Что означает термин ограниченная видимость
Перейти к содержимому

Что означает термин ограниченная видимость

  • автор:

Ограниченная видимость: что это, при каких условиях, особенности ПДД

Фото: Shutterstock

Профессионалы скажут, что водитель управляет автомобилем сначала глазами, а уже потом руками и ногами. Но бывает так, что и при отличном зрении человек за рулем плохо видит, что происходит на дороге. Такие ситуации ПДД определяют как условия ограниченной и недостаточной видимости.

Что такое ограниченная видимость

Ограниченная видимость — это видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная:

  1. Рельефом местности.
  2. Геометрическими параметрами дороги.
  3. Растительностью.
  4. Строениями, сооружениями.
  5. Иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Определение зафиксировано в глоссарии в пункте 1.2 ПДД. Отсюда следует, что видимость перестает быть ограниченной, как только автомобиль минует конкретное место, где имелось нечто, мешавшее водителю хорошо рассмотреть дорогу.

Фото: en.ppt-online.org

Понятно, что ограниченная видимость возникает ненадолго, но от этого она не перестает быть фактором, увеличивающим риск ДТП. Представьте, из-за движущегося навстречу габаритного асфальтоукладчика перед вашей машиной внезапно выбегает ребенок, а на горном серпантине с плотными витками за поворотом вдруг обнаруживается отара овец или скатившийся сверху большой камень. Подобные ситуации возникают регулярно, поэтому ПДД содержат целый ряд положений, регламентирующих действия участников движения в условиях ограниченной видимости.

Чем ограниченная видимость отличается от недостаточной

В том же пункте 1.2 ПДД содержится определение недостаточной видимости. Таковой считается «видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки». Следовательно, от ограниченной видимости она отличается:

  1. В основном погодным характером помех обзору водителя.
  2. Существенно бОльшим периодом времени, в течение которого сохраняются такие помехи.
  3. Наличием указания на определенную в метрах минимальную дистанцию видимости.

Фото: en.ppt-online.org

Получается, что если участок дороги не различим из-за дождя, то такая ситуация подпадает под определение недостаточной видимости. И это не бюрократическая игра в дефиниции. В условиях ограниченной и недостаточной видимости действуют разные правила дорожного движения. Хотя есть и «объединяющие» исключения.

Положения ПДД общие для условий ограниченной и недостаточной видимости:

  • Запрет на разворот в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м (пункт ПДД 8.11).
  • Запрет остановки в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м (пункт ПДД 12.4).
  • Обязательность установки знака аварийной остановки при вынужденной остановке в местах, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями (пункт ПДД 7.2).
  • Выбор водителем скорости движения транспортного средства с учетом не только действующих ограничений, но также дорожных и метеорологических условий, в частности видимости в направлении движения (пункт ПДД 10.1).

Но все же в зависимости от «категории» видимости ПДД делают акцент на разных моментах. В случае недостаточной видимости регламентируется в основном использование светотехники транспортных средств и светоотражающих устройств пешеходами, велосипедистами и лицами, управляющими мопедами. В каких-то регионах по прежнему актуален и пункт ПДД 25.6, который, в частности, гласит: «Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается…прогонять животных…в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях)». Странно, но в условиях ограниченной видимости такие небезопасные действия пастухов и чабанов ПДД не запрещают. Нестыковки обнаруживаются и в той части ПДД, которая относится к условиям ограниченной видимости.

Что означает термин ограниченная видимость. Особенности ПДД

Бывают ситуации, когда человек при отличном зрении не очень хорошо видит дорогу за рулем. Такой момент в ПДД определяет как условия ограниченной и недостаточной видимости. В этой статье расскажем об особенностях термина «ограниченная видимость», и чем он отличается от недостаточной.

Чем отличается ограниченная видимость от недостаточной?

В ПДД есть два схожих понятия: ограниченная и недостаточная видимость. И хотя они относятся к абсолютно разным ситуациям, но водители очень часто их путают между собой. Итак, давайте отдельно разберем каждый из терминов и узнаем ситуации, в которых эти термины применяются.

Ограниченная видимость (пункт 1.2 ПДД) — это видимость водителем дороги в направлении движения, которая ограничена рельефом местности, особенностями строения дороги, растительностью, строениями, сооружениями или другими объектами. Проще говоря, термин «ограниченная видимость» обозначает, что дорогу плохо видно. Однако, эта видимость ограничена какими-то объектами на проезжей части или возле нее. Этот термин не говорит, что вся дорога будет с ограниченной видимостью, а только лишь какая-то ее часть.

«Недостаточная видимость», согласно пункт 1.2 ПДД означает видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада Даже сумерки попадают под это определение. Недостаточная видимость может встретиться на любом участке дороги и чаще всего связана с погодными явлениями или временем суток. Она не ограничивается по времени и распространяется на всю дорожную ситуацию в целом.

Поскольку большая и основная проблема — это недостаточная видимость, то проблема решается правильным использованием световых приборов и световозвращателей. Таким образом, уменьшается риск наезда на плохо видимые объекты.

