ДЕСАНТИРУЕМАЯ ТЕХНИКА ВДВ: С НЕБА НА ЗЕМЛЮ И В БОЙ!
Авиадесантируемые боевые машины, полевые госпитали и даже воинские храмы имеются на вооружении Воздушно-десантных войск. Редакция «Защищать Россию» собрала интересные факты о том, что десантируют на боле боя «голубые береты» во время массовой воздушной выброски.
После окончания Великой Отечественной войны воздушно-десантнаясоставляющая вооруженных сил СССР вошла в стадию мощного развития. Росло количество соединений и частей, разрабатывалось новое вооружение и техника, наращивалась огневая мощь и маневренность. Отдельно стояла проблема десантирования техники вместе с подразделениями.
С конца 1960-х годов и по сегодняшний день для выброски техники используются два вида парашютных систем — многокупольная и однокупольная с пороховыми двигателями торможения.
Основной бронетехникой ВДВ являются боевые машины десанта БМД. Сегодня на вооружении воздушно-десантных войск имеются три поколения этой техники, активно поступают и новейшие машины четвертого поколения БМД-4.
http://mil.ru/)» />
БМД трех предыдущих поколений предназначены для десантирования без экипажа, предполагалось что десантники найдут свои машины уже на земле. И, хотя в боевой обстановке это шло во вред оперативности действий, выбрасывать БМД с людьми внутри считалось слишком опасным. 5 января 1973 года был проведен эксперимент по десантированию экипажа внутри машины. Испытательный прыжок совершили подполковник Леонид Зуев и старший лейтенант Александр Маргелов, к слову, сын командующего ВДВ Василия Маргелова.
Их БМД десантировалась на многокупольной парашютной системе «Кентавр», а Зуев с Маргеловым сидели в компенсирующих креслах «Казбек», которые использовались в космических кораблях «Союз». По воспоминаниям участников эксперимента, в тот день командующий ВДВ держал в кармане шинели пистолет, заряженный одним патроном и в случае гибели своего сына, был готов застрелиться.
Следующий эксперимент по десантированию с экипажем состоялся в январе 1976 года. БМД с десантниками внутри удачно приземлилась с помощью новойпарашютно-реактивной системы «Реактавр». Купол в ней всего один, а скорость снижения перед самой землей гасили пороховые реактивные двигатели.
http://mil.ru/)» />
Тем не менее практику выброски десанта внутри БМД сегодня не продолжают, хотяновые машины БМД-4 конструктивно для этого приспособлены.
Помимо боевых машин десанта подразделения ВДВ выбрасывают на парашютах самоходные противотанковые установки,
http://mil.ru/)» />
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f5/Vdvairsh. )» />
мобильные полевые госпитали
и даже воинские храмы.
http://yuga.ru)» />
По небу все это добро перевозят на самолетах Ил-76, Ан-12 и Ан-22.
За характерное остекление кабины Ил называют «доктором Ливси» (а за надежность и неприхотливость в эксплуатации этот транспортник в войсках заслужил прозвище «самолет-солдат»).
http://russianplanes.net/)» />
Ан-12 — без преувеличения «дедушка» военно-транспортной авиации. Его появление стало знаковым в жизни воздушно-десантных войск. Ан-12 — первый самолет в нашей стране, с которого можно было десантировать не только людей, но и бронетехнику ВДВ.
http://russianplanes.net/)» />
Ан-22 — супертяжеловоз и самый большой турбовинтовой самолет в мире. Этот гигант может взять на борт 150 десантников, а это целых две воздушно-десантныероты.
http://russianplanes.net/)» />
Прыгающие с неба: уникальные боевые машины ВДВ
Перед советскими ВДВ после Второй мировой войны ставились грандиозные задачи. Захват плацдармов в тылу противника и удержанию их до подхода основных сил. Сражение в полном окружении с расчетом только на свои силы. Очевидно, что со стрелковым оружием и легкими минометами десантники много бы не навоевали.
Десантным дивизиям остро не хватало тяжелого вооружения, в том числе для борьбы с танками. Требовалась самоходная артиллерия, бронированные машины для защиты «крылатой пехоты» от пуль и осколков. Проблема была в доставке всего этого разнообразия десантникам на поле боя — можно только небом. Значит, техника ВДВ должна уметь прыгать с парашютом.
