В Минэнерго назвали причины роста цен на топливо
Дефицит дизельного топлива в мире, в частности в Европе, привел к росту цен на него на российском рынке. Об этом на пленарном заседании в Госдуме заявил первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
По словам чиновника, Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) и нефтяные компании прилагают все возможные усилия, чтобы насытить внутренний рынок топлива, в первую очередь путем создания «искусственного избытка» на бирже. Благодаря этому 20 сентября стоимость нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже пошла вниз после нескольких недель роста. Бензин Аи-95 подешевел на 5,06% (до 69,27 тыс. рублей за тонну), Аи-92 — на 3,98% (до 65,65 тыс. руб.), летнее дизельное топливо — на 2,12% (до 73,45 тыс. руб.).
В то же время глава «Газпром нефти» Александр Дюков предрек еще и дефицит бензина на внутреннем рынке в том случае, если будет реализована идея введения заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов. 18 сентября «Коммерсант» писал, что правительство обсуждает повышение экспортных пошлин для светлых нефтепродуктов с текущих $6,4 за тонну до $250. Таким образом продажа нефтепродуктов за рубеж станет экономически не выгодной.
В кулуарах Промышленного-энергетического форума в Тюмени Дюков предупредил, что такая мера вынудит нефтеперерабатывающие заводы увеличить выплаты в бюджет в десятки раз и приведет к снижению их эффективности, следовательно, объемы выпуска нефтепродуктов упадут. Он призвал к тщательной проработке мер по сдерживанию цен.
В начале недели агентство Bloomberg писало о дефиците дизельного топлива в мире. Контракты на поставки дизеля уже сейчас достигли $140 за баррель. В качестве основных причин называется снижение добычи со стороны Саудовской Аравии и России, а также перерывы в работе нефтеперерабатывающих заводов ввиду жаркого лета в Северном полушарии.
На 15 рублей дороже: в Кемерове резко взлетели цены на бензин и дизель
Цены на топливо всех марок шокируют кемеровских автомобилистов — за последние месяцы и недели стоимость дизеля и бензина выросла, как выяснила редакция NGS42.RU, больше чем на 10 рублей. При этом увеличение, по мнению экспертов, на этом не закончится. Наш корреспондент проехался по всем самым популярным АЗС областной столицы и выяснил, сколько сейчас стоит заправить машину.
В середине августа наша редакция изучила цены на автозаправках областной столицы, и в сравнении с нынешней стоимостью рост очевиден. Месяц назад АИ-92 на Shell стоил 51,99, теперь — на четыре рубля дороже. АИ-95 — продавался по 56,99, теперь — 61,99 (+5 рублей). Больше всего вырос в цене дизель. Месяц назад он стоил 59,99, сейчас — 74,99 (15 рублей).
Фото: Александр Левчук / NGS42.RU
Не менее заметен рост и на заправках «Лукойла». Евродизель подорожал на 10 рублей — с 59,50 до 69,50, АИ-92 — на 5,10 рубля, АИ-95 — на 4,60 рубля.
Фото: Александр Левчук / NGS42.RU
Лучше всего ситуация обстоит на заправках «Газпрома». Самое дорогое топливо — АИ-100 — там стоит сейчас 66,3 рубля, фирменный АИ-95 — 53,15, обычный АИ-95 — 51,75, что всего на 50 копеек дороже, чем было месяцем ранее, АИ-92 сейчас заливают по 47,65, то есть на 10 копеек дороже, чем в августе. Дизель тоже не сильно, но поднялся — менее чем на 3 рубля.
Фото: Александр Левчук / NGS42.RU
«Роснефть» также пошел в рост: АИ-92 — +55 копеек, АИ-95 — +50 копеек, дизель — +3 рубля.
Фото: Александр Левчук / NGS42.RU
Причины роста цен на драгоценные литры NGS42.RU объясняли федеральные эксперты. Заместитель директора высшей школы тарифного регулирования РЭУ имени Плеханова Иван Капитонов заявлял, что это связано с ремонтом на нефтяных заводах и сезонным спросом, что вместе со сложной сибирской логистикой только обостряет ситуацию.
Вместе с тем эксперт по топливному рынку Михаил Турукалов предупреждал, что в ближайшие два-три месяца будет наблюдаться рост цен на топливо.
А вице-президент национального топливного союза Антон Шапарин в разговоре с нашими коллегами из 74.RU высказал мнение, что российские цены на топливо стремятся к экспортным «аналогам»:
— Курс рубля также влияет на нефтяные цены: рубль дешевый, можно получить больше рублей за единицу топлива на международных рынках. Проблема давно вышла на президентский уровень, и с этим нужно что-то делать. Но в этом месяце из-за разницы в ценах на внешнем и внутреннем рынках нефтяники не получат около 100 миллиардов рублей ценового демпфера, и у них есть несколько дней, чтобы наверстать это на бирже, но, судя по всему, у них не выйдет. Значит, нефтяные компании будут добирать эти 100 миллиардов рублей на розничном рынке, — объясняет эксперт.
В середине лета жители Кузбасса пожаловались властям на скачок цен на бензин. В ответ региональный Минпромторг сообщил, что анализирует ценообразование, также ситуацию контролируют УФАС и прокуратура.