Правила для ограниченной видимости

Согласно ПДД пункту 11.4 запрещается обгон в конце подъема, на опасных поворотах и на участках с ограниченной видимостью.

Водитель, совершив вынужденную остановку на участке с ограниченной видимостью из-за поломки или ПДД, он должен быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами светоотражающих материалов, чтобы быть видимым для других участников движения.

Так говорит пункт 11.4 ПДД, но с ним можно поспорить, так как видимо это понятие перепутали с недостаточной видимостью. Ведь, если днем, водитель совершил вынужденную остановку за крутым поворотом, то на его видимость никаким образом не повлияет светоотражающий жилет. А вот если данная ситуация возникнет ночью, то водителя будет видно, но опять-таки, когда другие водители окажутся за поворотом, вблизи водителя, надевшего жилет.

Данные требования, в большинстве случаев, будут продублированы разметкой или знаками, но в тех редких ситуациях, когда их нет, нормы все равно являются действующими на основании правил, указанных выше.

Чем ограниченная видимость отличается от недостаточной видимости?

Правила дорожного движения (ПДД) содержат определения условий недостаточной видимости и условий ограниченной видимости. Согласно ПДД, недостаточная видимость — это результат ограниченного освещения на дороге, вызванный природными явлениями, а ограниченная видимость — это ограничение обзора природным рельефом местности или временными препятствиями.

К постоянным препятствиям можно отнести:

  • горы;
  • холмы;
  • постройки;
  • извилистые повороты.

К временным:

  • остановившиеся транспортные средства;
  • ремонтные работы;
  • прочие препятствия.

Природный рельеф создает ограниченную видимость водителю и днем, и ночью, и в сумерки, и в дождь, снег или туман, а случайные загораживающие препятствия ограничивают видимость лишь на определенный промежуток времени.

Условия недостаточной видимости предполагают наличие временных природных явлений в виде дождя, снега, тумана, сумеречное время, которые в определенной степени мешают видеть ситуацию на дороге. Недостаточной видимостью считается видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Как правильно двигаться в данных условиях?

В ПДД нет никаких особых требований относительно вождения в подобных условиях. Единственное, что требуется от водителя — выбирать скоростной режим с учетом дорожной обстановки и качества покрытия.

Также нужно включать внешние световые приборы, исходя из обстоятельств:

  • ближний свет — в условиях города, вне города во избежание ослепления водителей встречных ТС, на подъеме;
  • дальний свет — вне города при условии, что вы не идете на обгон или по встречной нет транспорта на расстоянии 150-200 метров;
  • противотуманные фары — снег, туман, дождь, их включают совместно с ближним светом.

Кроме того, необходимо оставить включенными задние противотуманные фары, а если совершаете вынужденную остановку, то габариты тоже должны гореть.

На какой скорости нужно двигаться в условиях недостаточной видимости?

Скорость не должна превышать половины видимости в метрах. То есть, если дорога в условиях тумана просматривается на 20 метров, то двигаться нужно не быстрее 10-ти метров в секунду или 36-40 км/час. В любом случае водитель обязан учитывать длину тормозного пути, которая будет увеличиваться на скользкой, мокрой или заснеженной трассе.

Огромное значение имеет соблюдение дистанции. Не стоит слишком близко приближаться к впереди идущим транспортным средствам.

При движении в солнечную погоду по сухому дорожному покрытию, т. е. в идеальных условиях, водители могут осуществлять движение со скоростью, разрешенной правилами дорожного движения применительно к участку дороги.

Память и термины «ограниченная видимость» и «недостаточная видимость»

Учу ПДД, решаю билеты. Обратил внимание что каждый раз очень долго соображаю что означают термины «ограниченная видимость» и «недостаточная видимость». И в чем между ними разница.

«Ограниченная видимость» — это когда что-то мешает. Например, ты не видишь что происходит за поворотом.

«Недостаточная видимость» — плохо видно из-за погодных условий.

Вот я совершенно не могу воспринимать эти термины. Я не могу сходу понять что означает каждый из них. Мне нужно взять термин «ограниченная видимость», подумать, вспомнить что это произошло от слова «ограничено», понять что это слово не относится к погоде, а просто что-то мешает. И каждый раз когда я встречаю эти термины мне приходится проделывать такой алгоритм у себя в голове чтобы понять что же все-таки означает эти слова.

Мне очень интересно, это особенности моей памяти, или у других людей есть такие же проблемы.

Мне стало интересно как звучат эти термины в американских правилах дорожного движения. Я нашел PDF с правилами дорожного движения в Иллинойсе. Очень интересный документ, целиком я его не прочитал, но посмотрел как по-английски называются эти термины. Ответ — таких терминов в правилах дорожного движения в штате Иллинойс нет. Там есть отдельные разделы как нужно действовать во время тумана, дождя, сильного ветра и каких правил нужно придерживаться во время вождения зимой. Я в восторге. Насколько же проще понимать правила, когда тебе четко говорится что нужно делать в разных ситуациях, а не вводят новые термины, которые все усложняют.

Ну и для полноты картины, привожу официальные определения этих терминов.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *