Бетонные дороги или асфальт что лучше
Перейти к содержимому

Бетонные дороги или асфальт что лучше

  • автор:

Что лучше: асфальт или бетон?

К нам часто обращаются с этим вопросом и это не удивительно, ведь как асфальт, так и бетон имеют высокую прочность и оба материала довольно часто используются в благоустройстве территорий. Да, наша организация называется «Асфальт-дорога», но мы также выполняем укладку бетона, так как мы являемся дорожно-строительной компанией и оказываем любые услуги, связанные с темой дорожного строительства и благоустройства территорий. Мы имеем огромный опыт работы как с бетоном, так и с асфальтом и с удовольствием готовы им поделится.

Для того чтобы сравнить эти материалы, необходимо учитывать для чего именно они нужны. То есть нужно опираться на самом объект и на дальнейшие планы его эксплуатации, чтобы понять какой из них лучше всего подойдет по цене, срокам и т.д.

Что важно учитывать при выборе асфальта или бетона?

Если у вас встал выбор между асфальтовым и бетонным покрытием, в первую очередь важно знать куда и для чего будет использован материал. Бетон в нашей стране практически не используется для устройства обширных дорог, его, как правило, применяют для обустройства небольших территорий: дачные участки, тропинки, небольшие стоянки и т.д. Из этого можно сделать вывод, что выбор материала зависит от ожидаемых нагрузок и автомобильного трафика. А также не стоит забывать о ценовой политике материалов, что для большинства людей играет немаловажную роль при выборе материала.

Преимущества и недостатки асфальта

Преимуществами асфальтового покрытия являются:

Высокий уровень прочности и надежности

Невысокая стоимость материала и самих работ по укладке асфальта

Асфальтирование выполняется довольно быстро

Материал быстро набирает прочность

Довольно дешевый ремонт по сравнению с бетоном

Асфальт не пропускает влагу

Долгий срок службы

Преимуществ у асфальта довольно много, но, а теперь поговорим о его недостатках.

Многие говорят, что срок службы асфальта слишком мал, ведь у нас часто ремонтируют дороги. Да, ремонт дорог выполняется у нас довольно часто, но на бетонные покрытия нет таких высоких нагрузок и такого трафика, как на дороги с асфальтовым покрытием, так как бетон используется на небольших участках с низким трафиком. При низком трафике и малых нагрузок асфальт ничем не уступает бетону.

Еще одним минусом асфальтового покрытия считается использование в его составе битумной эмульсии, который плавится при высоких температурах и создает посторонний запах. Однако стоит учесть, что это возможно только при 35-40 градусов Цельсия, а такой температуры у нас в РФ практически не бывает.

Untitled (1)4

Преимущества и недостатки бетона

Преимуществами бетона являются:

Высокие показатели прочности и надежности

Долгий срок службы

Легко переносит высокие температуры

Одним из недостатков бетона перед асфальтом является высокая цена, как самого материала, так и работ по его укладке. Однако цена не для всех является главным факторов, ведь куда важнее качество и надежность.

Один из главных недостатков бетона — высокая чувствительность к низким температурам. В холод бетонное покрытие может треснуть, а для его восстановления в большинстве случаев необходимо полностью менять плиту, что влечет за собой большие траты и относительно долгий срок ремонта, по сравнению с ямочным ремонтом асфальта.

Бетон имеет свойство пылить, если при укладке не использовать грунтовку. Также бетонное покрытие не будет таким гладким, как асфальтовое, что тоже приводит к загрязнениям. Еще нужно учитывать, что набор прочности бетона может занять до 4 недель.

И еще один минус бетонного покрытия в том, что он пропускает влагу, что ведет к появлению трещин на покрытии.

Подводим итоги выбора асфальта или бетона

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что бетон прочный, экологичный и не боится высоких температур. Во всех других аспектах бетон уступает асфальтовому покрытию, так как бетонное покрытие чаще трескается при низких температурах и его ремонт обходится намного дороже асфальта. В свою очередь а сфальтовое покрытие не уступает бетону в прочности и сроке службы. Асфальт намного выгодней по стоимости материала, укладке и ремонту. Также асфальтовое покрытие наиболее гладкое и ровное, что также влияет на долговечность покрытия.