Голозадый «Фердинанд»
В 1950 году на вооружение советских десантных войск поступила авиадесантная самоходная установка АСУ-57. Миниатюрная машина в 3 тонны весом, размером с небольшой джип. Но она была вооружена довольно серьезным по тем временам орудием — 57-милиметровой нарезной пушкой Ч-51.
Двигатель от легковой «Победы» мощностью в 55 лошадиных сил разгонял мини-самоходку до 45 километров в час. Этой скорости вполне хватало для для пересеченной местности. Экипаж был всего три человека, но машина могла брать на борт и «пассажиров», что резко повышало мобильность войск.
АСУ-57 имело бронирование, защищающее от пуль винтовочного калибра и легких осколков. Правда, оно было не круговым: машина была с открытым верхом, который в непогоду закрывался брезентом. За это ее и прозвали «голозадым «Фердинандом»», по аналогии с легендарной с тяжелой немецкой самоходкой времен Второй мировой.
В течение 20 лет, вплоть до начала 1970-х годов, эта сверхлегкая самоходка оставалась основным образцом бронетехники советской «крылатой пехоты», способным десантироваться на парашютных системах.
«Алюминиевый танк»
В 1968 году на вооружение ВДВ СССР приняли уже не эрзац, а самую настоящую боевую машину десанта — БМД-1. Ее модификации до сих пор верой и правдой служат, теперь уже ВДВ России. Это была техника, без преувеличения не имеющая аналогов в мире.
Появление БМД связано с именем легендарного командующего советскими десантными войсками Василием Маргеловым. По его настоянию ряд конструкторских бюро и НИИ получили заказ на разработку техники для «крылатой пехоты».
Мобилизация научных и инженерных ресурсов позволила разработать высокотехнологичную машину. БМД-1 получила легкую, но прочную броню из алюминиевых сплавов. Это позволило конструкторам уложиться в жесткие ограничения по весу. Масса «бмдешки» — всего 7,2 тонны, тогда как вес равной по боевым возможностям БМП-1 — 13 тонн.
На машине установили принципиально новую систему гидравлической подвески, позволяющую изменять клиренс (дорожный просвет). Она умеет ложиться на землю и высоко подниматься над ней. БМД-1 оснастили двигателем 5Д-20 мощностью 240 лошадиных сил, разгоняющим ее до 60 с лишним километров в час.
Машина получила комплекс вооружения аналогичный БМП-1: 73-миллиметровую гладкоствольную пушку 2А28 «Гром» со спаренным пулеметом ПКТ, а также противотанковый ракетный комплекс «Малютка».
Машина вмещала одно парашютно-десантное отделение: экипаж из трех человек и десант из четырех. Ее появление превратило ВДВ в высокомобильные войска, способные за сутки перемещаться на сотни километров не только по воздуху, но и по земле.
БМД-1 стала одним из символов десантных войск. На ее базе было создано целое семейство машин: БТР, САУ, машина разведки и управления огнем, самоходные противотанковые ракетные комплексы, командно-штабные машина.
Система «Кентавр»
Не все знают, но БМД-1 была приспособлена для десантирования с экипажем внутри. Эта система получила название «Кентавр». Инициатором ее создания также был командующий ВДВ Маргелов.
Смысл системы прост. Экипажу не нужно после приземления тратить драгоценное время на поиск друг друга и своей машины. БМД спустя считанные минуты готова была вступить в бой.
«Кентавр» имела реактивную систему торможения перед посадкой, что смягчало приземление на парашютах. Для экипажа установили специальные энергопоглощающие кресла.
Систему предварительно испытали на животных. При апробации на людях риск был огромный. Никто и никогда до этого не выбрасывал боевые машины на парашютах с людьми внутри. Одним из испытателей стал сын командующего ВДВ — старший лейтенант Александр Маргелов.
Испытания «Кентавра» прошли успешно. Но система так и не получила распространения в войсках. Ее широкое применение признали слишком рискованным.
Смертоносная НОНА
Еще одна уникальная машина в ВДВ — 120-миллиметровая самоходная артиллерийская установка 2С9 «НОНА-С». Аббревиатура расшифровывается, как «новейшее орудие наземной артиллерии».
