Все способы крепления автокресел
Автомобильные кресла и другие средства безопасности в авто рассчитаны на габариты взрослых людей, поэтому ребенок не имеет полноценной защиты при столкновениях. В число наиболее частых причин, по которым дети получают травмы, входит неправильная фиксация автокресла. Чтобы подобного не произошло, стоит заранее изучить способы крепления автокресла в машине.
Статистика ДТП неутешительна: в авариях дети получают травмы и повреждения чаще взрослых пассажиров. Автомобильные кресла и другие средства безопасности в авто рассчитаны на габариты взрослых людей, поэтому ребенок не имеет полноценной защиты при столкновениях. В число наиболее частых причин, по которым дети получают травмы, входит неправильная фиксация автокресла. Чтобы подобного не произошло, стоит заранее изучить способы крепления автокресла в машине.
Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды крепления автокресел для детей, чем система Isofix отличается от Latch и фиксации якорем, а также какой выбрать способ фиксации, чтобы обеспечить максимальную безопасность вашего ребенка.
Группы автокресел
Обязанность оснастить авто, в которых перевозятся дети, специальными автокреслами, регламентирована законодательством РФ. За отсутствие кресла в машине, где находится ребенок, предусмотрен штраф. Более того, в редакции ПДД от 2017 года четко указано, какая именно система должна использоваться — это Isofix (подробно этот механизм фиксации мы рассмотрим ниже). Исключение сделано лишь для тех авто, в которых производителем предусмотрены другие типы крепления детских автокресел.
Однако прежде чем использовать тот или иной вид крепления автокресла, стоит разобраться, какими детские сиденья бывают. Существует три основных группы, которые классифицируются по возрасту и весу ребенка.
Группа 0/0+
Эти кресла представляют собой съемные люльки и предназначены для перевозки младенцев весом от 0 до 13 кг. Для их установки предусмотрена отдельная база. Такие кресла закрепляются спиной вперед. Ставить кресла в обратном направлении начинают, когда ребенку исполнится 1 год.
Люльку можно надежно закрепить штатными ремнями безопасности. Для этого в конструкции автокресла предусмотрены специальные направляющие. Однако важно проследить, чтобы ремни были туго натянуты, иначе во время поездки люлька будет вибрировать и может поменять положение.
Большинство современных моделей люлек группы 0+ совместимы с самым надежным на сегодняшний день типом крепления автокресла — Isofix. Поскольку люлька используется как переноска, элементы фиксации не встроены в саму конструкцию. База крепится на диван, а автокресло просто ставится на нее, после чего замки автоматически закрываются под действием веса.
Совет. Чтобы фиксация была надежной, рекомендуется сначала усадить ребенка в автокресло, а затем устанавливать на базу. В качестве дополнительной точки фиксации используется раздвижная опора либо якорное крепление.
Существуют разные конструкции детских автокресел:
- разборные, которые можно переустанавливать из положения спиной вперед в положение лицом к движению;
- с опцией поворота — кресло не снимают с базы для смены положения, а поворачивают на 180 градусов;
- неразборные — возможна фиксация только спиной вперед (они не слишком популярны, но зато максимально надежны).
В креслах Isofix для категории 0+ используется дополнительная система фиксации — Top Tether, которая представляет собой ремень с карабином. В салоне автомобиля место его крепления обозначается значком якоря.
Группа 1
Это кресла для детей от 1 года, которые уже могут полноценно сидеть. Устанавливаются преимущественно лицом вперед. Предусмотрены ремни с фиксацией в пяти точках или специальный опорный столик. Можно поменять угол наклона кресла для удобного сна.
Внимание! Пятиточечные ремни рекомендуется прижимать к телу малыша как можно плотнее, чтоб исключить возможность его смещения во время движения.
Предпочтительно использовать также систему Isofix совместно с упором в пол или якорем. Однако если в автомобиле не установлены элементы этого вида крепления автокресел, используют стандартные ремни безопасности.