Мы рассказали вам про оба материала, исходя из теории и нашего более 20 летнего опыта работ в сфере дорожного строительства. Асфальт ничем не уступает бетону и даже выигрывает по критерию цена/качество, но, а выбор уже остается за вами!

Какая дорога лучше — асфальтированная или бетонная?

Какая дорога лучше — асфальтированная или бетонная?

Самыми популярными материалами, которые используются для укладки дорог, являются асфальт и бетон. В то время, как в мировой практике в настоящее время для строительства дорог активно применяется бетон, в России для этой цели больше используется асфальт.

Это, в первую очередь, связано с экономией — стоимость асфальта намного дешевле, чем стоимость бетона. Однако, разница в цене между этими материалами с каждым годом становится все меньше. Рассмотрим преимущества и недостатки дорог из асфальта и бетона.

Preimushhestva i nedostatki betonnyh dorog

В целом, в мировой практике дороги из бетона постепенно приходят на смену асфальтированным. Это объясняется целым рядом преимуществ этого материала по сравнению с асфальтом. Если раньше укладка бетонной дороги являлась довольно сложной и дорогостоящей процедурой, то сейчас имеется достаточно современной техники и оборудования, которые упрощают эту процедуру.

Важными преимуществами бетонных дорог являются их прочность и долговечность. Если асфальтированная дорога изнашивается лет через 10, то срок эксплуатации бетонного покрытия может достигать 40 — 50 лет. Во время эксплуатации бетонной дороги она не требует постоянных ремонтов.

Дорога из бетона хорошо выдерживает нагрузки от большегрузного транспорта. При движении такого транспорта по бетонной дороге на ней отсутствуют деформации. Благодаря этому, экономичней тратится топливо. Подсчитано, что при движении по бетонным дорогам расход топлива, в среднем, на 15-20 % меньше, чем при передвижении по асфальтированным.

Бетонное покрытие обладает устойчивостью к автомобильному топливу, которое может попасть на него. Также такое покрытие устойчиво к экстремальным погодным условиям (осадкам, высокой температуре). Для регионов с жарким климатом, где асфальт становится мягким, бетон незаменим.

С точки зрения экологии бетон также имеет преимущество перед асфальтом. При укладке асфальтированных дорог имеет место загрязнение воздуха вредными веществами. Кроме того, описанная выше экономия топлива при передвижении по бетонным дорогам также положительно влияет на экологию.

При производстве асфальта используется нефть, запасы которой постепенно уменьшаются. А бетон изготавливается из известняка, которого в природе достаточно.

При многочисленных преимуществах, у бетонных дорог имеются и недостатки. Прежде всего, это высокая стоимость.

Суммарная стоимость работ по укладке бетонной дороги на порядок выше, чем асфальтированной. Второй недостаток — сложность обслуживания. Так, в случае возникновения трещины, либо какого-либо другого дефекта, приходится менять всю плиту.

Асфальт представляет собой смесь битума с различными минералами: гравием, минеральным порошком, песком, щебнем. В переводе с греческого название этого материала означает «крепкий», «надежный», «прочный».

Основным преимуществом асфальта, как материала для строительства дорог, является его экономичность. Его стоимость существенно меньше стоимости бетона. Строительство асфальтированной дорого занимает намного меньше времени, чем строительство бетонной дороги. Это связано с тем, что асфальт высыхает быстрее бетона.

Второе преимущество асфальтированной дороги — возможность вторичной переработки асфальта. Так, как этот материал изготавливается из переработанного сырья, то его можно использовать снова.

Дороги из асфальта неприхотливы в обслуживании. При повреждении какого — либо участка дороги, достаточно отремонтировать именно этот участок. При ремонте асфальтированной дороги новый слой асфальта можно накладывать на старый.

