10 самых востребованных марок моторных масел
2022 год вносит кардинальные перемены по всему миру, в том числе и на глобальном рынке автомобильных смазочных материалов. На фоне последних событий в политике и мировой экономике, в России происходят заметные изменения в данной отрасли.
Например, 12 мая стало известно, что отечественная нефтяная компания «Лукойл» покупает российский бизнес британско-нидерландской нефтегазовой компании Shell, который включает в себя более 400 фирменных АЗС в стране и завод смазочных материалов в Тверской области.
Вследствие объявленных санкций следом за Shell свой уход с российского рынка уже этим летом рассматривает и американская корпорация Exxon Mobil. За ними могут последовать и другие. Французская Total Energies SE заявила, что не будет инвестировать в новые российские проекты, а ее акционеры потребовали от нефтегазового концерна разорвать все связи в России и уйти из страны.
Кроме того, во всем мире явно вырисовывается недостаток присадок для автомобильных масел, ведь практически ни один производитель масла не выпускает присадки и добавки самостоятельно. Таких производителей можно сосчитать на пальцах одной руки, и все они находятся за рубежом. Самые известные — Afton Chemical, Lubrizol, Infineum и Chevron Oronite. Автомасла абсолютного большинства мировых брендов содержат в своем составе присадки именно этих четырех компаний.
Типичный состав моторного масла. Фото: ZIC на drive2.ru
Всё перечисленное влечёт вполне ожидаемый дефицит, рост цен, а то и попросту отсутствие в продаже автомасел тех или иных брендов. На ведущие позиции по доступности смазочных материалов на рынке постепенно выходят производители масел из России («Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть») и Азии (SK Lubricants (ZIC), ENEOS, Totachi).
Несмотря на это, мы хотели бы ознакомить наших читателей с очередным рейтингом востребованности моторных масел у российских автомобилистов за первые 4,5 месяца этого непростого года. Составлен он на основе 22 950 продаж моторных масел в сети «Колеса Даром» в 65-ти крупнейших городах России за период с 1 января по 15 мая 2022 года.
Из тридцати марок масел, представленных в продаже сети, первая десятка самых популярных брендов на сегодняшний день выглядит следующим образом. Ярко выделились два лидера, набравших доли более 10% по реализованному литражу моторных масел – Shell (22%) и Lukoil (12%). По 7% имеют марки Idemitsu и ELF, немного им уступают Toyota, Total и Mobil (по 6%). Замыкают ТОП-10 масляных брендов Motul и ZIC с долей продаж по 4%, а также автомасла Ford Formula (3%).
Инфографика: Колеса Даром
Вполне вероятно, что рейтинг популярности к концу нынешнего года существенно обновится. Особенно это касается марок Shell, Mobil и Total, а также масел ELF (суббренд Total) и оригинальных брендов Toyota и Ford Formula, изготавливаемых компаниями Exxon Mobil и Castrol BP соответственно. Что ж, тем любопытнее будет взглянуть на востребованность брендов в зимнем сезоне.
Если же рассматривать конкретные продукты моторных масел, больше всего приобретённых за расчётный период, то получаются две следующих картины. В категории полностью синтетических масел ТОП-10 самых ходовых продуктов в канистрах по 4л (или 5л) состоит из следующих товаров:
Полусинтетические масла пользуются всё меньшим спросом у владельцев легковых автомобилей, соответственно, линейка таких продуктов на рынке сокращается. В этой категории мы отметили шестерку лучших по популярности, т.к. дальше идут позиции с незначительной востребованностью.
В заключении представляем вам интересные результаты свежего совместного исследования агентства «Автостат» и портала Drom.ru, которые выяснили, как будут действовать большинство автовладельцев при дальнейшем росте цен на автомасла.
Инфографика: autostat.ru
Получилось, что если рост цен на моторное масло прекратится, то число его покупателей останется прежним. А вот при увеличении цены более чем втрое (на 220%) его будет готов купить только каждый третий автовладелец (35%).
В рамках опроса также было определено, при какой средней цене моторного масла (за 4л) россияне могут вовсе отказаться от покупки. Ей оказалась отметка в 5336 рублей (напомним, что опрос проводился с 25 марта по 2 апреля 2022 года). При этом действующую среднюю стоимость моторного масла на тот момент эксперты, проводящие опрос, определили в 3141 рубль.
В то же время многие специалисты рынка смазочных материалов считают, что рыночная стоимость моторных масел, даже если и вырастет, то не настолько, чтобы основная масса автовладельцев отказывалась от покупки. Необходимо учитывать, что рост цен на любые ходовые товары, какими бы они ни были, не бывает беспредельным. Всё взаимосвязано, и рано или поздно можно будет наблюдать прирост и доходов населения.