Власти назвали причину роста цен на топливо
Дефицит дизельного топлива на мировых рынках, особенно в Европе, спровоцировал рост цен на него в России. Такую причину подорожания топлива в ходе пленарного заседания в Госдуме назвал первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин, его слова приводит «Прайм».
Говоря о ситуации в стране, он отметил, что именно нехватка дизеля подтолкнула цены вверх. Сорокин заявил, что Минэнерго, а также Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и нефтяные компании прилагают все усилия, чтобы нарастить поставки на внутренний рынок, создав на бирже «искусственный избыток».
20 сентября стоимость нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) синхронно снизилась, а цена на бензин Аи-95 упала сразу на 5,06 процента, до 69 272 рублей за тонну. Бензин Аи-92 и летнее дизельное топливо подешевели на 3,98 процента (65 651 рубль) и на 2,12 процента (73 447 рублей) соответственно.
Замглавы Минэнерго также заявил, что правительство намерено решить проблему не только серого экспорта топлива, но и не допустить его дефицит в будущем. По его словам, сейчас проблемы с топливообеспечением наблюдаются в ряде южных регионов. Власти ведут переговоры о дополнительных поставках топлива нефтяными компаниями. «С точки зрения объемов, перебоев нет, есть вопросы по цене — рассчитываем вопрос в течение нескольких дней благодаря предлагаемым мерам решить», — заявил Сорокин.
Ранее сообщалось, что власти рассматривают возможность полного временного запрета на поставки бензина и дизельного топлива за рубеж в качестве альтернативы заградительной пошлине в размере 250 долларов за тонну. Вариант с пошлиной звучал на совещании у вице-премьера Александра Новака 15 сентября, однако, как утверждают собеседники издания, его крайне негативно восприняли участники рынка.
Автовладельцы готовы отказаться от поездок на машинах из-за дорогого бензина
Эксперты отмечают, что хотя ситуация с ценами на топливо пока не перешла критическую отметку, если оно продолжит дорожать, провоцируя поднятие стоимости и других товаров повседневного спроса, это существенно охладит потребительский оптимизм россиян.
Как пишет «НГ», ссылаясь на исследование фонда «Общественного мнение», почти 38% респондентов из около 4,9 тысячи указали, что за последний год цены на топливо для автомобиля (бензин, дизель) увеличились «очень сильно», а 22% полагают, что цены «несколько увеличились». Только 6% респондентов не видят существенных изменений, а 2% и вовсе углядели падение цен. Но в опросе участвовали и респонденты, которые не имеют автомобиля. Из автовладельцев же о значительном взлете цен говорили 56% человек. О том, что цены «несколько увеличились», заявил каждый третий.
Второй опрос ФОМ показал, что 16% из порядка 5,3 тысячи участников исследования не готовы пересесть с личного авто на общественный транспорт в случае дальнейшего повышения цены топлива, ремонта и запчастей, но 13% признались, что не смогут «потянуть» еще плюс 10–20% к этим ценовым позициям. Они вынуждены будут не садиться за руль, пока ситуация не стабилизируется. 17% допустили отказ от использования личного автомобиля при росте расходов на его обслуживание в полтора раза, 10% считают неподъемным рост расходов в два раза, а 5% — в три раза.
Напомним, что цена Аи-92 и Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже по итогам торгов 19 сентября отступила от максимумов после выхода информации об обсуждаемом увеличении экспортной пошлины на нефтепродукты до 250 долларов за тонну. А вот дизельное топливо продолжило сентябрьскую традицию каждодневных ценовых рекордов.
Социологи сравнивают нынешнюю ситуацию с 2018 годом, когда рост цен на бензин вместе с непопулярной пенсионной реформой ощутимо ухудшил потребительские настроения и экономические ожидания россиян. Тогда 57% граждан отмечали, что топливо слишком резко выросло в цене. Однако большинство аналитиков все же полагают, что до кризиса 2018-го пока не добрались.
Однако проблема дорогого и дефицитного топлива в стране вышла «за пределы заправок» и в зерновых районах вполне себе тянула на критическую. В начале месяца аграрии били тревогу: при отличном урожае убирать поля невозможно по причине небывалого подорожания бензина и солярки. Фермеры даже задумались о сокращении производства на этом фоне. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев предупреждал, что солярки на юге уже нет:
Он просил запретить экспорт продуктов нефтепереработки, но аграрии указывают на запоздалость такой инициативы. Топливо дорогое, денег на него у крестьян нет. Льготные кредиты не выдаются из-за того, что поднялась ключевая ставка. Остается разве что сеять меньше озимых.
Ранее сообщалось, что биржевые цены на бензин АИ-92 выросли с 33142 рублей за тонну в начале января 2023 года до нынешних 66220 рублей. Повышение цен на бензин связано с его нехваткой: НПЗ год за годом продляют модернизацию и уходят в простой на время ремонта, а экспорт оказывается очень привлекательным из-за дешёвого рубля. Но в рознице бензин подорожал на 7,6%. Аналогичная ситуация и по бензину АИ-95. Дизель на бирже вырос на 42%, в рознице — на 3,9%.