Коррозия металла: почему ржавеет кузов и как с этим бороться
Думаете, что ржавчина — это проблема владельцев 15-летних "Жигулей"? Увы, рыжими пятнами покрываются и гарантийные авто, даже если кузов оцинкован. Разбираемся, как правильно ухаживать за металлом и можно ли защитить его от коррозии раз и навсегда.
Что такое кузов? Конструкция из тонкого листового металла, причем разных сплавов и со множеством сварных соединений. И еще не нужно забывать о том, что кузов используется как "минус" для бортовой сети, то есть постоянно проводит ток. Да он просто обязан ржаветь! Попробуем разобраться, что же происходит с кузовом машины и как с этим бороться.
Что такое ржавчина?
Коррозия железа или стали — процесс окисления металла кислородом в присутствии воды. На выходе получается гидратированный оксид железа — рыхлый порошок, который мы все называем ржавчиной.
Разрушения автомобильного кузова относят к классическим примерам электрохимической коррозии. Но вода и воздух — это лишь часть проблемы. Помимо обычных химических процессов важную роль в нем играют гальванические пары, возникающие между электрохимически неоднородными парами поверхностей.
Уже вижу, как на лицах читателей-гуманитариев возникает скучающее выражение. Не пугайтесь термина "гальваническая пара" — мы не на лекции по химии и сложных формул приводить не будем. Эта самая пара в частном случае — всего лишь соединение двух металлов.
Металлы, они почти как люди. Не любят, когда к ним прижимается кто-то чужой. Представьте себя в автобусе. К вам прижался помятый мужчина, вчера отмечавший с друзьями какой-нибудь День монтажника-высотника. Вот это в химии называется недопустимой гальванической парой. Алюминий и медь, никель и серебро, магний и сталь… Это "заклятые враги", которые в тесном электрическом соединении очень быстро "сожрут" друг друга.
Вообще-то, ни один металл долго не выдерживает близкого контакта с чужаком. Сами подумайте: даже если к вам прижалась фигуристая блондинка (или стройная шатенка, по вкусу), то первое время будет приятно… Но не будешь же так стоять всю жизнь. Особенно под дождем. Причем тут дождь? Сейчас все станет понятно.
В автомобиле очень много мест, где образуются гальванические пары. Не недопустимые, а "обычные". Точки сварки, кузовные панели из разного металла, различные крепежные элементы и агрегаты, даже разные точки одной пластины с разной механической обработкой поверхности. Между ними всеми постоянно есть разность потенциалов, а значит, в присутствии электролита будет и коррозия.
Стоп, а что такое электролит? Пытливый автомобилист вспомнит, что это некая едкая жидкость, которую заливают в аккумуляторы. И будет прав лишь отчасти. Электролит — это вообще любая субстанция, проводящая ток. В аккумулятор заливают слабый раствор кислоты, но не обязательно поливать машину кислотой, чтобы ускорить коррозию. С функциями электролита прекрасно справляется обычная вода. В чистом (дистиллированном) виде она электролитом не является, но в природе чистой воды не встречается…
Таким образом, в каждой образовавшейся гальванической паре под воздействием воды начинается разрушение металла на стороне анода — положительно заряженной стороны. Как победить этот процесс? Запретить металлам корродировать друг от друга мы не можем, но зато можем исключить из этой системы электролит. Без него "допустимые" гальванические пары могут существовать долго. Дольше, чем служит автомобиль.
Как с ржавчиной борются производители?
Самый простой способ защиты — покрыть поверхность металла пленкой, через которую электролит не проникнет. А если еще и металл будет хорошим, с низким содержанием примесей, способствующим коррозии (например серы), то результат получится вполне достойным.
Но не воспринимайте слова буквально. Пленка — это необязательно полиэтилен. Самый распространенный вид защитной пленки — краска и грунт. Также ее можно создать из фосфатов металла, обработав поверхность фосфатирующим раствором. Входящие в его состав фосфоросодержащие кислоты окислят верхний слой металла, создав очень прочную и тонкую пленку.
Прикрыв фосфатную пленку слоями грунта и краски можно защитить кузов машины на долгие годы, именно по такому "рецепту" готовили кузова на протяжении десятков лет, и, как видите, довольно успешно — многие машины производства пятидесятых-шестидесятых годов смогли сохраниться до наших времен.
