Почему кипят аккумуляторы и что делать с севшим в «хлам» аккумулятором?
Прежде чем разобраться почему кипят аккумуляторы, отметим, что они могут кипеть на машине во время езды, а также при зарядке стационарным зарядным устройством. И причины в обоих случаях могут быть разные.
Проблема кипения аккумулятора:
Кипение аккумулятора при езде может быть причиной следующих процессов:
Перезаряд аккумулятора в следствие повышенного напряжения от генератора. Т.е. неисправный генератор автомобиля выдает большое напряжение – выше положенных 15В, батарея уходит в перезаряд, электролит в батареи вскипает, начинается бурное выделение водорода, который стремится покинуть батарею. Процесс сопровождается шипением и наличием неприятного запаха.
При исправном генераторе, но неисправной аккумуляторной батарее, в следствие сульфатации пластин в плоть до короткого замыкания, последний не может заряжаться должным образом. В процессе зарядки сульфатированные пластины не могут взаимодействовать с кислотой, что ведет к выделению водорода и чрезмерному нагреву батареи. Процесс сопровождается шипением и наличием неприятного запаха.
Стоит отметить, что за рулем шипения и запаха вы не услышите.
Наличие неисправного аккумулятора или генератора при эксплуатации автомобиля может повлечь за собой неприятные последствия. В лучшем случае, вы не заведетесь в зимнее время года, в худшем случае, будете жариться на солнце с открытым капотом.
Проверка состояния акб
Диагностика и решение проблемы с кипением акб:
Тестирование аккумулятора. Кипит аккумуляторДиагностика аккумуляторной батареи и генератора довольно-таки проста и может быть осуществлена самостоятельно. Для этого потребуется мультиметр (вольтметр).
Напряжение полностью заряженной свинцово-кислотной аккумуляторной батареи в состоянии покоя должно быть не менее 12,7В. Полностью разряженной батареей считается та, которая имеет напряжение 11,9В. Соответственно, 50% зарядки имеет батарея, напряжение которой 12,3В.
*Стоит отметить, что при напряжении ниже 12,5В уже начинается процесс сульфатации пластин. Цифры справедливы для температуры окружающей среды 25С.
**Таблицу зависимости напряжения / плотности электролита от температуры окружающей среды можно посмотреть по на нашем сайте.
И так, берем вольтметр и меряем напряжение на батарее, лучше всего с утра, после того, как автомобиль постоял всю ночь. Если напряжение ниже 12,3В – вы имеете проблемы с батарей, которые обусловлен либо мертвой батареей, либо наличием тока утечки, другими словами, что-то в вашем автомобиле неисправно или есть какие-то потребители, например, сигнализация со спутником, которая высасывает ток из батареи. Если напряжение ниже 11,9В Вам срочно нужна более тщательная диагностика и начать нужно, в первую очередь с аккумулятора. Подробнее о диагностике аккумулятора.
Таблица соответствия напряжения состоянию батареи
Напряжение батареи может быть выше 12.6 volts сразу после окончания ее зарядки зарядным устройством.
Напряжение 12V батареи через час после того, как Вы заглушили двигатель Состояние заряда
12.6 V 100%
12.4 V 75%
12.2 V 50%
12.1 V 25%
Менее 12 вольт Батарея мертва
Любые показания ниже 12 volts говорят либо о полном разряде батареи, либо о том, что батарея мертва.
Возвращаемся к проблеме «аккумулятор или генератор?»
Рабочая батареяАккумулятор мы уже проверили, если он не исправен, то вы его уже заменили или попробовали восстановить.
Теперь проверяем генератор. Так же с помощью мультиметра при заведенном двигателе смотрим напряжение на аккумуляторе. Если напряжение:
напряжение 13,5В – 15В – генератор в порядке
напряжение ниже 13,5В – недозаряд
напряжение выше 15В – перезаряд
Затем для более тщательной диагностики можно проделать следующие действия:
Включить нагрузку: дальний свет, кондиционер, обогрев, музыку:
Увеличить обороты двигателя до 2000 RPM
Проверить результаты
напряжение 13,5В – 15В – генератор в порядке
напряжение ниже 13,5В – недозаряд
напряжение выше 15В – перезаряд
Недозаряд акб
Процесс проверки аккумулятора и генератора может быть полностью автоматизирован с помощью специализированных тестеров аккумуляторных батарей, таких как: дилерские тестеры батарей Midtronics или доступные в продажи аналоги: Ring, DHC и другие.
В случае наличия проблемы в генераторе, стоит обратиться в специализированный автосервис.
Кипение электролита при зарядке стационарным зарядным устройством
Зарядное устройство, по сути своего назначения — это тоже самое что и генератор автомобиля – т.е. некий выпрямитель, который имеет контроллер, позволяющий управлять силой тока и выходным напряжением. Поэтому при зарядке аккумулятора стационарным зарядным устройством мы можем столкнуться с теми же проблемами, что и при зарядке от генератора:
неисправность зарядного устройства – повышенное напряжение или ток
неисправность аккумуляторной батареи
Большинство простых зарядных устройств без ступенчатой зарядной кривой так же не позволяют зарядить аккумуляторную батареи в силу ее сульфатации. Как правило, пользователь вооруженный такой зарядкой действует по ГОСТ, выбрав ток зарядки 10% от емкости и ставит на зарядку на 10 часов. В процессе такой зарядки чрезмерно большая сила тока губительна для сульфатированной батарей, которая имеет высокое внутренне сопротивление. Ее пластины окутаны сульфатом свинца (белым налетом) и не могут взаимодействовать с кислотой. Батарея начинает кипеть — батарея чрезмерно нагревается, появляется неприятный запах, выделяется водород. Как правило, батареи заряжаются в домашних условиях в невентилируемых помещениях, что чревато несчастным случаем.
Современные зарядные устройства с многоступенчатой программой зарядки с диагностическими функциями позволяют на раннем этапе определить состояние батареи, начать десульфатацию аккумулятора до процесса зарядки током 10% по ГОСТ и таким образом уберечь Вас от ошибок при зарядке батареи.