✋ Отметьте свой вариант в опросе ниже и не забудьте поделиться публикацией со своими подписчиками.
Рынок моторных масел-2023 – что будем заливать?
Сегодня на российском рынке присутствует более 500 брендов масел.
Вместо десятка крупных заграничных брендов, ушедших от нас, появились несколько десятков новых малоизвестных (или не известных вовсе) марок масел.
Доля импорта не увеличилась по сравнению с ситуацией годичной давности. А вот ассортимент масляной продукции заметно вырос.
Комментарий cпециалиста
Отечественное и импортное
Роман Тимашов, директор по сервисному обслуживанию АВТОДОМ Алтуфьево?
– На данный момент многие популярные зарубежные марки автомобильных моторных масел напрямую в Россию не поставляются. Но в рамках параллельного импорта их поставки продолжаются.
Отечественные производители моторных масел в основном перешли на закупки азиатских аналогов с американскими и европейскими пакетами функциональных присадок. Сегодня поставщики из Китая смогли заменить порядка 95% импортируемых в РФ присадок. Таким образом, дефицита моторных масел на российском рынке нет.
Что мне залить в мотор?
Данные опросов говорят о том, что в условиях стабильного рынка 80% автовладельцев не задумываются о смене масляного бренда. Как говорят: от добра добра не ищут. Заливают то, что заливали раньше.
И этот спрос удовлетворяет параллельный импорт. Жесткого надзора за поставками масел через третьи страны не наблюдается. Удлинились сроки поставки, подпрыгнули ценники, нет гарантии качества, но масла привычных брендов все равно просачиваются в торговую сеть.
Однако тут же обострилась проблема с подделками: «подпольщики» активизировали свой бизнес. В результате безоговорочное доверие к бывшим лидерам масляного рынка сильно упало.
В таких условиях автовладельцу зачастую есть смысл не закупать масла самостоятельно, а пользоваться услугами автосервисов, у которых ситуация с качеством масла отслеживается естественным образом по количеству возникающих проблем. В первую очередь, это относится к владельцам современных автомобилей, у которых шаг в сторону может оказаться для мотора последним.
Из известных иностранных брендов в настоящий момент усилили позиции популярные корейские ZIC и Kixx, которые продолжают официально работать в России.
Выросла и доля российских производителей, которые уже пользовались спросом на рынке: Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, Sintec, Девон и прочие.
Появились и новые импортные бренды – турецкие Lubex и Opet, Lubrex из ОАЭ. Бывший завод Total в Калуге перезапустился под маркой Lemarc. Впрочем, пока что никто из новичков не сумел занять существенную долю рынка.
Откуда присадки?
Это самый популярный современный вопрос на «масляную» тему. Конечно, после этого: «Какое масло залить в мой мотор?»
По итогам 2022 года импорт присадок сохранился на уровне более 60%. Однако место прежних международных производителей в основном заняли китайцы. Их нынешняя доля в поставках – более 90%.
Присадки тестируют в отечественных исследовательских центрах. Явных минусов нет: китайские присадки обеспечивают необходимый уровень свойств масел, блендируемых в России.
Где берут базовые масла?
Масла 1, 2, 3 и 3+ производятся в России и имеют профицит объемов. Импорт этих баз еще в 2022-м упал почти до нуля. Основной фактор импорта базовых масел в Россию до 2022-го – это одобрения ОЕМ (производителя оригинальных запчастей и оборудования) на готовые масла, которые получали базовые масла и присадки.
Поскольку одобрения ОЕМ на российские масла больше не подтверждаются международными центрами испытаний, то одобренные импортные базовые масла этих групп стали для российских производителей неактуальны. За исключением разве что производства отдельных сервисных масел.
А вот базовые масла группы 4 и 5, из которых производят масла для моторов последнего поколения, завозят исключительно из-за рубежа. Каналы поставок по понятным причинам не разглашаются.
Кто есть кто на российском рынке моторных масел сегодня
С моторными маслами, повторимся, ситуация сложилась действительно непростая. Сказались санкции, сложности с логистикой, а также то, что в нашей стране нет, по сути, собственного производства присадок. А без них современные смазки — просто «жижа».
До известных событий с отечественными предприятиями работали такие крупные производители добавок как Lubrizol, Infineum, Oronite Company LLC и ТСМ Afton Chemical. На них приходится 90% мировых продаж этих важных для лубрикантов компонентов. Но все компании американские и британские, потому с началом кризиса они предпочли свернуть деятельность. Во всяком случае, официально. Добавим сюда уже упомянутый исход известных брендов и получим результат — на российском рынке возник острый дефицит качественных высокотехнологичных моторных масел. Ведь машин меньше не стало и их нужно регулярно обслуживать. Сложилась ситуация, когда автовладелец, опасаясь подделки, не берет те масла, к которым он привык, а также сомневается в новых продуктах, поступающих на рынок самыми различными путями.