Этот фактор достигается за счет того, что на такой дороге обеспечивается лучшее сцепление шин с проезжей частью, чем на дороге из бетона. В холодных регионах в качестве дорожного покрытия больше подходит асфальт. В условиях низких температур для бетона нужен еще слой трамбованного гравия (снизу). Перепад температур отрицательно сказывается на состоянии бетона. Соль, которой иногда посыпают дороги, негативно влияет на бетонное покрытие.

Теперь рассмотрим недостатки асфальтированных дорог.

Влияние транспорта и погодных условий сравнительно быстро выводит дороги из асфальта из строя. Следствие этого — частые ремонты. Второй недостаток — негативное влияние работ по укладке асфальта на окружающую среду.

В этой статьи вы узнаете, что к выбору панелей стоит подходить с полной ответственностью, чтобы сооружение получилось долговечным.

Здесь вы узнаете, о наиболее инновационном звукоизолирующем материале.

Какие дороги лучше выбрать

Если вы занимаетесь строительством загородного дома, то вам придется выбирать, из какого материала будет подъездная дорога. Качеству дороги нужно уделить не меньше внимания, чем самому дому. Как уже говорилось выше, основные материалы для дороги — асфальт и бетон.

При выборе материала для дороги нужно учитывать следующие моменты: сколько вы можете потратить средств на работу, климат региона, а также расходы на обслуживание. Если вы ограничены в средствах, стоит остановиться на дороге из асфальта. Если же финансы позволяют, лучше выбрать бетон. Да, затраты на работу будут приличными. Однако, на дальнейшее обслуживание вы будете тратить меньше.

Также, учитывайте климатические особенности вашего региона. Например, в южных регионах с жарким летом лучше выбрать бетон. Асфальт при высоких температурах становится мягким. А это негативно скажется на качестве дороги.

Что касается цвета дорожного покрытия, то как асфальтированную, так и бетонную дорогу можно обработать специальными веществами.

Дорожные плиты

Благодаря таким веществам, можно получить различные оттенки дорожного покрытия.

Подводя итог, скажем, что выбор дорожного покрытия — дело индивидуальное. Однако, статистика подтверждает, что бетон все больше и больше пользуется спросом.

Опять бетонка? Чем цементобетонные дороги лучше асфальтобетонных

Хочу сразу оговориться, что под такими дорогами мы подразумеваем современное монолитное полотно, ровное и жесткое, а не фрагментированную дорогу, наспех уложенную из бетонных плит, порой со значительными перепадами высот в местах их стыков.

Согласно нашим исследованиям, жизненный цикл цементобетонных автодорог в 3 раза длиннее асфальтобетонных. Первоначально стоимость строительства цементобетонных покрытий на 5-20% дороже асфальтобетонных. Но, если подробно разбирать финансовую составляющую вопроса, расходы на ремонт и эксплуатацию асфальтобетонных покрытий в перспективе жизненного цикла (около 25 лет) таковы, что возведение и эксплуатация альтернативных цементобетонных покрытий обходится на 40-50% дешевле. Особенно цементобетонные покрытия оправдывают себя в условиях высокой интенсивности движения, и/или большой грузонапряженности автомобильных перевозок.

Их опыт

Технология строительства дорог с применением цементобетонных покрытий используется в мире уже около 50 лет, она нашла применение в странах с самыми разными климатическими условиями. Например, цементобетонные покрытия распространены в Канаде, стране, очень схожей по климатическим условиям с Россией. И Норвегии, но с оговоркой, что скандинавские страны являются не совсем корректным примером, так как в большей части расположены на территориях с огромными залежами гранита, который они имеют возможность сыпать по 80 см в дорожную одежду. Плюс масштабы страны и, как следствие, логистика минимальны. Если к этому всему добавить скальные грунты, которые по своим свойствам изначально превосходят наши суглинки в десятки раз, то разница между нами становится очевидной. Однако и в скандинавских странах имеется небольшая доля бетонных дорог (от 5 до 13%).

В США и Польше разработаны специальные стандарты, регулирующие технологию. Для нашей страны методика на данный момент является инновационной: она не была широко использована прежде и является альтернативой существующей практике.

