Обгон на перекрестке, пешеходном переходе и так далее: что разрешено, что нет и каков штраф
С обгонами и опережениями водители сталкиваются каждый день, а вот полного понимания того, что запрещено, а что разрешено, у многих водителей нет, причем иногда это даже не зависит от стажа. Давайте разберемся с тем, можно ли обгонять на перекрестке, пешеходном переходе, мосту и так далее, где обгонять запрещено всегда и чем чревато нарушение правил обгона.
Это определение выучили уже почти все, но для начала все равно кратко напомним, что такое обгон: согласно ПДД, это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». То есть, без выезда на встречную полосу маневр обгоном не считается – это просто опережение, и касающиеся только обгона пункты ПДД на него не распространяются.
Правила выполнения обгона и опережения регламентируются разделом 11 ПДД, а конкретные места, где обгон запрещен, указаны в пункте 11.4. Согласно ему, обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Стоит учитывать, что в большинстве случаев участки, где обгон запрещен, дополнительно выделены сплошной линией разметки, пересекать которую запрещено. Кроме того, вне населенных пунктов зоны запрета обгона для легковых автомобилей могут быть выделены знаком 3.20 «Обгон запрещен» в сочетании со сплошной линией разметки.
Помимо запрета обгона на определенных участках есть и запрет на выполнение обгона в конкретных ситуациях, перечисленных в пункте 11.2 ПДД. Согласно ему, водителю запрещено выполнять обгон, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Это простые правила, позволяющие обеспечить безопасность этого сложного маневра: нельзя обгонять уже обгоняющую машину (в народе это называется двойной обгон), начинать обгон, когда уже обгоняют вас, а также пытаться выполнить обгон, в котором вы не уверены. Последнее касается и ситуаций, когда водитель завершает обгон через сплошную линию разметки: как мы знаем, такой маневр всегда безусловно запрещен, поэтому при обгоне нужно внимательно следить за разметкой: за 100 метров до начала сплошной появится длинная прерывистая. Ну а в случае нарушения всех этих пунктов при ДТП виновником будет признан именно водитель, начавший обгон в условиях запрета.
Исходя из ПДД и логики, обгон разрешен везде, где он не запрещен. С простыми ситуациями здесь все ясно – сконцентрируемся на тех, что понимают не все водители.
К примеру, разрешен обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге в условиях достаточной видимости и при соблюдении прочих правил. Некоторые водители полагают, что перекресток – зона безусловного запрета обгона, но это не так. Если перекресток нерегулируемый (то есть, на нем нет светофоров), а главная дорога на нем не меняет направления (то есть, остается прямой), обеспечивает достаточную видимость и не имеет прочих признаков запрета обгона (например, сплошной линии разметки), то обгон в этом месте разрешен.
Кроме того, разрешен обгон после железнодорожного переезда при соблюдении прочих правил. Как указано выше, обгонять нельзя на переезде и за 100 метров до него, но если дорога за переездом не имеет сплошной линии разметки, то обгон разрешен сразу за ним.
Наказание за нарушение правил обгона предусмотрено статьей 12.15 КоАП, а именно частями 4 и 5, причем наказание это весьма суровое. Так, согласно части 4, выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, связанных с объездом препятствия, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
Ну а часть 5 предусматривает наказание за повторное нарушение: оно влечет лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации нарушения средствами автоматического контроля – наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Где запрещен обгон по правилам
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.
11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Верховный суд разъяснил правила обгона автомобилей
Чтобы доказать свою правоту в споре с автоинспектором, водителю пришлось пройти все судебные инстанции
Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.
Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.
Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.
Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт — это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?
Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.
Как подтвердили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.2 правил: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.
Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.
Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.
Правила обгона: определение, как обгонять, запреты
В ПДД четко прописаны определение и правила обгона. В этом маневре есть множество тонкостей, которые необходимо соблюдать.
Раньше понятие обгона было размытым. В нем говорилось об опережении одного или нескольких транспортных средств, связанном с выездом со своей полосы. Согласно новым правилам, обгон – это опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу встречного движения и возвращением обратно на свою полосу.
Новое определение
До вступления в силу новых правил ДД, понятие обгона точно описывало, что опережать можно только движущееся авто. Сейчас этот пункт убрали. Четкого определения теперь нет. Это означает, что обгонять можно даже стоящий автомобиль. Однако само понятие сузилось. Согласно новым правилам, обгон – это выезд на встречную полосу. Подобный маневр разрешается выполнять только на тех участках дороги, где нет четкого запрета на пересечение полос движения, к примеру, если они разделены двойной сплошной линией.