С уважением,
компания Battery Service
Наша страница на DRIVE2:
Комментарии 36
Здравствуйте. У меня такая проблема (или это нормально?). Аккумулятор куплен 3 недели назад. Напряжение на клеммах на заглушенной машине 12.5 В (температура окр. воздуха около -15 град). На холостом ходу при включенном дальнем свете и 600 об/мин — 13,9 В. При 2500 об/мин — 14,45 В. Вроде все нормально. Но когда выключаю двигатель, от аккумулятора слышно шипение, как будто он кипит. Это нормально или нет? И если это ненормально, то гарантийный ли это случай?
Battery service universal может на 100% зарядить ca/ca батарею?
У меня хорошие новости. Я очень волновалась, что не заведусь. На панели в машине градусник показывал -17, если не врал конечно ))) Так мне мало было этой радости, что завелась в такой мороз, я буквально сразу поехала испытывать судьбу на заправку, которая находится близко и тоже отлично завелась потом. Хотя деньги на новую АКБ всегда вожу сейчас с собой и самодельный зарядник тоже.
Я заводила в "раскачку" как описывала ниже. Завелась с полпинка, наверное способ действительно работает! Если еще учесть, что езжу не каждый день и то что машину, на бугре, ставила "кверху носом" и наверное поэтому еле завелась 2 дня назад, чтобы вернуться домой?!
Мне в магазин пришло зарядное устройств Battery Service Universal PL-C004P, о, вот теперь вся в сомнениях, потому что недавно вернула в магазин аккумуляторный светодиодный тестер, причем проблема еще не решилась, а на руках остался только чек на этот тестер.
Забыв на время о "конкурсе" зарядных устройств который мне рекомендовали посмотреть и о том, что я не нашла еще ни одного отзыва реального покупателя, сейчас на первом месте мои мысли о тех же светодиодах, , которые не подкрепляют информацию цифрами, поэтому я и тестер вернула в магазин. Светодиоды мне должны сказать "о многом", потому что их диапазон действия находится от 50 и аш до 90% и благодаря которым я должна догадаться сколько времени мне заряжать АКБ?! Даже в инструкции формулу расчетов написали ! И какие цифры туда закладывать? Причем испытания показали, что зарядник шустрей других, поэтому зеленый светодиод о финале зарядки загорится быстрей и режим хранения АКБ бесконечный, поэтому можно не волноваться, что АКБ перезарядится. Но все таки конкретно на сколько разряжена АКБ со светодиодами не понять.
В тестере тоже само.светодиоды на .секторе .50% горят или в секторе 100 %, .поэтому мультиметр за 200 р точнее покажет, а тестер 1300 стоит.
А гарантия на зарядник меня совсем добила:
"
В течение установленного гарантийного срока, в случае если изделие вышло из строя не по вине владельца, производитель на свое усмотрение устранит неисправность или заменит изделие на новое. Установленный гарантий срок на отремонтированное или замененное изделие не продлевается и считается равным гарантийному сроку первоначального изделия. Владелец должен направить изделие производителю или его уполномоченному представителю, оплатив все расходы, связанные с его доставкой в обе стороны.
Чувствуется "забота" о покупателе?!
По тестам зарядное устройство хорошее, но нет проверки на дисульфацию из за отсутствия достойного подопытного . с разряженностью 4 и нет отзывов покупателей!
Светодиоды говорят о том, на сколько в целом батарея заряжена. Если горят все — заряжена, если горят не все, значит нужно зарядить. Этого достаточно, чтобы понять надо ли заряжать батарею. К сожалению, это не измерительный инструмент и показать с точностью в 0.0 нельзя.
Касательно гарантии — стандартная гарантия, как и на любое другое оборудование — начиная от холодильников, заканчивая всеми любимыми телефонами.
У меня на тестере после зарядки АКБ на следующий день замера, когда АКБ уже отдохнула, горело мерцало 100%, а после того как АКБ дома 4 дня в тепле была, светодиод уже стабильно светился, видно что АКБ самозаряжаться умеет, ?!
В общем то вы мне посоветовали обратить внимание на этот зарядник, который мне будет вещать о заряженности АКБ, значит мультиметр за 200 руб все таки придется купить?!
Тестер тоже в целом о чем то там говорит, только при желтой лампочке в 50%е я боялась после таких показаний тестера и одного дня простоя машины вообще ехать куда нибудь, а на деле машина с полпинка завелась и я останавливалась ( мороз был -7, а ночью -11), 3 раза с выключением двигателя, правда взяла на всякий случай деньги с собой на новую АКБ. И зачем мне такие приблизительные показатели в радиусе от 50% до 100% за 1300 (Как раз тот случай, когда высокая цена ни о чем еще не говорит!)? Есть где фантазии разгуляться по таким показаниям. Снова как в инструкции с тестером в которой не предупреждают что сразу не нужно замерять после отключения питания зу или двигателя а выждать минут 5 хотя бы, а здесь в инструкции зарядника дается формула, для чего, если все очень сильно приблизительно от тех же 50% до 90%?!
А зарядник, если не считать обзора в интернете. тоже вроде бы там что то делает, о чем говорят светодиоды. Если бы я не знала от вас что мой самодельный зарядник на 13,3 В и 2 А -не заряжает полностью АКБ, то я бы и не думала что он плохой. Моей АКБ седьмой год пошел!
В комментах в интернете, кто то сказал, что главное чтобы повезло с АКБ. что зарядник не панацея и из моей истории мне приходится с этим человеком согласиться. А поиздевались мы над нашей АКБ хорошо, особенно когда машина 3 года в гараже стояла, иногда даже клему снимать забывали и только прогревали машину если не забывали. Отдали машину мне в апреле и я уже знаю 3 полных разряда по моей вине, фары не выключила летом и свет в салоне почему то не погас.
Машину к зиме готовила, была и у электрика, добавлю, что для долгой жизни АКБ нужна еще исправная машина. Еще вопрос по заряднику, а при возникшей во время зарядки неисправности процесс подачи тока автоматически прекращается?!