Отличный, на мой взгляд, опыт, сложился у Белоруссии – нашего ближайшего соседа и коллеги по ЕврАзЭСу. Президент республики Александр Лукашенко три года назад поручил по максимуму перейти на строительство бетонных дорог, посещая строившуюся вокруг Минска кольцевую дорогу. Что они успешно и сделали.

Наш опыт

Важно отметить, что в России есть бетонные дороги, построенные в 50-70-е годы XX века, они успешно функционируют до сих пор. Из общеизвестных современных магистралей можно выделить лишь трассу М-4 «Дон», также есть небольшая дорога во Владивостоке. На некоторых участках того же «Дона» уже появились разрушения. Из-за расслоения бетонной смеси произошло отделение цементного молока от крупного заполнителя, поэтому верхний слой, который испытывает основные нагрузки и воздействие от колес автомобилей, оказался без основного крупного заполнителя. Это впоследствии привело к его быстрому износу и образованию колеи.

По оценкам экспертов, причина заключается в нарушении технологии строительства. И, в принципе, темы обеспечения соблюдения строительных стандартов и законодательного регулирования одни из актуальных в строительстве дорог на территории России.

Плюсы…

Если говорить об очевидных преимуществах, то у дорог из цементобетона колея значительно меньше, так как бетон по своей структуре тверже (прочнее) асфальта. Именно поэтому он не подвержен деформациям при воздействии нагрузок и повышенных температур, что препятствует образованию колеи. В темное время суток на такой дороге лучше видимость, ведь сам материал обладает лучшим светоотражающим эффектом.

Жесткий цементобетон при соблюдении технологии укладки обеспечивает хорошую ровность поверхности, как продольную, так и поперечную. Благодаря этому данный вид покрытия обеспечивает высокую плавность и комфорт передвижения транспортных средств.

Как автомобилиста и мотоциклиста меня остро интересуют два аспекта, связанных с дорогами в России:

  • качество покрытия, и, соответственно, сцепление;
  • способность каждой конкретной дороги пережить зиму, оттепель и остаться к весне жизнеспособной в плане целостности покрытия.

Сцепление с дорогой у обеих поверхностей примерно одинаковое, если говорить о свежеуложенном полотне. Но вот после определенного износа сцепление колеса с асфальтобетоном снижается, что может приводить к повышенной аварийности на мокрой дороге. С точки зрения устойчивости и сцепления с дорогой цементобетон более стабильный материал. Не зря его широко применяют для устройства аэродромов, где нагрузки от воздушных судов гораздо выше, чем на автодорогах.

…и минус

Если говорить о недостатках, то цементобетонные дороги несколько более шумные, так как более пористый и пластичный асфальтобетон лучше поглощает шумы. Исследования показывают, что уровень шума при движении по бетонной дороге составляет от 2 до 4 децибелов. Для сравнения: разговор между людьми проходит со звуком в 60-70 децибелов.

Отдельная история с климатическим аспектом применения дорожных материалов. Весной, когда все оттаивает, в асфальтобетон попадает вода за счет его пористой поверхности (даже у высокоплотных асфальтобетонов остаточная пористость может достигать величины 4%). А в цементобетон в виду меньшей пористости попадает в разы меньше влаги. При высоких летних температурах асфальтобетон нагревается и становится пластичным, вплоть до образования битумных пятен на поверхности. И если колесо наезжает на такое пятно, это довольно опасно для движения. Также надо сказать, что в России, в отличие от Европы, выше среднегодовая амплитуда температур. Так, в столичном регионе, где сосредоточено около четверти автопарка страны, этот диапазон колеблется от -30 до +35 градусов по Цельсию, а для дальневосточных и сибирских регионов амплитуда еще выше. Из-за этого довольно тяжело подобрать «правильный» битум: он рискует оказаться либо очень хрупким, либо чересчур пластичным.