Но далеко не все, ведь со временем краска склонна к растрескиванию. Сначала не выдерживают внешние слои, потом трещины добираются до металла и фосфатной пленки. А при авариях и последующем ремонте покрытия часто наносят, не соблюдая абсолютной чистоты поверхности, оставляя на ней маленькие точки коррозии, которые всегда содержат в себе немного влаги. И под пленкой краски начинает появляться новый очаг разрушения.
Можно улучшать качество покрытия, применять все более эластичные краски, слой которых может быть чуть надежнее. Можно покрыть пластиковой пленкой. Но есть лучшая технология. Покрытие стали тонким слоем металла, имеющего более стойкую оксидную пленку, использовалось давно. Так называемая белая жесть — листовая сталь, покрытая тонким слоем олова, знакома всем, кто хоть раз в жизни видел консервную банку.
Олово для покрытия кузовов машин уже давно не применяют, хотя байки про луженые кузова ходят. Это отголосок технологии выправления брака при штамповке горячими припоями, когда часть поверхности вручную покрывали толстым слоем олова, и иногда самые сложные и важные части кузова машины и правда оказывались неплохо защищены.
Современные покрытия для предотвращения коррозии наносятся в заводских условиях до штамповки кузовных панелей, и в качестве "спасателей" используется цинк или алюминий. Оба этих металла, помимо наличия прочной оксидной пленки, обладают еще одним ценным качеством — меньшей электроотрицательностью. В уже упомянутой гальванической паре, которая образуется после разрушения внешней пленки краски, они, а не сталь будут играть роль анода, и, пока на панели остается немного алюминия или цинка, разрушаться будут именно они. Этим их свойством можно воспользоваться иначе, просто добавив немного порошка таких металлов в грунт, которым покрывают металл, что даст кузовной панели дополнительный шанс на долгую жизнь.
В некоторых отраслях промышленности, когда стоит задача защитить металл, применяют и другие технологии. Серьезные металлоконструкции могут быть оборудованы и специальными пластинами-протекторами из алюминия и цинка, которые можно менять со временем, и даже системами электрохимической защиты. С помощью источника напряжения такая система переносит анод на какие-то части конструкции, не являющиеся несущими. На автомобилях подобные вещи не встречаются.
Многослойный бутерброд, состоящий из слоя фосфатов на поверхности стали или цинка, слоя цинка или алюминия, антикоррозийного грунта с цинком и нескольких слоев краски и лака, даже в очень агрессивной внешней среде вроде обычного городского воздуха с влагой, грязью и солью позволяет сохранить кузовные панели на десяток-другой лет.
В местах, где слой краски легко повреждается (например на днище) используют толстые слои герметиков и мастики, которые дополнительно защищают поверхность краски. Мы привыкли называть это "антикором". Дополнительно во внутренние полости закачивают составы на основе парафина и масел, их задача вытеснять влагу с поверхностей, тем самым еще улучшая защиту.
Ни один из способов по одиночке не дает стопроцентной защиты, но все вместе они позволяют производителям давать восьми-десятилетнюю гарантию на отсутствие сквозной коррозии кузова. Однако нужно помнить, что коррозия подобна смерти. Ее приход можно замедлить или отложить, но нельзя исключить совсем. В общем, что мы говорим ржавчине? Правильно: "Не сегодня". Или, перефразируя современного классика, "не в этом году".
Как продлить жизнь кузову?
Итак, как бы вы ни любили свой автомобиль, рано или поздно он превратится в кучку гидратированного оксида железа. Но это не повод расстраиваться — жизнь кузовному металлу можно и нужно продлить.
Гарантия на отсутствие сквозной коррозии действует только при правильном восстановительном ремонте у дилера, не забывайте об этом. На ТО необходимо восстанавливать лакокрасочное покрытие (ЛКП) по правильной технологии.
Не пренебрегайте дополнительной антикоррозийной защитой — масляные и парафиновые пленки высыхают и испаряются, их нужно обновлять.
Держите кузов машины чистым. Грязь вбирает влагу, которая таким образом сохраняется на поверхности и долго выполняет свою разрушительную функцию, потихоньку проникая через микротрещины к железу.
Своевременно восстанавливайте повреждения ЛКП, даже если кузов оцинкованный. Ведь то, что "голый" металл не ржавеет, является следствием постоянного "расхода" металлов-защитников, а их на поверхности отнюдь не килограммы.
Пользуйтесь услугами квалифицированных кузовных сервисов, ведь правильное восстановление поверхности требует очень аккуратной и чистой работы, с полным пониманием происходящих процессов. А предложения просто закрасить всё слоем краски потолще обязательно приведут вас в кузовной цех еще раз, причем с куда более серьезными повреждениями металла.