А по поводу гарантии, у меня часто ломалась пароварка и я ее вернула в магазин, поэтому читала о правах своих, так мне должны были и проезд оплатить, но у них цена на товар упала и я даже выиграла после возврата пароварки., если только не считать моральный ущерб . Права потребителей с тех пор я не уверена что сильно поменялись, дело в том что меня сейчас вынуждают поставить подпись под гарантией, которая не по закону потому что написана с пользой для продавца. А зарядник 4000 стоит и интернет магазин и Сервисный центр по обслуживанию в Москве живут…
Про полпинка хочу пояснить, что наша машинка всегда так заводилась, даже когда она в гараже долго стояла. Но дед мне сказал, что нужно заводить так: ногу на сцепление, нейтральная передача, нога по прежнему на сцеплении и поворачиваешь ключ зажигания до середины и смотришь, когда погаснут лампочки бортового "компьютера" и слушаешь бензонасос. потом доводишь ключ до упора. Так вот сейчас, благодаря тестеру который меня напугал, я вспомнила все что знала и успела узнать из интернета, и свой "детский "опыт, когда видела, что нужно делать, когда машина не не заводится. Мне даже один раз удалось этот способ проверить на машине таксиста, когда машина упорно не заводилась мы уже замерзали. Тогда от безнадеги водитель доверил 23 летней девчонке свое место. Я довела ключ до середины и остановилась, потом чуть вперед, потом чуть назад, потом снова вперед, назад раза три, потом только до упора и машина завелась (карбюраторная). Вот у меня вопрос, знаю что нужно аккуратно по кочкам ездить, чтобы еще и АКБ не рассыпалась. А вот еще мое наблюдение, что если зимой -9 машину после длительной поездки по трассе (это 55 минут подзарядки АКБ) машину поставить кверху носом, то можно с трудом завестись?! В этом случае, машина была теплой еще, но наверное жидкие составляющие машины и АКБ, затекли не туда?! И еще прежде чем пробовать заводить машину, способами о которых выше написала, я чтобы как бы разбудить АКБ вначале перед самой первой поездкой, гудок проверяю на сиплость или бодрость и включаю и выключаю фары, возможно это тоже помогает?!
Кстате Акб сейчас труднее стало, я поставила кроме обычной сигнализации, которая уже была, спутниковое отслеживание с функцией оповещения, если машина выходит за очертанную мною геозону. А выходит она очень часто, потому что система несовершенна, машина через стену проходит и гуляет по детскому садику без водителя, хорошо что в первый раз машина была в поле видимости и мы точно знали что это шутка Хотя это сделано на случай если под окнами нет места для парковки! ))) Ну это первая машина, что вы хотите ))) А цена вопроса.2000 оборудование с монтажом и 50 руб в месяц оператору за интернет в приборе . (можно не каждый месяц пользоваться )Бывают сигнализации уже с такой функцией.
Скажите, АКБ необслуживаемый. Онлайн калькулятор выдал 46 часов заряжать. Прошли 1, 5 суток . Еще вчера АКБ был тепленький и сегодня тоже, а вот вечером комнатной температуры стал, я испугалась и прекратила зарядку, Хотя до 8 утра нужно было еще ждать. Заряжали напряжением 13,3 на 2 Ампера. постоянно. Что произошло? Я не могу испытать АКБ, только завтра узнаю, живая она или я ее перезаряжала больше чем нужно?!
Почему кипит аккумулятор на машине (основные причины)
Кипение аккумулятора на машине – часто встречающаяся неисправность. Она может привести к отказу системы запуска двигателя, неисправности всей системы электропитания, коррозии элементов кузова, необратимым процессам разрушения аккумуляторной батареи.
Поэтому при эксплуатации автотранспортных средств важно вовремя обнаружить данный и провести комплекс профилактических мер по предотвращению закипания аккумулятора.
Процесс кипения
Однозначно отнести кипение аккумулятора к физическому либо химическому процессу нельзя. В состав электролитического раствора аккумуляторной батареи входит 35 – 37% серной кислоты.
Температура физического кипения концентрированной серной кислоты плотностью 1,84 г/см.куб. составляет 337 градусов Цельсия. Температура кипения дистиллированной воды, как известно, 100 градусов Цельсия. Температура физического кипения (образование пузырьков, состоящих из паров) электролита около 113 градусов Цельсия по справочным данным.
Под капотом автомобиля такой температурный режим возможен только в пробках в жаркое время года.
Наиболее распространенной причиной кипения является электролиз, то есть процесс электрохимического разложения воды на водород и кислород. Именно пузырьки этих газов, а не пары воды или серной кислоты выделяются в момент кипения аккумуляторной батареи. Такой процесс в определенных случаях возможен и при отрицательных температурах.
Последствия
Закипание аккумулятора на машине может вызвать ряд необратимых процессов:
- разрушение пластин АКБ за счет увеличения концентрации серной кислоты при уменьшении процентной доли воды;
- замыкание пластин в банках и возможный взрыв аккумулятора;
- в случае разлива или обильного кипения электролита возможно химическое повреждение элементов кузова и электрической проводки;
- при незначительном подкипании АКБ идет коррозия клемм аккумулятора, разрушение вблизи расположенных разъемов, медленная коррозия кузовных деталей, элементов обшивки (если аккумуляторная батарея расположена в салоне либо багажнике);
- выкипание электролита приводит к увеличению тока заряда, что может привести к выходу из строя генератора.
В любом случае, неконтролируемый процесс кипения приводит к неисправности электрической системы автомобиля в процессе движения. Поэтому важно определить момент начала процесса кипения АКБ, вовремя принять меры по его предотвращению.
Признаки кипения АКБ
Прямой признак кипения аккумулятора – появление пузырьков газа на поверхности электролита. Определить это можно только сняв пробки аккумуляторных банок в обслуживаемых АКБ.
В необслуживаемых батареях визуальным методом определить момент закипания нельзя. В этом случае можно использовать косвенные методы контроля.
В момент кипения АКБ под капотом скапливается небольшое количество паров серной кислоты. Люди с хорошими обонятельными способностями могут распознать запах кипящего электролита.
Видео — как кипит аккумулятор на заведенной машине:
Также можно определить момент кипения, приложив к корпусу аккумулятора медицинский стетоскоп. Однако в ремкомплекте рядового автолюбителя такой прибор вряд ли найдется.