Элементы крепления «Изофикс» для этой категории детских кресел нередко выполнены в виде кронштейнов из прочного пластика. Также применяется вариант Soft Latch, когда к направляющим автомобиля прикрепляются не жесткие соединения, а гибкие ремешки с карабинами. На степень безопасности такая модификация не влияет.
Группа 2–3
Предназначаются для детей 3–12 лет соответствующего веса. Внутренних ремней с пятью точками здесь нет, поэтому используются штатные фиксаторы, пропущенные через специальные направляющие. Проследите, чтобы ремень обязательно проходил по плечу маленького пассажира, поскольку вся нагрузка ложится только на этот элемент безопасности, если не используются дополнительные опции типа якоря или телескопического упора.
Дети выше 130 см могут пользоваться сиденьем без спинки типа «бустер». Они также закрепляются обычными ремнями, но не отличаются максимальным уровнем безопасности.
Виды фиксаций автокресла в авто
Чтобы понять, какой вариант наиболее надежен и безопасен, рассмотрим все виды крепления детских автокресел. Учитывайте, что не все способы, указанные ниже, рекомендованы к использованию ГИБДД, однако в некоторых автомобилях применение новых регламентированных систем технически невозможно.
Штатные ремни автомобиля
Стандартными ремнями для взрослых пассажиров корпус автокресла прикрепляется к сиденью, а сам ребенок фиксируется дополнительно трех- или пятиточечными ремнями детского кресла. Такой вариант применяется для конструкций групп 0, 0+ и 1. Кресла 2, 3 групп и «бустеры» фиксируются без дополнительных ремней.
Применение штатных приспособлений нельзя назвать надежным способом крепления автокресла в машине. При столкновениях или даже резких торможениях и толчках на высокой скорости кресла могут сорваться с места, а ребенок (особенно младенец, который еще не умеет группироваться при ударах) получит травму.
Тип крепления автокресла Isofix
Этот инновационный способ крепления автокресла был создан как альтернатива традиционным системам безопасности. Исследования показали, что подавляющее большинство тяжелых травм, которые дети получают в ДТП, наносятся по причине неправильной или недостаточно надежной установки автокресел.
Механизмы монтажа, используемые в прошлом веке, действительно были сложными, к тому же некоторые родители даже не читали инструкций. По этой причине инженеры, специализирующиеся на автомобильной безопасности, разработали универсальный и интуитивно понятный каждому тип крепления автокресла.
Новую разработку они назвали Isofix («Изофикс»). В техническом плане механизм представлен кронштейнами из металла, встроенными в автокресло, и ответной частью, расположенной на сиденье авто. Когда обе составляющих фиксирующего механизма совмещаются, срабатывает замковое соединение. Корректное крепление подтверждается отчетливым щелчком и зеленым цветом на индикаторе механизма. Красный свидетельствует, что закрепить кресло не удалось.
Проблема в том, что ответной частью оснащены не все марки авто. Если у вас есть ребенок, и вы намереваетесь приобрести машину, заранее выясните, есть ли у модели необходимое оснащение.
Если у вас уже есть авто, но вы не знаете, где искать элементы соединения, посмотрите между спинкой задних кресел и сиденьем. Две скобы располагаются на расстоянии, одинаковом для всех автокресел. Иногда на сиденьях есть флажок с надписью Isofix — это означает, что ваши кресла оснащены фиксирующими элементами.
На детских автокреслах «Изофикс» вы без труда найдете соответствующие детали для совмещения с базой. Однако есть модели, в которых Isofix комбинируется с креплением обычным ремнем либо вовсе отсутствует.
Преимущества системы фиксации Isofix для детских кресел
Система Isofix признана наиболее безопасной, простой и комфортной в использовании. Однако такой вариант подходит лишь для первых трех категорий детских кресел (0, 0+ и 1). Для транспортировки детей весом более 18 кг придется применять другие способы крепления автокресла.
