Масло для дизеля и бензина – есть ли разница, можно ли смешивать?
На любой автозаправке есть защита от дурака – не получится вставить бензиновый пистолет в горловину дизельного авто и наоборот. Это правильно – одна такая заправка, и мотор отправится на ремонт. А вот с маслом таких защитных мер нет. Наоборот, сегодня все больше набирает ход тенденция использования универсальных масел для дизеля и бензина. Как так, топливо обязательно разное, а масло можно одинаковое лить? Нужно с этим вопросом разобраться.
Любой кто-то мало-мальки знаком с теорией двигателей внутреннего сгорания понимает в чем концептуально отличается бензиновый мотор и дизеля – типом воспламенения. Поэтому разное топливо – это краеугольный камень такого отличия, иначе мотор не будет работать. С маслом проще. Его задача смазывать трущиеся части, а они примерно одинаковы у обоих типов моторов, что, чисто теоретически, позволяет делать универсальные масла, ведь им не нужно участвовать в образовании топливно-воздушной смеси.
Система смазки двигателя
Так почему же долгое время было четкое деление на дизельное и бензиновое масло? Да потому, что их свойства должны быть разными. Дизель само по себе более грязное топливо, в нем изначально больше серы, оно сгорает при более низкой температуре, из-за чего образуется больше нагара и отложений, а картерные газы чаще прорываются в поддон и быстрее окисляют масло. Логично, что для масла, которое работает в таких условиях, важно иметь повышенные моющие свойства. И, действительно, в маслах, которые предназначены для дизелей, много различного рода щелочных присадок, которые призваны предотвратить образование нагара.
Нагар на поверхности камеры сгорания и клапанах может образоваться из-за низкокачественного масла.
А что бензин? У него тоже есть свои особенности, самое главное из которых – работа на высоких оборотах. Даже современные легковые дизеля так не крутятся как бензиновые двигатели. Для работы на высоких оборотах присадки в масло нужны другого типа. В дизельном масле их нет, а в бензиновом они есть. Это, конечно, не единственные отличие, но важное. Кроме того, в дизельных моторах обычно рекомендуется менять масло чуть чаще чем в бензиновых, зато «бензинки» больше адаптированы для менее вязких масел.
Надпись на упаковке масла — Для дизельных и бензиновых двигателей
Если есть такая разница, то что за универсальные масла, которые сегодня очень активно представлены на рынке? Они содержат комплект присадок как для высоких оборотов, так и для очистки, поэтому могут эксплуатироваться в двигателях разных типов. Но, конечно, не все так просто. Во-первых, гораздо более сложная формула и большое количество присадок повышают стоимость масла по сравнению с «обычным», во-вторых, для тяжелых условий работы такое масло все-таки меньше подходит, потому что представляет собой компромисс между разными свойствами. Но такое масло удобно для дилеров и больших корпоративных гаражей – можно лить во все машины и не заморачиваться. Да и производителям не нужно рекламировать две линейки, достаточно продвигать одну. Вот почему универсальное масло сегодня весьма популярно. Использовать его, конечно, можно, просто это не всегда оптимальный вариант.
Ну и самый интересный вопрос – а можно ли лить масло, предназначенное для другого типа мотора? В принципе, да. Ничего глобально плохого от того, что залить в дизель бензиновое масло и наоборот не будет. Да, свойства не те, и двигатель, наверное, будет быстрее изнашиваться, но мгновенно не сломается, так что цена ошибки при выборе масла куда ниже как при выборе топлива. Конечно, постоянно ездить на масле другого типа не рекомендуется, но кратковременно залить можно.
На фото — пример того, как владелец залил дизельное масло в бензиновый двигатель Toyota
Более того, в некоторых случаях имеет смысл осознанная подмена масла. Бензиновые масла в дизеле никакой пользы не принесут, а вот обратная ситуация может оказаться полезной. Большое количество присадок хорошо моют нагарные отложения, так что есть смысл попробовать залить в «уставший» и уже сильно заросший шлаком бензиновый мотор дизельное масло, чтобы оно активными присадками размягчило отложения. Ждать чуда в такой ситуации не стоит, кроме того на дизельном масле бензиновый мотор лучше сильно не крутить, а интервал замены сократить, чтобы удалить отложения, которые удалось отмыть, но небольшой эффект обычно присутствует. Важное рассматривать такую замену как разовую акцию с целью очистки мотора, а не постоянно переходить на дизельное масло. И самое главное – такая замена должна сопровождаться промывкой, потому что если масла и могут заменять друг друга, то вот результат их смеси может быть непредсказуем. Лучше не рисковать.