Верный признак кипения или подкипания аккумулятора – наличие белого либо зеленоватого налета на клеммах аккумулятора, изменение цвета краски в подкапотном пространстве вблизи аккумуляторной батареи.
Наиболее продвинутые автолюбители для определения наличия испарений при кипении к газоотводной трубке необслуживаемого аккумулятора прикрепляют надувной шарик.
Для того, чтобы диагностировать короткое замыкание пластин в обслуживаемых АКБ можно использовать ареометр (прибор для измерения плотности электролита). В неисправной банке показания ареометра будут существенно отличаться от показаний в исправных элементах.
Почему закипает аккумулятор на машине: основные причины
Есть несколько причин кипения аккумуляторных батарей. Рассмотрим их в порядке значимости:
1. Перезаряд аккумулятора
В условиях эксплуатации автомобиля причиной перезаряда (зарядки аккумуляторной батареи повышенными токами или сверх допустимых значений напряжения) является неисправность генератора.
В процессе зарядки при заведенном двигателе напряжение на аккумуляторной батарее не должно превышать значение 14,5 Вольт. Если эта величина больше, вероятнее всего вышел из строя реле-регулятор напряжения в генераторе.
В грузовых автомобилях с напряжением бортовой сети 24 Вольта применяют последовательное соединение двух аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12,2 Вольта. Если использовать АКБ с различной степенью износа, разной емкости и типа, возможен случай, когда на один из аккумуляторов (как правило, более свежий) будет приходиться большая разность потенциалов (падение напряжения), что также может вызвать его перезаряд.
Причиной перезаряда аккумулятора может являться его неправильное обслуживание, а именно заряд от нерегулируемого источника тока. Считается, что оптимальное значение зарядного тока аккумуляторной батареи составляет 10% от его емкости.
То есть аккумулятор емкостью 60 ампер-часов следует заряжать током 6 ампер не более 10 часов. Дальнейший заряд приводит к подкипанию электролита, который, в свою очередь, увеличивает ток заряда и так далее.
Подобный лавинообразный процесс может за несколько часов полностью разрушить аккумуляторную батарею. Вот почему важно использовать промышленное зарядное устройство, а не кустарно изготовленный выпрямитель с трансформатором.
2. Короткое замыкание банок
Короткое замыкание банок встречается не только на пожилых аккумуляторах с полуразрушенными пластинами. Очень часто эта неисправность наблюдается и на свежих АКБ.
Автомобильный аккумулятор работает в режиме непрерывной тряски, межпластинные зоны и сепараторные конвертеры могут разрушиться, что рано или поздно приводит к их закорачиванию.
В момент короткого замыкания протекают большие токи, аккумуляторная банка может разорваться. Но если аккумулятор выдержал эти токи, внешне он не будет отличаться от исправного, но только станет работать уже не на 12,6 Вольта, а на 10,5 В.
Бывают случаи, когда закороченный АКБ заводит автомобиль, водитель даже не подозревает о неисправности аккумулятора. Но генератор продолжает подавать на него напряжение 13,5 – 14,5 Вольт. В результате этого протекает повышенный ток заряда, который приводит к процессу кипения.
3. Сульфатация пластин
Сульфатация пластин (образование на их поверхности сернокислого свинца) приводит к потере емкости аккумуляторной батареи. Следствие этого – недостаточный заряд АКБ и быстрый саморазряд, в результате которого батарея может иметь номинальное напряжение менее 10 Вольт.
При зарядке такой аккумуляторной батареи протекает большой ток, который приводит к процессу кипения.
Следует помнить, что заряжать сильно подсевший аккумулятор от генератора автомобиля нельзя. Это может вызвать закипание АКБ и выход из строя генератора автомобиля.
4. Перегрузка электрической системы
Если в процессе движения автомобиля одновременно подключать несколько энергоемких систем (дальний свет, отопительную систему, вентилятор радиатора, кондиционер, мощный автозвук и другие), аккумулятор на машине будет работать при повышенных токах нагрузки.
Мощности генератора может быть недостаточно для восполнения заряда АКБ. Аккумулятор начнет нагреваться, результатом чего может быть его закипание.
5. Недостаточная вентиляция
Некоторые автолюбители, стремясь увеличить емкость аккумуляторной батареи, приобретают неродную АКБ больших размеров. В результате этого уменьшаются технологические проемы между аккумулятором и узлами конструкции подкапотного пространства.
В таких случаях аккумулятор не получает достаточное естественное охлаждение, что приводит к его перегреванию и закипанию.
6. Переполюсовка АКБ
Очень редко, но все же, встречающаяся в практике причина кипения. Если АКБ полностью разряжен, его можно случайно зарядить в обратной полярности. И такие случаи встречаются.
Как правило, при подключении неправильно заряженного аккумулятора к бортовой сети машины, наблюдается процесс кипения за счет сверхбольших токов разряда.
Одновременно с этим обычно перегорают диоды выпрямительного моста генератора и некоторые предохранители автомобиля.
Действия водителя при закипании аккумуляторной батареи
Если аккумулятор закипел на машине во время движения, необходимо немедленно выполнить следующие действия:
- заглушить двигатель;
- открыть капот, обеспечит приток воздуха, если АКБ имеет рубашку, снять ее;
- дать остыть аккумуляторной батарее до температуры ниже 40 градусов Цельсия (легко определить прикосновением рукой);
- закрыть капот, завести автомобиль и доехать до ближайшей заправки;
- приобрести дистиллированную воду и произвести доливку до необходимого уровня электролита;
- если аккумулятор необслуживаемый, доливку можно осуществить через отверстие газоотвода;
- если в ремкомплекте имеется мультиметр, измерить напряжение на АКБ на заведенном двигателе, если напряжение превышает уровень 15 Вольт, отключить толстый провод генератора, тщательно его заизолировав и закрепив за ближайший элемент кузова;
- продолжать движение к месту стоянки или ремонта, отключив по возможности все устройства дополнительного комфорта (печка, автомагнитола, кондиционер и другие).