Основные преимущества системы «Изофикс»:
- надежность фиксации — даже при сильных ударах кресла не вылетают из гнезд. Детские сиденья не сдвигаются в том числе и при боковых ударах;
- конструкция крепится непосредственно к силовым элементам машины;
- монтаж автокресла занимает не больше нескольких минут даже при отсутствии опыта установки;
- индикатор и отсутствие щелчка сразу сообщат о том, что защелка не сработала.
Безопасность конструкции подтверждена многократными краш-тестами и исключает случайное смещение кресла даже при передвижении по пересеченной местности.
Но даже у самой надежной системы есть свои недостатки. Во-первых, автомобили с оснащением для «Изофикс» стоят дороже, а во-вторых, если купить сиденья с направляющими для авто, в котором нет ответной части, прикрепить их не получится.
Крепления детских автокресел Latch
Новый стандарт Latch создавался в качестве альтернативы «Изофикс». Инновации коснулись конструкции креплений. В Latch они располагаются не на металлической рамке, а на ремнях. Такой крепеж более эргономичен и комфортен в использовании.
Другие преимущества этой системы крепления детских автокресел:
- благодаря эластичности ремней вибрации кузова авто не передаются на детское кресло, как в ситуации с Isofix;
- установка стала проще, поскольку не требуется совмещать два замковых соединения;
- чтобы снять кресло, не нужно синхронно отщелкивать замки — снимать крепления можно в любом порядке;
- вес кресла уменьшился на 2,5 кг — металлические конструкции заменены эластичными ремнями (на уровень безопасности смена материала не влияет);
- стоимость автокресел Latch ниже, чем Isofix.
При этом нормативный вес маленького пассажира стал выше — 29 кг. Это обусловлено не только эластичностью ремней, но и оптимальным распределением нагрузки при «мягкой» фиксации.
Как правило, для установки третьей точки опоры для изделий с системой Latch применяется ремень Top Tether.
Упор в пол автомобиля
Этот тип фиксации используется отдельно или совместно с «Изофикс». Упор в виде «ноги» из прочного материала (специального композита или металла) фиксирует положение автокресла максимально жестко, не давая ему смещаться во время движения.
Телескопический выдвижной элемент одним концом упирается в дно кузова, а другим поддерживает автокресло. Таким образом, нагрузка на несущие салазки основного крепления снижается. При фронтальном столкновении «нога» удерживает кресло от вылета вперед.
Фиксация «якорем»
Якорный ремень (англ. — Top Tether) располагается сзади автокресла и оснащен карабином, который цепляется на скобу. Последняя расположена в багажнике или на спинке заднего сиденья. Якоря могут использоваться как сами по себе, так и совместно с другими системами фикцсации. Они защищают ребенка от внезапного и резкого «кивка» во время столкновения либо внезапного торможения, тем самым предупреждая повреждения позвоночника.
Заключение
Итак, наиболее надежные виды креплений детских автокресел — Isofix и Latch. Они жестко фиксируются к корпусу автомобиля, что минимизирует вероятность смешения и вылета сиденья с места установки. Неправильный или неполноценный монтаж автокресел исключен самой конструкцией. Устанавливать детские кресла, используя эти крепления, просто и легко, даже не имея в этом опыта. Нужно лишь совместить направляющие друг с другом и прижать их до сцепления замков.
Однако не все дети по весу подходят для размещения на креслах с указанными системами. Если вес пассажира больше 29 кг, необходимо использовать другие виды крепления автокресел — штатные ремни безопасности, телескопическую ногу или якорь.
Выбор системы фиксации часто обусловлен не только возрастом ребенка, но и маркой автомобиля. При покупке или аренде машины семейным людям стоит обязательно обратить внимание на тип крепления детского автокресла. Ни в коем случае не стоит экономить на безопасности своего ребенка! Если современные элементы фиксации не установлены на вашем авто, лучше сменить транспортное средство или установить нужные детали в мастерской — такая работа по силам опытным специалистам.
Варианты креплений детских автокресел
На сегодняшний день применяется два основных способа крепежа детского кресла в автомобиле: с помощью трехточечного штатного ремня безопасности и с помощью системы IsoFix, которая сейчас имеется почти в каждом современном автомобиле. Далее мы рассмотрим каждый способ крепления чуть подробнее.
Крепление автомобильным ремнем
Самый широко распространенный и популярный метод фиксирования детского сиденья. Таким образом можно крепить кресло в любой машине, поскольку трехточечные ремни присутствуют во всех машинах. В зависимости от бренда и группы детского автокресла, установка при помощи штатных ремней сопровождается определенными нюансами, поэтому при покупке желательно уточнить у менеджера способы крепления, а также прочитать инструкцию по эксплуатации.
Общее правило для крепления детских автокресел – длина штатного ремня безопасности должна быть не менее 215 см.
Автокресло группа 0/0+ (вес до 18 кг, рост 50 — 75 см)
Любую автолюльку можно закрепить в машине при помощи штатных ремней, для этого в ней есть специальные направляющие. После установки, ремни должны быть туго натянуты. Инструкция по креплению кресла, как правило, есть на его боковой части. Одной из самых популярных автолюлек является RECARO AVAN, которая доказала свою безопасность и удобство для малыша.
Автокресло группа 1 (от 9 до 18 кг, рост от 75 до 105-110 см)
Если кресло не имеет крепления изофикс и ребенок крепится внутренними ремнями, то штатный ремень служит основным фиксатором автокресла в автомобиле. Обратите внимание, что ремни должны достаточно плотно прижимать ребенка, между одеждой и ремнями после крепления должно остаться расстояние 1,5-2 сантиметра. Такое сочетание особенно актуально для тех родителей, которые предпочитают перевозить ребенка на переденем кресле автомобиля
Автокресла группа 2-3 (от 15 до 36 кг, от 95 до 150 см)
В данном случае всё достаточно просто – детское автокресло крепится штатным ремнем вместе с располагающимся в нем пассажиром. Главное, на что надо обратить внимание — ремень должен проходить по плечу ребенка. Для маршрутизации ремня в креслах этой группы есть направляющая, которая расположена на подголовнике. В нижней части ремень проходит под подлокотниками. Можно использовать на переднем сиденье автомобиля (пример — RECARO MONZA)
Автокресла с ISOFIX креплением
Появление технологии Изофикс во многом решило риски неправильной установки автокресел в машину. Жесткое соединение системы IsoFix с кузовом транспортного средства позволяет добиться более существенной защиты пассажира и в независимых тестах показывает более высокие результаты по безопасности при возникновении аварийного случая. Также это удобно для простого и быстрого крепления детского кресла в автомобиле. За счет изофикс кресло более стабильно и таким образом повышается пассивная безопасность.
По сути, система представляет собой 2 специальные скобы, приваренные на кузов автомобиля в районе заднего сиденья и имеющие маркировку в виде детского сиденья или же ярлычков с соответствующей надписью. Также можно встретить в некоторых моделях авто небольшие, вертикально направленные гнезда в местах фиксации для простоты установления сиденья. Теперь в любой машине можно беспрепятственно устанавливать кресла разных производителей на кронштейны, одинаковые для всех.
Автокресла группа 0/0+ (вес до 18 кг, рост до 75 см)
Большинство современных безопасных автолюлек имеют базу Isofix. Как правило, база продается отдельно, но при помощи нее можно существенно увеличить безопасность и удобство пользования автокреслом. Крепление на базу очень простое, цветовые или звуковые индикаторы показывают правильность установки. Есть кресла с уникальными функциями, например , кресло на базе можно повернуть к себе на 90 градусов для более удобной посадки и высадки ребенка. Базы изофикс в некоторых брендах совместимы с креслами Группы 1, что продляет срок их использования и нивелирует стоимость (пример — или ).