Топ-6 самых ржавеющих деталей авто (но есть решение)
Одно из самых неприятных мест, на которых может появиться коррозия, — место примыкания лобового стекла и крыши автомобиля. Природа появления там коррозии понятна и часто сводится к двум действиям: попаданию камней, которые летят из-под колес автомобилей впереди, или неаккуратному демонтажу треснувшего лобового стекла. А неприятное оно потому, что требует повторного демонтажа лобового стекла, потому что зачистить этот участок без его снятия практически невозможно, — то есть дополнительные траты.
Лечить такие сколы лучше заранее. Если получилось заметить свежий скол, не повредивший слой грунтового покрытия, то лучше всего обезжирить и замазать его краской в цвет автомобиля, которая продается в виде баночки с кистью, похожей на лак для ногтей. Более глубокие сколы, начавшие корродировать, стоит тщательно зачистить, обработать составом, нейтрализующим коррозию, и покрасить.
При замене лобового стекла нужно аккуратно срезать треснувшее стекло и клей, по возможности не царапая кузовной металл. При этом проем нужно обработать антикоррозийным грунтом, чтобы избежать проблем в будущем.
Петли дверей и крышки багажника
Это беда многих «брутальных» внедорожников, на которых петли часто не спрятаны внутрь кузова, а вынесены наружу. Но также она может встречаться на обычных автомобилях. Ржаветь они начинают из-за того, что краска в этих местах протирается до металла, и при попадании влаги обнаженная часть начинает покрываться рыжим налетом.
Решать эту проблему можно только своевременной ревизией. Если так получилось, что ржавчина дала о себе знать, то попробуйте зачистить проблемное место и подкрасьте зачищенные места.
Места крепления бампера к крылу
Эти очаги коррозии, особенно уголки задних крыльев, начинают гнить незаметно. Сначала вокруг места крепления взбухает краска, потом проявляется небольшое пятнышко, и наконец крепеж бампера выпадает из «гнезда», оставляя дыру.
Причин появления опять же может быть несколько, но основная в том, что из-за подвижности бампера относительно кузова краска протирается до металла. Также дело может быть в слабой антикоррозийной обработке крепежа при сборке.
Если крыло только начало «цвести», то можно попробовать самостоятельно купировать очаг. Для этого нужно обработать пятно коррозии все тем же составом, нейтрализующим ржавчину. Как вариант — использовать преобразователь ржавчины, например, от ASTROhim. Он создает прочную защитную пленку, превращая продукты коррозии металла в твердое покрытие, которое служит основой для дальнейшего окрашивания. Он подойдет и для любого другого участка.
Главное — предварительно очистить поверхность от крупных кусков ржавчины и обезжирить растворителем, чтобы преобразователь смог эффективнее начать работать. Дать время средству поработать (обычно 20-30 минут), после чего промыть место коррозии водой, высушить и подкрасить место краской в цвет кузова.
Передние арки
Крылья, подкрылки, арки и лонжероны из-за своей конструктивной особенности образуют прекрасную среду для появления ржавчины. Сварные соединения и заводской брак при покраске буквально притягивают к себе коррозию. Если слишком запустить такие места, то на помощь придет только «хирургическое» вмешательство.
Коррозия может появляться на таких местах из-за мелких ДТП, вроде притертостей, или попадания камней из-под колесной арки. Но чаще всего причиной коррозии в этих местах являются опавшие листья — они забивают водоотводные каналы. Впрочем, иногда застоявшаяся вода может попадать в салон и через отопитель.
Всегда следите за состоянием водоотводных каналов. Если начали замечать, что вода после дождя или мойки не уходит из каналов, то панель нужно демонтировать, а решетки прочистить жестким проводом в мягкой изоляции или подобным предметом, после чего промыть чистой водой и убедиться, что она стекает по предусмотренным заводом-изготовителем каналам. После этого нужно подождать, пока все высохнет, и залить в каналы мовиль.
Стойки и пороги с внутренней стороны кузова, нижняя часть дверей
Иногда бывает так, что петли дверей провисают от времени или дополнительного оборудования вроде звуковой системы или шумоизоляции. Тогда угол двери начинает цеплять проем и протирает краску, после чего вода попадает в протертое место.
Как только вы заметили, что в проеме появляются отметины от двери, стоит разгрузить дверь и проверить состояние петель. Также после дождя и мойки всегда насухо протирайте дверные проемы и нижнюю кромку двери, чтобы не дать шанса коррозии начать свое рыжее дело.