Можно ли применять масла для дизельных двигателей в бензиновых – и наоборот?
У некоторых производителей моторных масел наблюдается чёткое деление на продукцию, предназначенную для бензиновых двигателей, и ту, которую следует использовать в «дизелях». Чем продиктована такая сортировка ассортимента? Можно ли говорить о том, что у современных бензиновых и дизельных моторов объективно разные потребности? Или же дело лишь в маркетинговых соображениях, и деление масел на бензиновые и дизельные сродни делению шампуней на те, которые подходят длинным волосам, и те, которые созданы исключительно для коротких? Ответ ищите далее…
Что подразумевается?
Подсказку, для какого именно типа ДВС предназначен тот или иной смазочный материал, производитель обычно помещает на этикетку. Так, слово "Gasoline" обозначает, что масло предназначено для бензиновых двигателей. Соответственно, слово "Diesel" обозначает, что продукт следует применять в дизельном ДВС. Часто эти обозначения интегрированы непосредственно в название продукта, как, например, в случае с легкомоторными маслами HYUNDAI XTeer.
Естественным образом, обычного потребителя подобные обозначения наводят на мысль, что он имеет дело с разными продуктами. Но в чем именно заключается разница? Ответ на этот вопрос легко «гуглится» в поисковиках: всё дело в присадках, которые, как мы знаем, входят в состав любого смазочного материала наряду с базой и корректируют свойства последней, определяя конечные эксплуатационные характеристики продукта.
Так, в маслах, предназначенных для бензиновых ДВС, как правило, содержится больше противоизносных, противопенных и других присадок, которые хорошо защищают двигатель при высоких оборотах и зажигании от свечи (в частности, от преждевременного зажигания). И наоборот, в дизельных маслах, в отличие от бензиновых, больше моющих присадок (щелочей), задача которых — предотвратить образование нагара и сажи и нейтрализовать окислы серы, образующиеся при сгорании дизельного топлива.
Бесспорно, всё это так… если бы не одно НО: в отношении современных моторов и современных же моторных масел всё вышесказанное свою актуальность частично либо полностью потеряло.
Что же в действительности?
Несмотря на то, что иные производители моторных масел выпускают отдельные линейки продукции для бензиновых и дизельных ДВС, сегодня подобное деление носит довольно-таки условный характер. Дело в том, что пакеты присадок у создаваемых на современных заводах легкомоторных масел очень похожи, потому как во многом стали похожи и сами двигатели: сегодняшние «дизели» в оборотистости и экологичности почти не уступают своим бензиновым «собратьям». По этой причине привычная логика «коль скоро используется разное топливо, то и масла должны быть разными» в отношении продвинутых высокотехнологичных агрегатов едва ли работает. Да, топливо – разное, а вот по поводу масел можно и поспорить. Впрочем, спорить никакой нужды и нет, так как производители смазочных материалов всегда информируют потребителей об универсальности тех или иных продуктов. Ведь применимость масел в различных типах двигателей – их очевидное конкурентное преимущество, и скрывать его от потребителей было бы глупо. Другое дело, что далеко не все потребители к такой информации достаточно внимательны.
И тем, и этим
Факт тот, что сейчас на рынке существуют (и их немало) моторные масла, состав и свойства которых позволяют с одинаковым успехом использовать их как в бензиновых, так и в дизельных моторах. О такой универсальности продуктов, как правило, сообщают соответствующими надписями на этикетках. Так, например, на этикетке масел премиальный линейки HYUNDAI XTeer – TOP и TOP Prime – рядом с названиями продуктов можно увидеть слова: «Gasoline / Diesel / LPG» — «Бензин / Дизель / СПГ». Это значит, что масла пригодны для использования и в бензиновых, и в дизельных двигателях, а также в двигателях, работающих на сжиженном нефтяном газе.
Фото от подписчика
А бывает и так, что продукт имеет отметку Diesel (Gasoline), а по факту может быть использован и моторах обоих типов. Понять это можно по характером двойному обозначению допусков API (Американского института нефти) на канистрах: API SN/CF, API SL/CF и т.п. Подобные надписи говорят о том, что продукт классифицирован одновременно и как бензиновое, и как дизельное масло. Так, API SN – это допуск для бензиновых масел. API CF – это допуск для дизельных масел. Всё вместе одновременно и даёт обозначение API CN/CF.
Данное масло дизельной линейки HYUNDAI XTeer подходит и для использования в бензиновых ДВС, поскольку имеет допуск Американского института нефти для бензиновых двигателей API SN.