Автокресла группа 1 (от 9 до 18 кг, от 75 до 110 см)
Кресла данной группы часто имеют встроенные фиксаторы Isofix. Также существует вариант установки детского автокресла группы 1 на базу изофикс, которая использовалась вместе с автолюлькой. Isofix в этой группе влияет на безопасность, а также служит дополнительным креплением для удобства. Также установка на базу позволят существенно упростить процесс установки кресла в машину и избежать ошибок при креплении. В виде дополнительного крепления в этой группе автокресел используется якорный ремень, который дает третью точку крепления и предотвращает опрокидываение кресла в аварийной ситуации (пример — ).
Автокресла группа 1-2-3 (от 9 до 36 кг, от 75 до 150 см)
Автокресла группы 1-2-3 бывают как с креплением изофикс, так и без него. В зависимости от этого, кресла либо имеют принудительный режим отдыха для ребенка, либо не имеют его при – наличии Isofix. В этой группе автокресел существует условно три подгруппы, в зависимости от варианта крепления кресла и самого ребенка:
- Крепление кресла штатным ремнем автомобиля, крепление ребенка встроенными ремнями, есть наклон для сна (пример — ).
- Крепление кресла на изофикс, крепление ребенка встроенными ремнями, есть наклон для сна, якорный ремень (пример — ).
- Крепление кресла на изофикс, крепление ребенка столиком безопасности, есть наклон для сна (пример — ).
Автокресла группа 2-3 (от 15 до 36кг, от 95 до 150 см)
Автокресла группы 2-3 бывают как с креплением изофикс, так и без него. Isofix в этой группе не сильно влияет на безопасность, а скорее служит дополнительным креплением, для удобства. Если вам необходимо использовать кресло на переднем сиденье автомобиля — штатный ремень безопасности обеспечит надежное крепление ребенка вместе с креслом (пример — или ). Также бестселлерами в этой группе являются и .
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете позвонить нам по бесплатному телефону 8-800-222-77-15, и мы поможем вам с подбором автокресла исходя из ваших потребностей.
Детские автокресла. Какая между ними разница, как установить
Безопасность детей превыше всего. А безопасность при поездках на автомобиле — одна из самых важнейших. Задача каждого водителя заключается в сохранении жизни и здоровья ребенка. Данная статья расскажет о детских удерживающих устройствах и о том, как выбрать автокресло.
Что такое детское автокресло
Детская удерживающая система (удерживающее устройство) — это довольно обширный термин, включающий в себя различные элементы, которые уменьшают или исключают вред для здоровья ребенка при ДТП. Это могут быть детское кресло, люлька или бустер. Каждое из этих устройств отличается по конструкции, принципу действия и установки в автомобиле. Не стоит думать, что любое понравившееся пользователю кресло, обязательно подойдет каждому ребенку. Наоборот, в данном случае все индивидуально и подбирать устройство нужно опираясь на несколько важных показателей.
Что выбрать
В первую очередь нужно обращать внимание на следующие критерии.
Вес ребенка
Каждое устройство рассчитано на определенный вес и отнесено к той или иной группе. Группы и весовая категория указаны в табличке ниже. Изучив ее можно сделать определенные выводы по выбору устройства.
Сертификация
Некоторые устройства проходят ряд испытаний на безопасность, после чего им выдается специальный сертификат соответствия. Об этом можно узнать, найдя шильдик, расположенный на видном месте. Приобретая кресло, обязательно смотрим на наличие или отсутствие сертификата.
Тип устройства
Как уже было сказано выше, типов подобных устройств несколько.
Люлька
Отлично подходит для новорожденных и малышей, так как сидеть они пока еще не могут. Люльки безопасны, имеют боковую поддержку и отличаются друг от друга конструкцией, дизайном, цветом и т.п. В ней очень удобно переносить ребенка и использовать ее в качестве качалки.
Бустер
Бустер предназначен для детей от 15 кг, рост которых не ниже 120–130 см. Он имеет массу плюсов: легок и удобен в переноске и креплении. Однако имеется и основной минус. Независимо от материала бустера и его конструктивных особенностей, он в меньшей степени обеспечивает безопасность, по сравнению с автокреслами. Не имеют они и боковой поддержки. В салоне бустер никак не крепится, а ребенка пристегивают штатными ремнями безопасностями.