Пороги
Их всегда стоит проверять при покупке автомобиля на вторичном рынке, так как в наших условиях они страдают чуть ли не в первую очередь. Все из-за слабой заводской защиты. Во время эксплуатации камни сбивают краску, после чего в местах контакта образуется очаг. Если его не ликвидировать, то реагенты и вода быстро съедят порог.
Чтобы порог не начал сыпаться, стоит дополнительно обработать его антигравием. Он даст дополнительную защиту и будет гасить энергию удара от камней, летящих из-под колес. Но если ситуацию запустить, то спасет только переваривание порогов.
Коррозия не так страшна, если своевременно контролировать ситуацию. Поэтому, чтобы не отдавать кучу денег за малярные работы, мы рекомендуем раз в сезон осматривать кузов автомобиля на предмет появления сколов и «рыжиков». На начальных стадиях такие неприятности можно довольно легко ликвидировать.
Элемент кузова автомобиля, который любит гнить, 4 буквы — сканворды и кроссворды
Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «Элемент кузова автомобиля, который любит гнить», 4 буквы (первая — а, последняя — а):
Другие определения (вопросы) к слову «арка» (226)
- архит. (архитектурный термин) дугообразное перекрытие стенного проёма или пространства между двумя опорами ◆ В церкви нашей две половины, соединяющиеся большой, высокой аркой . А. А. Есенина, «Родное и близкое», 1960–1979 г.
- архит. (архитектурный термин) сооружение в виде больших ворот с таким перекрытием ◆ Триумфальная арка .
- проём с таким перекрытием в стене, использующийся для прохода, проезда ◆ Мужчина стал спускаться к «России» через узкий Хрустальный переулок, по которому тянулись с многочисленными подворотнями и арками старинные торговые здания, набитые теперь офисами. Владимир Черкасов, «Чёрный ящик», 2000 г.
- любой дугообразный объект ◆ Арка радуги. ◆ Арка циклоиды.
- неол. (неологизм) сквозной сюжет у нескольких серий телесериала
Значение слова
А́РКА, -и, родительный падеж множественного числа а́рок, дательный падеж а́ркам, женский род
1. Дугообразное перекрытие проема в стене (окна́, двери, ворот или пролета между двумя опорами — столбами, устоями моста и пр.). Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату. Л. Толстой, Война и мир. Справа по склону горы раскинулся город — старинные, почерневшие от времени замки, сквозные арки древних колоколен. Новиков-Прибой, Море зовет.
2. Декоративное сооружение в виде ворот, с проездами, завершенными сводом. У входа в город стояла триумфальная арка, увитая гирляндами. В. Кожевников, Мать.
А́рка (французское arc , итал. arco , от латинского arcus — дуга, изгиб, нем. Bogen ) — тип архитектурной конструкции, дугообразное перекрытие проёма — пространства между двумя опорами — колоннами, пилонами. Арка, продолжающаяся в глубину, образует свод. Таким образом арка становится «направляющей» сводчатой конструкции. В истории архитектуры известны полуциркульные, стрельчатые, коробовые, возвышенные, перспективные, уплощённые, ланцетовидные, трёхлопастные и многолопастные, подковообразные, килевидные арки.
Как и любая сводчатая конструкция, арка создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси. Череда арок составляет аркаду. Частный случай аркады с опорой непосредственно на капители (либо через импосты) ордерных колонн — ордерная аркада. Основания арок, непосредственно опирающиеся на боковые столбы, называются пятами; расстояния между ними — пролётом арки.
Традиционно арку выкладывали из клинчатых камней или кирпичей, снизу вверх, начиная от боковых опор. Самый верхний, центральный и последний клинчатый камень называют замкóвым, ключом свода, или аграфом. Его конструктивное значение подчёркивается размером или декоративным маскароном. Для того, чтобы в процессе кладки арка не обвалилась, снизу её подпирают временными деревянными кружалами. Расстояние от пяты до «замка» называют стрелой подъёма арки, оно определяет её форму, верхнюю точку — щелыгой. Наружное рельефное (профилированное) обрамление арки называется архивольтом. Часть плоскости стены между архивольтом арки и расположенным над ней карнизом либо между архивольтами соседних арок в аркаде называется антрвольтом. Антрвольты часто дополняют круглыми рельефными медальонами, мозаичным или расписным декором либо делают их ажурными (сквозными), что подчёркивает отсутствие у этих элементов конструктивной нагрузки. Внутренняя поверхность арки или свода, определяющая её глубину, часто декорируемая орнаментом, — интрадос (исп. intrados — вступление).
Дыры в днище. Можно ли ездить на «гнилой» машине?
Если кузов проржавел насквозь, то ремонт обойдется в копеечку. Ржавая машина потребует сварочных работ и последующей многоступенчатой покраски. Однако есть места на кузове, которые не ремонтируются в принципе. Ржавчина на них — это смертельный приговор.
Что в кузове важнее?
Наиболее опасно, когда гниют встроенные силовые элементы, которые формируют пространственный каркас, придающий конструкции кузова жесткость. Эти элементы превращают кабину машины в прочную капсулу. Кузов держит мотор, трансмиссию, подвеску, а также иные технические узлы. Спереди предусмотрены сминаемые зоны, которые принимают на себя энергию удара. Каждый элемент моторного отсека, в особенности лонжероны, выступает здесь как жестяная подушка, рассчитанная на то, чтобы гасить импульс столкновения за счет собственного разрушения.
Поэтому так важно сохранить силовой каркас в целостности и не дать ему проржаветь.
Когда машина начинает ржаветь?
Окисление металла под воздействием воды и кислорода усиливается, если присутствуют катализаторы этого процесса. Антигололедные химические реагенты, соль и грязь активируют реакции и провоцируют образование оксидов (ржавчины).
Иномарки, покрытые оцинковкой и хорошим «антикором», получают гарантию от сквозных очагов коррозии на 7-12 лет.
На многих отечественных моделях проблемы наступают после 3-5 лет эксплуатации. Наиболее подвержены коррозии колесные арки и крылья, пороги, днище, передний край капота и основания стоек крыши, а также чашки крепления подвески и передние лонжероны.
С какими повреждениями можно ездить?
На отечественных машинах производства 1990-х годов ржавчина обычно распространялась вширь и вглубь. Если снаружи кузова под вспучившимся лакокрасочным покрытием оказывалась рыжая точка, то это значило, что изнутри все уже поедено ржавчиной.
На иномарках тех же лет ситуация немного иная. Коррозия проникала вглубь металла и оставляла сквозные дыры локально, но редко расползалась по сторонам.
Если «сгнили» двери, пороги, края капота или даже частично днище в багажнике, то это еще не так страшно. Эти детали не несут нагрузки (как и арки колес, крылья), поэтому ездить можно.
Можно десятилетие ездить с коричневыми червоточинами у колес и не испытывать особых трудностей даже с прохождением техосмотра. В перечень серьезных неисправностей они не входят. Если ржавчина на дверях окажется слишком заметной, мастера предложат сделать косметический кузовной ремонт. Лист металла зачищается, а затем на него накладывается слой шпатлевки с последующим окрашиванием. На такой машине можно ездить относительно свободно.
Необходим серьезный ремонт
Но чаще всего разрушаются арки колес и днище. Происходит это незаметно, так как заглянуть туда трудно. Если машину долго не обслуживать, то в один момент поездка на бесконтактную мойку оборачивается неприятным сюрпризом. Струя керхера пробивает ржавый металл насквозь.
Найденные очаги коррозии починить вполне по силам даже гаражным мастерам. Металл защищается, проблемный участок вырезается газовой сваркой и ремонтируется с помощью новых листов металла, после чего кузов проездит еще около 3-5 лет, пока ржавчина вновь не даст о себе знать.
Когда ездить уже нельзя?
Гораздо хуже, когда окончательно проржавели основания стоек крыши или силовая структура порогов, чашки стоек или лонжероны в моторном отсеке. Все эти места относятся к несущим элементам кузова. Если ржавчина проникла вглубь на треть толщины металла, то ездить на такой машине уже опасно.
Определить наличие серьезных проблем можно просто. При проезде через искусственные неровности кузов излишне прогибается под нагрузкой. Если забраться одним колесом на камень или бордюр и остановиться, то у «гнилого» кузова могут быть проблемы с открыванием дверей или багажника. Корпус изгибается, деформируется и зажимает подвижные элементы. Ничего хорошего в этом уже нет. При ДТП такой кузов не сможет сопротивляться импульсу удара и сложится как карточный домик.
Металлические чашки тоже порой ржавеют насквозь. Об их повреждениях сигнализируют стуки в подвеске и заметные проблемы с управляемостью.
Ездить с подобными повреждениями уже нельзя ввиду риска возникновения серьезного ДТП. Исправить их невозможно, хотя некоторые гаражные слесари, конечно, вваривают заплаты на лонжероны или пытаются восстановить утраченные крепления подвески, однако вернуть былую прочность кузова уже невозможно.