Особенности маневра
Согласно правилам, обгон можно совершать только тогда, когда водитель убедится, что полоса движения свободна на достаточном расстоянии для выполнения задуманного маневра. Также следует учитывать, что действие не должно создавать помех другим участникам движения.
Перед тем как начать маневр, водитель машины обязан убедиться, что он безопасен, а его автомобиль не обгоняют другие транспортные средства. С этой целью предусмотрены зеркала заднего вида. Во время управления машиной необходимо ими пользоваться.
Как только все требования правил выполнения обгона будут соблюдены, можно приступать к его выполнению, включив левый поворотник.
Бывают случаи, когда стоит подождать, прежде чем опережать идущую впереди машину. Во-первых, нельзя обгонять транспортное средство, если его водитель включил указатель левого поворота. Во-вторых, если едущий сзади автомобиль обгоняет вас, то выполнять опережение нельзя.
После того как будет выполнено опережение, нельзя резко возвращаться на свою полосу движения. Это может создать аварийную ситуацию на дороге. При обгоне важно соблюдать определенную дистанцию и скорость.
Существует множество дорог, где имеется четыре и более полосы. Если на них водитель решит осуществить опережение с выездом на встречную, то такой маневр может завершиться лишением прав.
Когда обгонять нельзя
Есть места, где по правилам ПДД обгон запрещен:
- Запрещается обгонять транспорт на регулируемых и нерегулируемых перекрестках при условии, что движении осуществляется перпендикулярно главной дороге. Запрет связан с тем, что данный участок – место повышения скорости.
- Запрещается выполнять маневр в конце подъема.
- Нельзя обгонять в зоне пешеходных переходов. Согласно новым правилам, в этом месте опережать транспорт запрещается, независимо от того, есть ли на переходе пешеход или нет. Такое нововведение позволяет обезопасить пешеходов и гарантирует их преимущественное движение по переходу.
- Нельзя обгонять на ж/д переездах, до них, а также после них на расстоянии 100 метров.
- Под запретом выполнение маневра на мостах, эстакадах, в тоннелях. Если совершать обгон на этих участках дороги, то велика вероятность лобового столкновения машин из-за ограничения видимости. Чтобы предотвратить вероятность ДТП, правилами дорожного движения обгон транспортного средства на указанных участках запрещен.
Существует прямое предписание в виде знака, где четко указано, что на определенном участке дороги обгонять нельзя. Данный знак предписывает полный запрет обгона до первого перекрестка, следующего за ним. На участке дороги, проходящей по населенному пункту, также запрещено делать этот маневр.
Существует формальное понятие обгона справа. В правилах его нет, но есть объезд по обочине. Однако этот маневр запрещен. За подобное нарушение водителя ждет штраф в размере полутора тысяч рублей.
Виды наказаний за нарушение ПДД
Согласно закону, в зависимости от участка дороги и типа нарушения правил обгона, водителя ждет штраф или лишение водительского удостоверения на срок до шести месяцев.
Если за нарушение правила водителя лишат прав, то для их получения ему придется сдавать экзамен. При неудачной попытке пересдачу можно проводить спустя неделю. Таких попыток может быть несколько.
Понятие опережения и его отличие от обгона
В правилах есть два понятия «обгон» и «опережение». По ПДД это два разных маневра, но водители обычно под ними понимают одно и то же.
Опережение – это маневр, во время которого происходит обгон спереди едущего автомобиля без выезда на полосу встречного движения. К этому случаю также относится маневр, при котором автомобиль выезжает на встречную полосу, а на свою не возвращается.
Ситуации, когда необходимо уступить дорогу
Бывают ситуации, когда вне населенных пунктов опережение и обгон транспорта, двигающегося со скоростью 30 км/ч, затруднены. В подобной ситуации водитель тихоходного транспорта обязан уступить дорогу ТС, следующим за ним. Сделать это можно разными методами: сдвинуться правее, включив соответствующий поворотник, а в случае необходимости полностью остановиться, пропустив других участников движения.
Иногда сложно разъехаться на различных участках дороги. В этой ситуации необходимо одному из водителей уступить дорогу другому. Согласно правилам, уступает тот, на чьей стороне создается препятствие. Он должен остановиться и пропустить встречный транспорт. Только тогда, когда он убедится, что нет преград, может начинать движение. На дороге с уклоном, уступает тот водитель, который едет на спуск.