Кресло
Автокресло в отличие от бустера довольно громоздкое, тяжелое и потребует больше времени на его монтаж в салоне авто. Но в остальном, плюсы перевешивают все недостатки данного устройства. Оно более безопасно по сравнению с бустером. Весовая категория кресла от 0 до 36 кг, имеется боковая поддержка, удобные подголовники. Крепление осуществляется штатным ремнем безопасности.
Ехать в таком кресле не только безопасно, но и комфортно.
Что такое ISOFIX
Это один из способов специального крепления кресла. Название представляет собой соединение двух слогов. Первый ISO — название международной организации по стандартизации («International Standards Organisation»), а также стандарта безопасности. Вторая часть — сокращение английского слова «fixation» — фиксация. Продаются как вместе с автокреслом, так и отдельно.
ISOFIX представляет собой металлическую платформу, жестко крепящуюся к кузову автомобиля специальными кронштейнами. Крепится она к петлям, которые можно встретить в каждом автомобиле. Есть и дополнительное крепление в виде упора в пол автомобиля. Далее на закрепленную платформу ставится детское кресло, фиксируемое замками-защелками. Главный плюс заключается в жестком креплении платформы и кресла, что предотвращает смещение конструкции при боковом ударе.
Один из главных минусов заключается в том, что вибрации от кузова автомобиля будут передаваться на автокресло.
Удобство и скорость пристегивания
Что же будет наиболее удобным из представленных вариантов? Автокресло. Плюсом в копилку этому устройству станет анатомическая конструкция и наличие специальных комфортных ремней с легкодоступным замком. Бустер не имеет собственного ремня, и пристегивать пассажиров придется штатным автомобильным ремнем, который предназначен для взрослого. Для детей он может быть не совсем удобен, тем более что есть риск натирания кожи.
В этой ситуации желательно использовать специальный уголок, хотя пристегивать ремень будет сложнее.
Здоровье и осанка ребенка
При перевозке детей, важна не только безопасность самой поездки, но и сохранение правильной осанки ребенка. И здесь наиболее привлекательным будет автокресло. Оно имеет анатомическую конструкцию и позволяет удерживать в правильном положении шею ребенка, особенно в дальней поездке.
Бустер в этом плане менее привлекателен, ведь если ребенок уснет, то положение его тела будет неправильным. В тоже время бустер очень удобен для поездок на короткие дистанции или поездок на такси.
Закон об автокреслах
Говоря о данных устройствах нельзя не задаться вопросом: а можно ли перевозить детей вообще без автокресла? Ответ мы найдем в официальных документах, а именно в Постановлении 761 от 28 июня 2017 года.
«Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».
То есть перевозить детей до 7 лет без удерживающих устройств нельзя. А как же дети старше 7 лет? Смотрим в Постановление.
«Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».
Перевозить детей старше 7 лет без кресла или бустера можно, но обязательно необходимо пристегивать ремнем безопасности. Если же ребенок едет на переднем сиденье и ему нет 11 лет, то кресло также обязательно.
Стоит обратить внимание и на следующий момент.
«Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств)».
Закон требует не только обязательное использование кресла, но и его правильную установку.
Как нельзя устанавливать автокресло
Основное правило здесь касается закрепления кресла на переднем сиденье. Если оно смонтировано спинкой вперед (по ходу движения), то необходимо отключать подушку безопасности.
Делается это нажатием отдельной кнопки.
В противном случае, раскрывшаяся подушка безопасности может травмировать ребенка. Если же кресло закреплено лицевой стороной вперед, то отключать подушку необязательно. Даже раскрывшись, она не дотянется до пассажира.