САУ разработана специально для Воздушно-десантных войск. Она создана на базе БМД-1 и обладает все достоинствами «бмдешки»: способностью десантироваться на парашютах, легкостью и быстротой.
Уникальность 2С9 в том, что это одновременно пушка, гаубица и миномет. Она всеядна, способна стрелять артиллерийскими снарядами разных типов, включая противотанковые и высокоточные, а также минами.
Калибр 120-миллиметров для нее выбран не случайно. Она может использовать боеприпасы НАТО этого калибра. Для десантников, ведущих бои в тылу противника, это очень важно. Если бы у них закончились свои снаряды, они могли брать вражеские.
«НОНА-С» была принята на вооружение в 1981 году и до сих пор активно применяется в ВДВ, в том числе в зоне специальной военной операции.
Что на Западе
ВДВ западных стран боевой техникой, специально разработанной для воздушного десанта и способной выбрасываться на парашютах, не обладают. Они вооружены модификациями машин, созданными для сухопутных войск. Это отрицательно сказывается на их мобильности.
В воздушно-десантных войсках США проблему отсутствия специализированной бронетехники решают за счет вертолетов и передачи десантникам сухопутных машин (LAV-25A2), не способных к десантированию парашютным способом.
Единственное исключение на Западе — Германия с ее боевыми машинами десанта Wiesel. Это миниатюрные машины по размеру не больше АСУ-75. И выглядят немецкие БМД также слегка нелепо, как «голозадые «Фердинанды»».
Десантирование военной техники
Первое в мире десантирование бронемашин вместе с экипажем внутри было совершено в Советском Союзе 5 января 1973 года на военном полигоне под Тулой. Это событие навсегда вошло в мировую историю, став зримым примером превосходства отечественных воздушно-десантных войск.
Командиром боевой машины был подполковник Леонид Зуев, а наводчиком-оператором – старший лейтенант Александр Маргелов, сын Василия Маргелова, создателя воздушно-десантных сил СССР, который и руководил операцией.
Сегодня техника десантирования бронемашин незаменима в труднопроходимой местности. Она необходима, если требуется быстро занять стратегически важную точку или во время наступления, когда удар нужно нанести стремительно.
Благодаря возможности десантирования бронемашин вместе с экипажем, отечественные Воздушно-десантные войска стали непревзойденными лидерами на поле боя. Эта методика стала началом новой эры в искусстве ведения войны во всем мире.
Первое десантирование военной техники с экипажем внутри
5 января 1973 года стал знаменательным днем не только для советской армии, но и для всего мира. В этот день на полигоне 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии “Слободка” под Тулой было произведено первое в истории десантирование боевой машины десанта (БМД-1) с экипажем внутри машины. Задачу экипаж полностью выполнил, тем самым ознаменовав новую эру развития стратегии ведения войны.
Используя передовой комплекс «парашютная система — боевая машина — человек», получивший кодовое название «Кентавр», десантники спустились с неба на голову условного противника. Это стало огромным прорывом в развитии воздушно-десантных войск, позволившим повысить их боевую эффективность и снизить потери на поле боя.
Командиром и механиком-водителем боевой машины десанта был гвардии подполковник Леонид Гаврилович Зуев, а наводчиком-оператором – гвардии старший лейтенант Александр Маргелов. Для него это был вдвойне особый день, ведь он являлся сыном командующего ВДВ Героя Советского Союза, генерала армии Василия Филипповича Маргелова, который руководил операцией. Такое достижение в родном отцовском подразделении стало для Маргелова-младшего не только поводом для гордости, но и лишним подтверждением, что он с честью продолжает семейную традицию служения Родине.
Малая эмблема Воздушно-десантных войск России. Фото: wikimedia.org
Интересный факт:
Российские ВДВ являются одним из немногих воздушно-десантных формирований в мире, которые имеют и специально обученных собак-парашютистов. Эти собаки способны прыгать с парашюта и выполнять различные задания, такие как поиск и обнаружение вражеских боеприпасов или помощь в спасении жертв природных катастроф.
Десантирование продемонстрировало не только высокий уровень подготовки советских десантников, но и качество техники, которую они используют. БМД-1 была создана специально для воздушно-десантных войск и могла быть быстро собрана и разобрана на месте. Она обладала высокой маневренностью и могла использоваться на самых разных типах местности, что делало ее незаменимой на поле боя.