Таким образом, разница между современными маслами для бензиновых и дизельных моторов не так уж и ощутима. Большинство продуктов на рынке универсальны и взаимозаменяемы, информацию о чём всегда можно найти в описаниях к продуктам на тех же этикетках – если внимательно их читать.
Можно ли заливать дизельное масло в бензиновый двигатель
13.08.2021
В водительской практике бывают ситуации, когда приходится лить дизельное масло в бензиновые двигатели и наоборот. Такая экстренная необходимость может возникнуть, например, в пути при утечке смазочной жидкости. Чтобы не допустить масляного голодания авто, приходится обращаться за помощью к другим водителям. В то же время применение несовместимых автомасел может привести к различным последствиям.
В чем отличие дизельного моторного масла от бензинового
Главное отличие масел для дизельного и бензинового двигателя — состав присадок. В дизелях при сжигании топлива образуется больше шлама и сажи, поэтому в них добавляют больше моющих присадок. Они препятствуют закоксовыванию и появлению толстого слоя отложений на внутренних деталях ДВС.
Еще одно отличие — щелочное число. И с этой точки зрения Diesel oil подойдет для бензинового мотора, чем наоборот. У него показатель выше — смазочная жидкость лучше нейтрализует кислоты в некачественном топливе.
Отличить автомасла можно по обозначениям на бутылках или канистрах. Масла для дизелей имеют маркировки API CF, ACEA B1, B3 или B5. Смазочные материалы для бензиновых моторов имеют допуски:
- ACEA A1, A3 или A5;
- API SX.
На месте X указывается серия стандарта — H, J, L, M, N и др. Например, Лукойл Genesis с допусками API SL.
Можно ли смешивать дизельное масло с бензиновым
В экстренной ситуации, когда нет других вариантов, можно залить дизельное масло в бензиновый двигатель или наоборот. Ущерб будет в разы меньше, чем от масляного голодания.
Заключение
Эксперименты со смешиванием разных типов автомасел являются рискованными, поэтому лучше всегда возить с собой запасную бутылку. Также можно использовать универсальные составы, которые подходят для двигателей обоих типов.
Моторное масло для дизельного и бензинового двигателей – отличия
Чтобы понять главную разницу между этими двумя типами топлива, нужно понимать принцип работы обоих двигателей. В дизельном двигателе некоторые детали – кольца, поршни и другие – несут гораздо больше температурных и механических нагрузок, чем в бензиновом. Это объясняется, в частности большей степенью сжатия. Как следствие, повышается и образование продуктов частичного сгорания, а значит, увеличивается объем сажи и других продуктов. Следовательно, дизельное масло должно более интенсивно омывать мотор.
Также важнейшая функция масла для дизельного двигателя – интенсивное противостояние окислению. Дело в том, что в дизельном топливе – высокое содержание серы. В процессе сгорания образуются окислы серы, способствующие ускоренному износу масла. Кроме того, у дизельного двигателя – большая степень сжатия, за счет чего из камеры сгорания пробивается большее количество отработанных газов, которые способствуют скорому окислению масла.
Таким образом, маслу нужна особая защита, которую обеспечивают определенные присадки. Они придают стойкость к повышенным окислению и загрязнению. Резюмируя, можно выделить следующие черты, характерные для дизельного двигателя, которые должно компенсировать масло:
- высокий температурный режим;
- более скудный состав топлива;
- неполное сгорание солярки;
- образование большего количества сажи;
- повышенное окисление.
Высококачественные моторные масла подробнее для бензиновых двигателей также содержат присадки, но в меньших количествах и другие по составу. Повышенная защита, в данном случае, ни к чему, поскольку топливо – довольно легкое и имеет в составе намного меньше серы. Получается, что бензин сгорает более полно. То есть, используемые присадки повышают защитные и смазывающие свойства – для более гладкого скольжения трущихся элементов.
Общие черты масел для разных типов двигателей
Помимо того, что к обоим типам предъявляются одни и те же требования (обмывание, вязкость, противостояние окислению, загрязнению, старению и так далее), к общим чертам можно отнести разделение на категории. Так, производят дизельные и бензиновые масла для:
- легковых автомобилей;
- малых грузовиков;
- больших грузовиков;
- микроавтобусов;
- автобусов.
Помимо узкоспециализированных масел, существуют еще и универсальные, с допусками как для бензинового топлива, так и для солярки. Интересно, что почти все из них можно применять еще и для трансмиссии, а не только для мотора. Такие масла отличаются особым комплектом сбалансированных присадок.