Конечно же, любой вакуум когда-нибудь да заполняется. В страну уже стали приходить менее известные у нас бренды из разных стран мира, которые хотят увеличить продажи своей продукции. На осенней выставке MIMS Automobility Moscow 2022 было представлено большое количество производителей из самых разных стран.
И вот тут рядовому автолюбителю важно разобраться, что же представляет собой тот или иной производитель и откуда он.
Например, сейчас активно развивается сотрудничество по самым разным направлениям с такой страной, как Турция. Уже давно идут поставки автозапчастей, аккумуляторов, а сейчас в автомагазинах даже появились моторные масла из этой страны. Но можно ли им доверять?
Сначала нужно понять, что вообще собой представляет автомобильная промышленность государства, в котором россияне привыкли отдыхать, а заодно и его нефтехимический комплекс. И вот здесь все очень даже интересно. Оказывается, в Турции довольно мощный автопром, основы которого были заложены еще в 1950-х.
Например, давно и прочно обосновалась в Турции американская компания Ford, создав совместное автопредприятие Ford Otosan с компанией Koç Holding. Компания производит всю линейку автомобилей Ford и комплектующих к ним. Сотрудничество коснулось и производства моторных масел, где Ford скооперировался с производителем горюче-смазочных материалов в Турции, компанией Opet Petrolcülük, входящей в тот же холдинг Koç,
Рынок моторных масел России: что заливать в двигатель в период санкций
В 2022 году ряд известных мировых брендов объявили об уходе с российского рынка. В страну «хлынули» малоизвестные производители из дружественных стран, существенно нарастили свою долю российские компании и, конечно, производители контрафакта. Разбираемся, смогут ли отечественные продукты в период многочисленных заградительных барьеров на официальный импорт «синтетики» стать достойной заменой ушедшим из России зарубежным моторным маслам.
По данным B2X Consulting, цены на востребованные автомобильные масла в России с февраля 2022 года выросли на 72%, а на топовые смазочные материалы — на 82%. Если в начале 2022 года четырехлитровая канистра масла 5W-40 класса SN по API стоила 2456 руб., то 2023 году за нее просили в среднем 4230 руб. А масло 5W-30 категории C3 по ACEA, предназначенное для высокофорсированных бензиновых и современных легковых дизельных двигателей, подорожало с 2560 руб. до 4816 руб.
Кроме того, появилась новая проблема: на фоне нехватки импортных масел участились случаи поставки контрафактной продукции под видом всем известных Shell, Mobil, Castrol и др. или жидкостей от никому неизвестных производителей (в основном их привозят из Азии).
Однако у мастеров, занимающихся обслуживанием двигателей, к таким смазкам зачастую есть множество вопросов. Соответствуют ли они заявленным характеристикам? Способно ли такое масло эффективно защитить двигатель во время всего межсервисного интервала или его надо менять каждые 5000 км, вместо, скажем, 10 000 км или 15 000 км пробега?
Безусловно, сегодня российский бизнес ощущает серьёзные изменения привычных условий эксплуатации подвижной техники и промышленного оборудования, в этом уверен Александр Антонов, технический директор Международного испытательного центра по горюче-смазочным материалам «МИЦ ГСМ». За последний год у компании существенно прибавилось работы. Во-первых, с розничного и оптового рынка РФ ушли крупнейшие зарубежные производители присадок и смазочных материалов. Эти компании также перестали поддерживать сервисы подтверждения подлинности своей продукции для клиентов из России. На рынке появилось большое количество неизвестных брендов.
В связи с этим вероятность приобретения подделки вместо оригинальной продукции ушедших из России компаний остается на высоком уровне. Поэтому, как отмечает эксперт, все это вынуждает потребителей проводить проверку подлинности и качества предлагаемой продукции, прежде чем залить ее в двигатели и системы автомобиля, всеми доступными сегодня способами.
Способы защиты клиентов
Особенно остро проблема регулярных и, главное, стабильных, поставок масла встала перед крупными автомобильными дилерами, которые несут перед своими клиентами не только моральную и юридическую, но и финансовую ответственность.
Для того, чтобы защитить своих клиентов, Автомобильная Группа АВИЛОН заключила партнерское соглашение с компанией SINTEC Group. Теперь в автомобили клиентов (в портфеле группы более 40 брендов) будут заливать линейку масел SINTEC Professional — специальную серию продуктов с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
«Сейчас на рынок через параллельный импорт начал активно поступать контрафакт откровенно низкого качества, что может нанести автовладельцам серьезный ущерб. Мы первыми из автодилеров начинаем предлагать нашим клиентам российские масла наивысшего качества. АВИЛОН на данный момент — единственный партнер в отрасли, который получил поставки высокотехнологичной линейки новых продуктов SINTEС Professional, но в скором времени эти масла можно будет приобрести и в розничной сети», — рассказал директор по сервису и запчастям АГ АВИЛОН Алексей Шпикалов.