Выводы
Для самых маленьких пассажиров, которые еще не умеют сидеть, нужна автолюлька. Для более старших детей отлично подойдет автокресло, а детям от 15 лет можно установить компактный бустер. Выбирая автокресло всегда следует ориентироваться на вес, рост и возраст ребенка. Также не забываем про законодательство, регламентирующее перевозку детей. И последнее. Никогда не оставляйте детей в автокресле без присмотра и обязательно соблюдайте ПДД!
Способы крепления детских кресел в автомобилях
ISOFIX (International Standards Organisation FIX) — система крепления, разработанная Международной Организацией по Стандартизации (ISO) с целью сделать установку детских автокресел быстрой, простой и одинаковой во всех легковых автомобилях. Представляет собой жесткие металлические коннекторы, которые крепятся напрямую к кузову автомобиля. В США так же используется аббревиатура LATCH (Lower Anchors and Tethers for Children). Большинство марок и моделей автомобилей в мире оснащается этой системой начиная примерно с 2003 года.
Проще было бы сказать, что ISOFIX крепления лучше и современнее (тем более, что чаще всего — это действительно так), однако, в разных возрастных группах конструкция автокресел отличается настолько сильно, что лучше разобрать способы крепления для каждой группы отдельно.
Группа 0+
У некоторых производителей база ISOFIX унифицирована под возрастные группы 0+ и 0+1 (или 1) — когда ребенок перерастает 0+, можно использовать эту же базу для следующего по возрасту кресла.
Это удобно, а еще, надежность крепления ISOFIX не зависит от навыков устанавливающего или степени износа ремней безопасности. Риск неправильной установки автокресел с изофикс практически исключен. В краш-тестах ADAC некоторые модели автокресел 0+ при установке на базу ISOFIX показывают более высокие результаты чем при креплении ремнем, а некоторые – такие же.
Группа 0+1
В этой группе кресла с креплениями ISOFIX однозначно безопаснее и удобнее в установке, чем аналоги с креплением ремнем безопасности. Более того, новый стандарт безопасности R129 (I-SIZE) в соответствии с которым разработаны все самые новые и безопасные автокресла до 4-х лет, предусматривает только крепление на ISOFIX.
0+1 с креплением ремнем безопасности сейчас покупают только из соображения экономии – они обычно намного дешевле, либо в автомобили, не оборудованные ISOFIX.
Варианты конструкции кресел 0+1 ISOFIX так же различаются:
— с отдельной базой ISOFIX. Все, примерно, как в 0+, только кресло не используется как переноска. Обычно ребенок перевозится «спиной вперед» максимально возможное время, затем кресло переставляется на базе по ходу движения.
— с поворотным механизмом. Автокресло не снимается с базы, но его можно поворачивать прямо с ребенком.
— неразборная конструкция с установкой только «спиной вперед». Не очень распространены, но из-за невозможности перевозить ребенка по ходу движения – максимально безопасны.
В качестве третьей точки крепления в 0+1, чаще всего используется раздвижная опора в пол, реже – крепление якорным ремнем Top Tether.
Система Top Tether – дополнительная к ISOFIX система крепления детского кресла специальным ремнем с карабином. Используется как альтернатива раздвижной опоре в пол в комбинации с креплением ISOFIX.
В автомобиле система Top Tether – это места для крепления карабина. Обычно обозначаются специальным значком – детское кресло с якорем. В кроссоверах, хэтчбэках и универсалах — расположены на тыльной поверхности задних сидений со стороны багажника. Реже – в полу багажника или на потолке. В седанах, скобы для крепления ремня Top Tether почти всегда расположены за подголовниками задних сидений в специальных лючках.
Группа 1
(автокресла от 9 или от 15 месяцев до 4 лет)
Как и в группе 0+1 предпочтительнее кресла с ISOFIX (можно с упором в пол, можно с TopTether – не принципиально). Они безопаснее, оценки в краш-тестах выше, крепить их проще, хотя и стоят обычно дороже.
Также в этой группе есть модели с двумя способами крепления – ISOFIX или ремнем, для установки в разные автомобили, с ISOFIX и без.