Профилактика
Чтобы предотвратить закипание аккумулятора на машине, необходимо выполнять следующие правила:
- освободить пространство возле АКБ от лишних предметов (ветошь, элементы защиты);
- не реже одного раза в месяц производить контроль уровня электролита, в жаркое время года данную операцию следует производить еженедельно;
- с помощью мультиметра регулярно (желательно не реже 1 раза в месяц) производить контроль напряжения на АКБ при заведенном двигателе, должно быть в пределах 13,5 – 14,5 Вольт;
- производить визуальный контроль состояния аккумуляторных клемм и корпуса АКБ.
Читайте статью о том, как сделать диагностику автомобиля самому и что для этого потребуется.
Как самостоятельно проверить работу генератора на машине.
Возможные причины https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/podveska/stuk-v-perednej-podveske.html стука в передней подвеске.
Видео — о закипании гибридного аккумулятора:
26 комментариев к “Почему кипит аккумулятор на машине (основные причины)”
На самом деле кипение аккумулятора — процесс довольно распространенный и повсеместный, который происходит на всех автомобилях, которые совершают дальние или относительно дальние перемещения. А все дело вот в чем: мощность генератора современного автомобиля, который заряжает аккумулятор, рассчитывается таким образом, что бы относительно быстро зарядить батарею. Ну примерно на дистанции 30-40 км среднестатистический генератор заряжает штатную батарею до максимума. А дальше что? Если допустим ехать надо 300-400 км? Дальше происходит перезаряд и соответственно кипение электролита.
Результаты этого процесса легко наблюдать наглядно. Ездил я как то на «девятке » на юг. Давно еще, году этак в 1999-ом. Маршрут мой был таков: Москва — Воронеж — Ростов — Новороссийск. Проехал все за одни сутки практически на одном дыхании. По приезду на место поднял капот и обнаружил жирный ореол влажного испарения вокруг каждой пробки банки и уровень электролита просел сантиметра на 2-3. Пришлось искать дистиллированную воду!
В шестидесятые — восьмидесятые годы проверка уровня и доливка дистиллированной воды в аккумулятор была нормой для любого советского водителя, эта процедура проводилась минимум два раза в год.
С такой проблемой сталкивался на своих первых автомобилях — Нива2121. Первый раз была неисправность самого аккумулятора, после замены новый не кипел, а на второй машине что-то с проводкой было, не разобрались. Так и продал с кипящим акком. Впрочем, покупателю честно признался, что есть такая проблема. Не знаю, разобрался он или до сих пор мучается…
С проблемой кипящего аккумулятора столкнулся ещё в лохматые советские годы. Тогда ездил на «зубиле» — ВАЗ 2108. Там стоял штатный аккумулятор «Трепча», югославского производства. Аккумулятор очень хороший и я на нем отъездил 7 лет. В конце седьмого года года эксплуатации полетел регулятор напряжения. А в те годы любая запчасть была проблемой. Вот и поставил тот который достал — не родной. И ровно через неделю, зачем то полез в гараже под капот, а оттуда запашище, ах глаза слезятся. Смотрю на аккумуляторе нет двух пробок (а я их перед этим снимал, смотрел уровень электролита). Проветрил, завел двигатель, а сам под машиной ищу пробки — потом смотрю, что-то булькает, да так, что чуть не выплескивается. Быстро за мультиметр и мерять напряжение на клеммах, а там почти 16 вольт. Конечно после этого пришлось искать и покупать родной регулятор напряжения. Зато наука на всю жизнь, теперь меряю напряжение зарядки регулярно.
Помню, в молодости старые водилы устанавливали аккумуляторы на стойку под капотом, подстилая резиновые прокладки, вырезанные из б/у автокамер, делая подобие некоего тазика. Со временем имел возможность найти ответ на вопрос — для чего это? Закипевший аккумулятор приносит проблемы не только в длительности эксплуатации самого прибора, но и кузову автомобиля. Электролит, попадая при кипении на поддон на котором он сам стоит и на крыло авто быстро приводит к разрушению металла из-за коррозии. Летом, в жару нужно чаще следить за уровнем электролита в банках и доливать вовремя дистиллированную воду, но и не переливать, чтобы даже не закипая не выплескивалась наружу уже смешанная с кислотой. И это в режиме нормальной эксплуатации. Если же кипение становится регулярным, то нужно искать причины возникновения и как можно быстрее их устранять, вплоть до замены аккумулятора.
Всего один раз видел «кипение» аккумулятора, после того, как сосед при помощи китайского пускача машину свою «воспламенял». В итоге аккумулятор ему пришлось утилизировать.
У меня зарядка аккумуляторная, еще от отца осталась, я ей периодически подзаряжаю аккумулятор. Так вот, как батарея кипеть начинает на зарядке, так верный признак, что нужно снимать и АКБ полностью заряжена. А вообще это конечно беда, особенно если батарея не обслуживаемая, то есть у ней нельзя снять крышку с банок или выкрутить пробки. Тут уж не подольешь выкипевший электролит. Всегда стараюсь, если меняю батарею, брать с выкручивающимися пробками — мало ли, придется подливать или вообще электролит менять. Думаю, что проблема в реле регуляторе, это он подает повышенное напряжение на аккумулятор.
Причин закипания очень много. Помимо тех. причин, нельзя забывать про бытовые. При долгом перестое необходимо снимать клеммы. Если АКБ долго не будет эксплуатироваться, и его не снимаешь с машины, то он должен быть полностью заряжен, особенно в зимнее время. Так же зимой необходимо проверять плотность при долгой стоянке, так как низкие параметры способствуют замерзанию. Не соблюдение таких правил также может или должно привести к закипанию.
Если у Вас закипел аккумулятор, это говорит о том, что идет его перезаряд. Я с этом столкнулся прошлым летом. При поиске причин исходил из того, что известных причин две: это высокое напряжение, выдаваемое реле-регулятором и вторая – это неисправность самого аккумулятора.
Сначала проверил с помощью мультиметра напряжение зарядки аккумулятора при работающем движке, оно было 14,2 В. Т.е. норма. Проверил на всех оборотах до максимальных, все было в порядке.
Далее проверка аккумулятора. Аккумулятор был практически новый 5 месяцев после покупки. Напряжение на аккумуляторе было 10 В. Это классический случай неработающей банки одной из шести. Кроме того заметил что температура корпуса АКБ очень высокая.