Сегодня существует огромное количество техники, которая может быть демонтирована в ходе военных действий:
- бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А;
- боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-3;
- самоходные артиллерийские установки 2С9 «Нона» и 2С25 «Смена»;
- зенитные ракетные комплексы С-300В и С-400 «Триумф».
Значение возможности десантирования военной техники с экипажем внутри для России и всего мира
Российские ВДВ, усиленные сброшенной с транспортных самолетов тяжелой и легкой техникой, особенно эффективны:
- в горной местности и на территории с неразвитой инфраструктурой, где передвижение больших формирований войск и использование тяжелой техники затруднено;
- в условиях наступательных операций, когда быстрый переход, к примеру, на другой берег реки, прохождение густых лесов или других препятствий иначе просто невозможен, но может стать решающим фактором для успеха операции;
- в случаях, когда войскам приходится быстро перебрасываться на большие расстояния, чтобы скорее занять стратегически важные точки на территории противника или провести противодесантные мероприятия, например, в прибрежной полосе.
Кроме того, ВДВ, оснащенные современной техникой и вооружением, могут обеспечить высокую мобильность, скрытность и возможность вести самостоятельные боевые действия на значительном расстоянии от линии фронта. Это может существенно увеличить шансы на успех боевых операций.
Флаг ВДВ России. Фото: wikimedia.org
Первый опыт десантирования боевой техники с экипажем внутри, произведенный в 1973 году, смог не только заметно укрепить позиции российской армии на мировой арене, но и открыть совершенно новые возможности развития военного искусства, с которыми невозможно не считаться. Стратегия ведения войны во многом опирается на передовые технологии, вооружение и методики, от них же зависит и ее успех. Вот почему возможность десантирования техники с людьми во всем мире считается огромным шагом вперед в развитии военного дела.
Интересный факт:
Российские ВДВ – единственные в мире воздушно-десантные войска, которые могут выполнить парашютный прыжок в темное время суток без использования искусственного освещения.
Популярные вопросы
Вопрос: Когда произошло первое в мире десантирование БМД с экипажем?
Ответ: 5 января 1973 года.
Вопрос: Где произошло первое в мире десантирование военной техники с экипажем?
Ответ: Полигон «Слободка», расположенный под Тулой.
Вопрос: Зачем нужно десантировать технику с экипажем?
Ответ: Это незаменимо в труднопроходимой местности или в местности с неразвитой инфраструктурой, в случаях, когда важно как можно скорее занять стратегически значимую позицию или нанести стремительный удар по врагу.
«Высадку» БМД с парашютами показали на видео
К прыжкам десантников с парашютами все уже привыкли, но бронетехнику с самолёта сбрасывают не так и часто. Поэтому посмотреть на «прыжки» БМД-4М с парашютом весьма интересно.
Воздушно-десантные войска (ВДВ) способны обрушивать с неба на головы противников не только личный состав подразделений, но и их боевую технику. Десантирование бронемашин отрабатывают в ходе учений, последние из которых прошли в 2021 году в Костромской области.
«Массовое десантирование подразделений ивановского соединения ВДВ вместе со штатными БМД-4М в Костромской области. В ходе тренировки было совершено более 650 прыжков с парашютом из военно-транспортного самолёта Ил-76МД. Интервал отделения личного состава от самолёта при десантировании составил 0,7 секунды при скорости воздушного судна более 360 км/ч», — пояснили в Министерстве обороны в описании к ролику.
Напомним, российская боевая гусеничная плавающая машина десанта (БМД) предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск. Конструкция БМД-4М, которая была принята на вооружение российской армией 28 апреля 2016 года, позволяет десантировать технику с парашютом вместе с экипажем, находящимся внутри, что даёт возможность сразу после приземления вступать в бой. В базовом варианте БМД-4М вооружается 100-миллиметровым орудием, 30-миллиметровой автоматической пушкой и пулемётом калибра 7,62 мм.
При этом не всегда всё идёт штатно. Так в 2019 году во время командно-штабных учений «Центр-2019» в Оренбургской области у пары боевых машин десанта, которые были десантированы из самолёта Ил-76, не сработали парашютные системы. Никто из людей не пострадал, поскольку выброска техники осуществлялось без экипажей, но сами БМД были уничтожены.