Группа 2-3
(детские кресла от 3-4 и до 12 лет)
Все кресла группы 2-3 крепятся ремнем безопасности автомобиля вместе с ребенком. Это удивляет многих родителей. Особенно часто при покупке вызывает смущение конструкция спинки автокресла 2-3 – она никак не крепится к сиденью автомобиля, а во многих моделях может свободно откидываться или «болтаться». Крепление к скобам ISOFIX кресел группы 2-3 уже не рассчитано на удержание кресла при фронтальном ударе – кресло «полетит» вперед сопровождая ребенка до момента срабатывания ремня в любом случае, пристегнуто оно к скобам ISOFIX или нет. Поэтому, большинство производителей в группе 2-3 не пишут в характеристиках кресла «крепление ISOFIX», подбирая другие обозначения: ISOFIT (у Britax Romer), SeatFix (у Recaro) и др.
Крепления в этой группе часто бывают на пластиковых кронштейнах, часто используется вариант Soft Latch – когда к скобам ISOFIX автомобиля кресло крепится не жесткими коннекторами, а специальными ремешками с карабинами. Безопасность кресел 2-3 от таких решений никак не страдает.
Группа 1-2-3
(автокресла трансформеры примерно от 1 года до 12 лет — 36 кг)
Выбирая детское кресло этой группы важно понимать, что вы покупаете два кресла в одном: кресло группы 1 (примерно до 4-х лет), которое затем превращается, тем или иным способом, в кресло группы 2-3. В группе 2-3 ребенок всегда крепится ремнем безопасности автомобиля через направляющие в кресле!
А вот крепление кресел 1-2-3 в качестве группы 1 отличается максимальным разнообразием, в котором легко запутаться.Перечислим самые распространенные конструкции:
1. Крепление кресла только ремнем безопасности. Обычно – недорогие кресла простой конструкции.
2. Крепление кресла при помощи системы ISOFIX + Top Tether (крепление ремнем в таких креслах так же может быть предусмотрено в качестве резервного для машин без ISOFIX). Имеется ввиду «силовой» ISOFIX в качестве основного крепления, такой же, как в группе 1. Кресел такой конструкции в группе 1-2-3, с подтвержденным краш-тестами уровнем безопасности пока немного и стоят они дороже.
3. Крепление кресла ремнем безопасности, с дополнительным креплением к скобам ISOFIX тем или иным видом коннекторов (выдвижными на пластиковых кронштейнах или ремни LATCH) Примерно как в группе 2-3 — это крепление можно использовать, можно нет — безопасность меняется незначительно.
Важно не путать такие модели с моделями, где ISOFIX используется в качестве основного крепления! Ремнем безопасности такие кресла крепятся обязательно!
К этой категории относятся и кресла со столиком безопасности. Это всегда кресла с креплением ремнем безопасности в качестве основного, даже если у них есть крепление к скобам ISOFIX. По сути – это кресла группы 2-3, до 12 лет, в которых пристегивание ребенка ростом ниже 100 см осуществляется не напрямую, а через специальный столик безопасности.
Совмещенные группы 0-1-2 и 0-1-2-3
0-1-2 (до 25 кг) или автокресла 0-1-2-3 (до 36 кг)
Кресла группы 0-1-2 бывают с базой ISOFIX, с конструкцией, подобной группе 0+1, когда кресло снимается с базы для смены направления установки (против хода/по ходу).
Так же часто используется такой вариант: «спиной вперед» кресло крепится ремнем безопасности, а в качестве кресла возрастной группы 1, «лицом вперед» кресло крепится при помощи системы ISOFIX + TopTether.
Среди производителей, ориентированных на рынок США, много моделей этих групп с креплением Soft LATCH – когда «лицом вперед» кресло крепится к скобам ISOFIX и Top Tether, затягивающимися ремнями с карабинами.
Но, в любом из перечисленных вариантов, по достижении ребенком роста 100 см, примерно в 4 года и переходе в группу 2, все равно используется ремень безопасности автомобиля и ребенок пристегивается поверх, вместе с креслом.