Так как батарея была на гарантии, а неработающая банка 100% гарантийный случай сдал АКБ обратно в магазин, правда без гемора не обошлось.
У меня только старенькая аккумуляторная батарея закипела, тем самым дав понять, что её пора менять на новую. При зарядке зарядным устройством она начинала почти сразу кипеть, поскольку батарея была не обслуживаемая, то я процесс кипения просто услышал, ну и запах кислоты появился. Так что, если исправен регулятор напряжения, а батарея часто кипит, значит скоро испустит дух, нужно бежать за новой.
Кипение аккумулятора я наблюдал только на советском автопроме — Москвич 2141 и ВАЗ 2104. Оба случая были в 90-х годах на достаточно древних автомобилях, и соответственно, аккумуляторах. Способствовало закипанию, я думаю, и то, что в эти оба случая я проехал больше 500 км в этот день. После того как я пересел за руль иномарки, проблем с АКБ не возникало. И кипение батареи однозначно ведет к замене этой батареи, желательно немедленно.
Если закипела АКБ, значит с ней пора прощаться, такая батарея проявит себя невозможностью запустить ею двигатель, может один раз и крутанет стартер, а дальше умрет просто, от того же внутреннего саморазряда.
Обычно есть всего 2 причины почему аккумулятор закипает — это неисправное реле регулятора генератора или неисправность уже самой АКБ. В первом случае скорее всего там большое напряжение, а во втором надо будет менять саму батарею.
В любом случае проблема решается просто, приезжаете на аккумуляторную станцию, там вам могут и померить напряжение и сказать, живая АКБ или нет, если что, просто купите новую.
Тоже не помню чтобы на современных кипел аккумулятор. Может качество их самих повысилось или делать стали как-то иначе? Вот в советское время помню, сейчас нет.
Тут все просто: не прикуривайте машину часто, не надо превышать силу зарядного тока, ну и зимой очень плохи короткие частые поездки. Плюс сейчас есть станции АКБ везде, если неисправно, проще заехать чтобы специалист глянул. Диагностика то все равно бесплатная.
Если замкнуло пластины, то там саморазряд такой будет, что кипению удивляться не стоит, такую батарею сразу под замену, её сколько не заряжай, кипеть будет, а вот её ёмкость так и останется почти равной нулю.
Если аккумулятор кипит, то самым разумным решением будет его замена. Потом это очень плохо аукнется(на личном опыте прошёл), да и причин данной проблемы довольно много, даже бытовых. За машиной нужно ухаживать, если не хотите проблем.
От сульфатации пластин вряд ли аккумулятор закипит. На рабочем аккумуляторе, который постоянно используется сульфатации то и не должно быть. А вот если он постоял, да еще и разряженный, тогда да. Тогда сульфаты из электролита осядут на пластинах и они покроются светлым налетом, избавиться от которого довольно сложно. К тому же, при этом плотность электролита снизится. Аккумулятор не будет держать заряд, но кипеть будет при подаче на него повышенного напряжения, а не из-за сульфатов как таковых.
Мне как автолюбителю эта информация крайне важна. Иногда машина ломается в самый неподходящий момент и необходимо очень хорошо разбираться во всех деталях. Лучше учиться самому осуществлять ремонт аккумулятора.
Основная причина закипания аккумулятора-тупость водителя. Месяц назад коллега на ночь оставил дворники включенными. Попросил привезти мой пуско-зарядник. Привожу его этому чудаку на букву «м». Предлагаю поставить на зарядку аккум на день, а я его довезу до работы, но он чего то заупрямился. Решил завести своего «железного коня».Подключаю пускач, но, так как аккум мертвый в ноль, не заводится машинка. И тут он переключает зарядник на 24 вольта. На все мои уговоры, что он дурак, сказал, что ничего страшного не произойдет и что сейчас он поедет на работу на своей машине, после чего повернул ключ в замке зажигания. Как он бомбанул. Аккумулятор, а не коллега. И загорелся. И разбрызгал электролит под капотом. Надо было видеть лицо коллеги и то, как я ржал над ним. Он потом залил водой весь гараж, отмывая кислоту с двигателя и кузова. Плюс от взрыва потрадал корпус воздушного фильтра, группа предохранителей, проводка. Ремонт, плюс покупка нового аккума вышло на 10000 рублей.
Ладно коллега, молодой, совсем не опытный парняга. Но вот отец мой, проработавший водителем всю жизнь почти полгода денег жалел на новый аккумулятор, взамен почти умершего. Постоянно подзаряжал его. Перед поездкой оставлял на зарядке не менее чем на ночь, а то и более. Приехали с ним на рыбалку, порыбачили, хотели машину завести, а аккум мертвый. Причем или мы отходили далеко и не слышали, или он беззвучно так хлопнул, но кислота с 2 банок была разбрызнага под капотом. Хорошо, что не загорелся. Пришлось после рыбалки мыть движку, просить аккум у других рыбаков и плестись до дома на генераторе.
Следить нужно за тем, чтобы аккумуляторная батарея была надёжно прикручена к своему штатному месту в моторном отсеке, иначе она будет «плясать», что и станет причиной повреждения пластин с последующим их замыканием.
Хорошо, что с такой проблемой пока не сталкивался, но езжу правда периодически и немного, а вот вода и антифриз в радиаторе кипели не раз, причем даже в морозы и это очень подозрительно.
Лет десять назад у меня была подержанная девятка, ехал в жуткую жару и аккумулятор закипел. Последствия были очень серьезные, я попал на дорогостоящий ремонт автомобиля. С тех пор я усвоил этот урок и стал более внимательно относиться к деталям. Убрал все лишнее, установил вентилятор. В сильную жару стараюсь никуда не ездить, дороже обойдется.
Аккумуляторы кипят чаще всего плохого качества, которые относятся к бюджетному сегменту. У меня стоял один такой, генератор был нормальный, всю голову сломал, пока не понял, что причина именно в аккумуляторе была.
Это раньше часто случалось, сейчас сколько вожу, а это лет 17 наверное уже, ни разу не сталкивался с таким. Просто надо брать нормальный брендовый аккумулятор и все. Ну и точно не надо самому туда лезть. Сейчас гораздо проще до магазина доехать, где аккумуляторами торгуют, они если что все сделают сами. А если не исправен, можно будет сразу новый купить.
