли применение на французском танке AMX-13, производившемся в 1950-е годы, а затем в австрийском Steyr SK 105, выпускавшемся с 1971 года. Автоматы заряжания на этих танках были барабанного типа и состояли из двух барабанов, содержавших всего лишь по 6 снарядов каждый, а перезарядка самих барабанов требовала покинуть бой. Кроме того, специфика «качающейся башни», применённой на этих танках, резко упрощала конструкцию автомата.
Опытный прототип с полностью автоматическим автоматом заряжания был изготовлен корпорацией AAI Corp. в 1969 году. Он обеспечивал до восьми выстрелов в минуту и позволял производить заряжание одновременно с наводкой пушки в обеих плоскостях, а также был сопряжён со стабилизатором пушки.
Исследователи считают, что полноценные танковые автоматы заряжания впервые были внедрены советскими конструкторами в 1972 году на танке Т-64А (1971), другие страны вскоре после этого использовали автоматы заряжания в своих серийных танках (например, французский Leclerc, японский Type 90) или экспериментальных образцах (например, американский MBT-70)
Вследствии установки АЗ отпала необходимость в одном члене экипажа — заряжающем. Так, экипаж типичного ОБТ без автомата заряжания состоит из четырёх человек: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий. Любое сокращение экипажа облегчает задачу конструкторов, позволяя уменьшить вес и размеры танка, а также его стоимость.
Решение о переходе на экипаж из трёх человек в СССР было принято в 1958 году. По состоянию на начало XXI века, позиции американских и российских конструкторов продолжали различаться, российские танкостроители предпочитали автомат заряжания и связанный с ним меньший вес танка, а американские — больший экипаж с его преимуществами более высокой начальной скорострельности и меньшей нагрузки на каждого танкиста.
Однако стоит отметить, что существенное уменьшение веса привлекало внимание конструкторов американских лёгких танков (так, на десантном М8 автомат заряжания с боекомплектом из 21 снаряда занимал столько же места, сколько заряжающий с лишь 9 снарядами).
Назначение, характеристика и общее устройство автомата заряжания. Расположение узлов автомата заряжания в танке, принцип действия автомата заряжания
Автомат заряжания (АЗ) – электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки.
Техническая характеристика АЗ
Тип …… Электромеханический с постоянным углом заряжания;
Емкость вращающегося транспортера, выстр. …………………22;
Скорость вращения вращающегося транспортера, 0 /с, до …….70;
Продолжительность заряжания одного выстрела, с …………. 8;
Наличие дублирующих приводов автомата …….….……….Ручной привод транспортера и механизма подъема кассет;
Досылка выстрелов ……………………………….….…….….Раздельная
Время загрузки транспортера, мин ……………………………. 4-5
АЗ работоспособен при:
напряжении бортовой сети в пределах…….….……….….……22-29 В;
температурах воздуха в пределах…….….……….….……….…от +50°С до –40°С;
относительной влажности воздуха до 80% при температуре…от +20°С до –25°С;
виброударных нагрузках, возникающих при движении танка по пересеченной местности.
Общее устройство АЗ
Автомат заряжания размещен в боевом отделении танка и состоит из следующих основных узлов:
вращающегося транспортера (ВТ);
механизма подъема кассет (МПК);
механизма удаления поддона (МУП);
электромашинного стопора пушки (СП);
запоминающего устройства (ЗУ);
распределительной коробки (КР);
пульта управления (ПУ);
пульта загрузки (ПЗ);
индикатора количества выстрелов (ИВ);
Расположение узлов АЗ показано на рис. 1, 2.
Рис. 1. Расположение узлов A3:
1-досылатель; 2-механизм подъема кассет; 3-люк выброса; 4-ловушка; 5-привод люка выброса; 6-привод к улавливателю; 7-рукоятка ручного привода к стопору ВТ; 8-стопор ВТ электромагнитный; 9-настил ВТ; 10-ролик; 11-каркас; 12- ролик опорный; 13- погон верхний; 14- погон нижний; 15-стакан; 16-кассета; 17-захват; 18-упор поддона; 19-рамка; 20-электромагнитный стопор улавливателя; 21-трос
Рис. 2. Размещение электрооборудования A3:
1-пульт управления; 2-контакт клина; 3-электромашинный стопор; 4-контакт отката; 5-распределительная коробка A3; 6-пульт загрузки; 7-запоминающее устройство; 8-электромагнит стопора ВТ; 9-стопор механизма удаления поддона; 10-стопор механизма подъема кассет; 11-контакт рамки; 12-индикатор количества выстрелов