К слову, надёжность и качество продукции сначала были подтверждены целым комплексом экспертиз и тестов, в ходе которых линейка моторных масел показала полное соответствие всем общепринятым отраслевым стандартам (API, ACEA и др.) и требованиям автопроизводителей. По словам Алексея Шпикалова, это стало ключевым фактором выбора в пользу масел Sintec, способных обеспечить и гарантировать надежную работу двигателей всех представленных в АГ брендов автомобилей.
Можно ли заливать отечественное масло в импортные двигатели
Главной тенденцией развития экономики в последние десятилетия является интернационализация производства: благодаря современным технологиям уже не имеет значение место выпуска товара. На первое место выходит соблюдение технологий и использование качественных компонентов и материалов. В полной мере это относится и к производству различных масел для автомобилей.
При этом в России уже давно выпускают качественные «базовые» масла, которые до сих пор закупают ведущие зарубежные компании. Последние лишь добавляют в них свой пакет присадок, который и отвечает за соответствие требованиям того или иного автопроизводителя.
При этом если с поставками готового импортного масла в Россию возникают большие проблемы и под видом оригинальной продукции в страну проникает контрафакт, то с ввозом пакетов присадок все гораздо лучше: несмотря на санкции, у некоторых крупных производителей присадки по-прежнему есть, изменилась лишь их логистика на производственные предприятия, которая стала гораздо сложнее и изощреннее, нежели раньше.
Таким образом, в России по-прежнему выпускают широчайшую линейку моторных и трансмиссионных масел, которые полностью отвечают требованиям ведущих мировых автопроизводителей. Например, моторные масла SINTEC все так же имеют соответствия BMW Longlife-01, MB 229.5, Porsche A40, Renault RN 0700/0710, VW 502.00/505.00. А это говорит о том, что такое масло можно (и нужно!) заливать в самые современные двигатели с высокой степенью форсировки и турбонаддувом.
Как подобрать масло на замену импортному аналогу
Чтобы понять, какое масло жизненно необходимо вашему автомобилю, стоит изучить рекомендации производителя в инструкции по эксплуатации. Пристальное внимание стоит обращать не только на степень вязкости (0W-20, 5W-30, 5W-40 и т.д.) и уровень эксплуатационных свойств (API SN, ILSAC GF-5, ACEA A3/B4), но и на допуски производителей: например, VW 502.00/505.00, BMW Longlife-01 и т.п.
Кроме того, можно воспользоваться онлайн-сервисами по подбору масел и антифризов: достаточно ввести марку, модель, год выпуска и тип двигателя, чтобы получить полный перечень рекомендованных технических жидкостей для автомобиля.
Гарантия от производителя масла
С уходом из России зарубежных брендов автолюбители потеряли не только доступ к привычным продуктам, но и гарантию изготовителя.
«Как ответ на внешние обстоятельства мы внедрили новые комплексы испытаний, — рассказывает Александр Антонов. — «МИЦ ГСМ» предлагает сервис «Подтверждение соответствия» OilGarant, который дает потребителю максимально полную информацию для принятия взвешенного решения о соответствии предлагаемого смазочного материала требованиям классификаций API, ACEA и т.д. И наш опыт показывает, что не все продукты, предлагаемые сегодня на рынке, соответствуют заявленным на этикетках эксплуатационным свойствам. Это касается в первую очередь низкотемпературных показателей, антиокислительных свойств, взаимодействия с эластомерами».
Однако потребителям, выбирающим продукцию крупных российских производителей, не стоит беспокоиться. Например, одним из преимуществ SINTEC Lubricants и линейки Professional является уникальное для рынка страховое покрытие. Оно вступает в силу в случае выхода из строя техники из-за качества используемых смазочных материалов. Поэтому клиенты ГК АВИЛОН могут быть спокойны: их автомобили будут получать высококачественные масла, которые смогут надежно работать не на словах, а на деле.
«Мы благодарим наших партнеров за доверие и высокую оценку продукции компании. Это сотрудничество подтверждает качество продукции SINTEC, отвечающей современным мировым стандартам в отрасли. Наши масла прошли многочисленные лабораторные, стендовые, дорожные испытания, которые подтверждают свое соответствие высочайшим требованиям автопроизводителей. Мы уверены, что переход с импортных брендов на высокотехнологичную линейку Professional позволит обеспечить клиентам группы АВИЛОН высший уровень сервиса и доступность качественных услуг по техническому обслуживанию автомобилей», — заявил директор по продажам в канале СТО Геннадий Задорожный.