Помню на Жигулях у меня было такое, летом зарядка пропала. Думал предохранитель, а нет он живой. Поехал к электрику, Дядя Вася в гаражах. Кто в девяностые ездил за рулем помнят таких. Он глянул, реле на выброс, заменил поехал. Переживал за батарею, она свежая, думал угробил, но обошлось. Про шарик для проверки кипения честно не знал. Удивили.
Сталкивался с кипением аккумулятора на своей первой машине, когда «зеленым» был еще совсем. Аккум был полудохлым, и подзаряжал его «вслепую» в гараже от самодельного устройства.
Не видела такого лет 10 минимум уже. Сейчас аккумуляторы все современные и с ними ничего не случается. Если какая-то проблема, просто еду в магазин, там его проверяют и если неисправен, старый сдаешь, новый берешь и едешь дальше.
Почему кипит аккумулятор
Самые часто используемые аккумуляторные батареи (АКБ) в наших автомобилях это свинцово-кислотные батареи закрытого типа. И практически каждый автомобилист сталкивался с кипением электролита в АКБ. Для быстрого устранения и ремонта этой неполадки важно знать причины.
Причины закипания АКБ
Эксперты выделяют три главные причины этой неисправности:
1. Неправильная подзарядка аккумулятора зарядным устройством.
Если зарядка не подходит для модели аккумулятора, или режим выбран неправильно, АКБ заряжается при повышенной силе тока, кислота в аккумуляторе нагревается и образованный водород испаряется через клапан.
2. Сульфатация или замыкание банок (секций).
Естественный износ аккумулятора, повышенные нагрузки или неправильная эксплуатация батареи.
3. Вышел из строя блок регулятора, который регулирует степень напряжения к аккумулятору.
Генератор подзаряжает АКБ во время работы автомобиля, регулятор ограничивает подачу напряжения на уровне 15 вольт. Если он выходит из строя, аккумулятор получает напряжение выше чем 15 вольт, электролит быстро нагревается и начинает испаряться.
Как правильно заряжать батарею
Общее правило зарядки аккумулятора зарядным устройством в том, что сила тока подачи не должна превышать 10% ёмкости АКБ, то есть если у вас ёмкость 60 ампер-часов, то сила тока не должна быть больше 6 ампер. При постоянном превышении электролит кипит и выделяется водород, который испаряется через клапаны. Происходит снижение уровня электролита, аккумулятор выходит из строя. В АКБ закрытого типа кислоту долить нельзя и батарею придётся менять.
Проверка блока регулятора
- В первую очередь нужно проверить генератор. Блок регулятора отвечает за стабилизацию напряжения, которое подаётся на аккумулятор. Пригодится любой прибор, измеряющий вольтаж.
- Подключите зажимы измерительного прибора к клемам АКБ, заведите двигатель автомобиля и измеряйте на холостых оборотах. Исправный регулятор выдаёт напряжение 13,5-15 вольт, если показания выше или ниже регулятор придётся менять.
- Если электронная схема регулятора стоит отдельным блоком, то поменять его не составит труда любому автолюбителю. Ну а если встроена в генератор и объединена с выпрямляющим каскадом, обращайтесь к автоэлектрику в автосервис, особенно если нет опыта в ремонте автомобиля.
Диагностика аккумулятора
- Проводить диагностику можно так же любым прибором для измерения вольтажа. Лучше это делать после того, как автомобиль постоял больше 12 часов. Присоедините зажимы измерительного прибора к клемам АКБ, не забывая о полярности и посмотрите на показания:
- Если напряжение 12.3-12.7 вольт аккумулятор исправен. Показания ниже 12 вольт говорят о непригодности АКБ к дальнейшей работе. Имеет смысл перепроверить показания в автосервисе. Возможно в автомобиле есть «потребитель», вытягивающий в состоянии покоя энергию. Его нужно найти, отключить и перепроверить показания.
Сульфатация пластин
Сульфатация пластин начинается при напряжении менее 12.3 вольт, образуются крупные кристаллы сульфата свинца, который трудно растворяется в кислоте, уменьшает рабочую поверхность пластин и уровень электролита. В таких АКБ заряд ниже чем в исправных батареях. Температура электролита при зарядке повышается быстрее и он закипает, ухудшая ситуацию. Тут необходимо провести десульфитацию аккумулятора, если есть такая функция на зарядном устройстве, проверить исправность банок и зарядить АКБ снова.
Если вы не пользуетесь аккумулятором, его все равно необходимо постоянно подзаряжать, чтобы избежать сульфатации пластин и необратимой поломки аккумуляторной батареи.
Кипит аккумулятор на машине: нормально ли это?
Если кипит аккумулятор на машине, это ещё не повод для паники. С этим явлением периодически сталкивается каждый автомобилист. Как правило, можно не беспокоиться по поводу того, что потребуется замена батареи. Рассмотрим причины этого явления поподробнее.
Кипит аккумулятор на машине — что это значит?
Возможных причин быстрого закипания электролита внутри АКБ несколько:
- пониженный уровень кислоты — требуется долив электролита;
- замыкание пластины батареи;
- сульфатация внутри АКБ.
Сульфатацией называется процесс разрушения пластин. Он необратим и начинается из‐за неумелого обращения с аккумулятором или по естественным причинам.
Так должен ли кипеть аккумулятор при зарядке? На самом деле это случается и с полностью рабочими АКБ. Химические реакции внутри батареи происходят постоянно, они сопровождаются характерными звуками. В процессе электролиза идёт активное образование газа, который и становится причиной кипения.
Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке?
Выделение газа не должно вызывать паники. Если аккумулятор кипит при зарядке, не стоит сгоряча отсоединять зарядное устройство. Газ, образуемый во время зарядки — это смесь кислорода с водородом, поднимающаяся в верхнюю точку ёмкости в виде пузырьков. Это явление и воспринимается большинством новичков как закипание аккумулятора.
Однако уровень электролита следует проверять, к обслуживанию нужно относиться внимательно! Когда аккумулятор кипит, то заряжается кипящим газом. Происходит выделение химических веществ в атмосферу, что легко может вызвать пожароопасную ситуацию, если вблизи есть открытые источники огня.
Кипит аккумулятор на машине: причины
Если кипит аккумулятор постоянно, возможно, имеет место неисправность в электрике. Вероятно, батарея оказывается не в состоянии сохранять полученный ток. Такая АКБ закипает сразу же, не выдерживает и пяти часов необходимого заряда при максимальном токе.
Интенсивность выделения пузырей нарастает не стремительно, а постепенно. Можно определить процесс на слух — сначала различимо лёгкое шуршание, затем появляется бульканье. Мастера, специализирующиеся на ремонте аккумуляторов, настоятельно советуют прикрывать батарею во время зарядки во избежание разбрызгивания электролита.
Они же рекомендуют обращать внимание на время начала закипания. Если электролит в АКБ клокочет сразу после начала поступления тока или через несколько минут, это явный признак неисправности аккумулятора. Возможно, разрушены пластины внутри. Такую батарею использовать больше нельзя, она нуждается в квалифицированном ремонте или замене.
Перезаряд аккумуляторной батареи
Причины, по которым кипит аккумулятор в машине, бывают разными. Одна из них связана с перезарядом — уже полностью заряжённая батарея продолжается принимать ток. При нормальных условиях АКБ, набравшая требуемый зарядный ток, должна отключиться. Если измерить напряжение в этот момент, оно должно составить около 12.7 V — средний показатель практически для всех современных аккумуляторов.
Специалисты утверждают, что перезаряд гораздо опаснее недозаряда, так как процесс сопровождается интенсивным кипением. Это приводит к снижению уровня электролита, оголению свинцовых пластин и их повреждению.
Причины перезаряда надо искать в следующем:
- испортилось реле заряда автомобильного генератора, отвечающее за отключение подачи тока;
- вышел из строя сам генератор;
- неисправен датчик встроенного вольтметра (на некоторые автомобили прибор устанавливается производителем).
Короткое замыкание пластин
Самое неприятное, что может произойти с батареей. В этом случае новички‐автомобилисты спешат в магазин за новым аккумулятором. Опытные шоферы сначала показывают аккумулятор специалисту, который отвечает, почему кипит АКБ. За новую батарею придётся выложить не меньше 4–5 тысяч рублей, ремонт обойдётся в меньшую сумму.
Пластины аккумулятора «коротят» по следующим причинам:
- неправильная эксплуатация;
- образование проводящих мостиков из частичек оторванного свинца;
- попадание через отверстия пробок внутрь АКБ посторонних частиц;
- замыкание днища банок.
Назовём также характерные признаки короткого замыкания аккумулятора:
- позднее газообразование во время заряда или его полное отсутствие;
- снижение напряжения батареи;
- низкая плотность электролита;
- чрезмерно завышенный ток заряда.
Аккумулятор с замыкающими пластинами эксплуатировать возможно, но обольщаться слишком на этот счёт не стоит. Из‐за повышенного саморазряда батарею придётся чаще заряжать. В противном случае произойдёт сульфатация, пластины разрушатся.
Главная причина короткого замыкания батареи — длительный срок эксплуатации. Впрочем, нередко и сам автомобилист способствует сокращению ресурса изделия, проявляя халатность.
Перегрузка электрической системы
Перегрузка возникнет, если водитель «переборщит» с количеством потребителей автомобильного тока. Одновременное включение фар, печки, вентилятора и кондиционера отрицательно скажется на состоянии электросистемы. В таких условиях аккумуляторная батарея будет работать под большими нагрузками.
Опасность для батареи заключается в том, что мощности генератора может не хватить для восполнения заряда. Как следствие, произойдут нагрев и закипание электролита.
Недостаточная вентиляция
Новички-автомобилисты часто стремятся увеличить ёмкость АКБ, ошибочно полагая, что это позволит решить все проблемы с напряжением. Однако конструкция подкапотного пространства у каждого автомобиля своя. Если установить аккумулятор «не на своё место», проёмы для вентиляции не совпадут.
Очевидно, что если естественная система охлаждения не работает, батарея начинает быстро перегреваться и закипать.
Неправильная эксплуатация
От грамотности эксплуатации АКБ зависит срок её службы. Опытные автомобилисты, следующие заводским инструкциям в любой ситуации, не сталкиваются с поломками аккумуляторных батарей.
Вот чего делать нельзя:
- завышать силу зарядного тока больше, чем на 1/10 часть ёмкости аккумулятора;
- часто совершать поездки на короткие расстояния, каждый раз запуская двигатель (особенно зимой);
- игнорировать признаки дефекта ремня генератора;
- постоянно прикуривать автомобиль;
- забывать о плотности и уровне электролита.
К чему может привести кипение аккумулятора?
Закипание батареи способно привести к ряду необратимых процессов — таких как:
- повреждение кузовных элементов и проводки из‐за обильного вытекания электролита;
- разрушение пластин АКБ — это может привести к взрыву аккумулятора;
- коррозийное повреждение клемм батареи, выход из строя близлежащих разъёмов и повреждение деталей обшивки;
- порча генераторного устройства из‐за увеличенного тока заряда.
Важно контролировать процесс кипения АКБ, иначе вся электросистема авто может выйти из строя. Далеко на машине без электрики не уедешь.
Что делать, если аккумулятор кипит при зарядке?
- измерить плотность электролита (1.28 — нормальное значение) при помощи денсиметра и своевременно отключить зарядку;
- долить жидкость в ёмкость, но не прекращать процесс зарядки сразу — даже если электролит бурлит очень сильно;
- обязательно открутить все пробки, закрывающие банки, чтобы контролировать уровень кислоты.
Знать, что конкретно нужно делать, когда кипит аккумулятор во время заряда, многого стоит. Новичкам это явно пойдёт на пользу, ведь часто неосведомлённость приводит к печальным последствиям. Помните, что аккумулятор — это чувствительная деталь машины, требующая заботы и внимания со стороны автовладельца. Не забывайте своевременно проверять его — лучше обращаться за проверкой в квалифицированный сервис, располагающий профессиональными тестерами.