Еще в нашей стране много оттепелей, что влечет дополнительные разрушения асфальта, ведь происходит постоянное замерзание-оттаивание, что особенно губительно для структуры асфальтобетона при отсутствии нормально организованного продольного и поперечного водоотвода с поверхности покрытия. И надо обязательно тщательно проработать тему укрепления и стабилизации грунтов, что в будущем поможет минимизировать продольные и поперечные трещины и образование мостиков холода. Дополнительно это даёт возможность использовать местные грунты вместо дорогих и дефицитных привозных материалов (песок, гравий и щебень), снизить стоимости строительства автодорог различных категорий на 15-30%, ускорить сроки строительства.

Цементобетон применим для большего температурного диапазона, но по технологии укладки это более сложное и «капризное» полотно. Если цементобетон уложить неправильно, нарушив технологию, то после дождя на таком покрытии останется лужа, которая в другом случае могла бы уйти в минеральное основание через асфальтобетон. Также очень опасна сегрегация (расслоение) бетонного раствора, из-за чего крупные минеральные частицы после укладки могут оказаться преимущественно снизу, а мелкие частицы сверху, что повлечёт за собой повышенную истираемость и повреждаемость поверхности покрытия. Поэтому цементобетон помимо серьезных лабораторных испытаний требует также профессионализма и высокой культуры производства работ.

Для успешных проектов в инфраструктуре, на мой взгляд, ключевыми являются два фактора – экспертиза и технология. Сейчас мы с коллегами обращаемся к опыту российских и международных специалистов, чтобы максимально проработать оба этих аспекта. А значит, у российских автомобилистов есть шанс начать ездить в ближайшем будущем по дорогам, ремонтировать которые нужно на удивление редко.

Почему в России бо́льшая часть дорог покрыта асфальтом, а в США они в основном из бетона

Большая часть автомобильных дорог общего пользования в России покрыты асфальтом. Он прочный, но чтобы дольше служил, нужна хорошая подготовка грунта и подушки. За границей большая часть дорог выполнена в основном из бетона, а он, как мы знаем значительно крепче и долговечнее асфальта. Так стоит ли укладывать многослойные подушки перед укладкой асфальта или перейти на европейский образ постройки дорог из бетона. При укладке автомобильной дороги из бетона не требуется специальный асфальтный завод и минимум выбросов в атмосферу.

Лидером по бетонным автомобильным дорогам является Америка, более 65% всех магистралей покрыто именно им. Далее следует Китай с суммарным количеством чуть менее 65%. Замыкает тройку лидеров, Германия с 50 процентами автомобильных дорог выполненных бетоном. Если говорить про Россию, то у нас в стране бетонные автомобильные дороги не превышают 3% от всей протяжённости. А теперь спрашивается, почему в России бетон так не популярен на дороге, если он дешевле, надежнее и проще в обслуживании.

Большая часть автомобильных дорог, выполненных из бетона в России, это экспериментальный вариант, так и не прижившийся или взлётно-посадочные полосы. В России популярен асфальт, хотя мы все знаем, что от перепадов температуры летом и зимой он может рассыпаться даже без особой нагрузки.

Чтобы понять, почему он у нас так не популярен, стоит рассмотреть историю создания первых дорог, их стоимость, все плюсы и минусы.

В первые бетонная автомобильная дорога появилась в Америке в 1893 году, а в дальнейшем строительство таким методом распространилось в Европу. И по большей части Германии, когда создавались знаменитые автобаны. Один из самых первых автобанов построенных в Германии используются до сих пор и ему уже более 85 лет.

Возможно, не просто так в европейских странах начали развивать бетонные дороги. Особенно если учитывать, что стоимость километра бетонной дороги значительно дороже асфальтной, но окупаемость проходит быстрее. Обслуживание бетонной дороги выходит дешевле примерно в два раза по сравнению с асфальтной, а это содержание и ремонт. Всё потому, что срок службы бетонной дороги 2-3 больше, чем у асфальтной. Второй фактор, на который стоит обратить внимание, это именно срок службы автомобильной дороги. К примеру, у автомагистрали срок службы дорожного покрытия 5-7 лет, тогда как бетонная дорога будет служить 20-25, при должном уходе. Обычно асфальтной дороге требуется ямочный ремонт уже через несколько лет, потому как слой разбивается неравномерно. В России эти строки могут быть совсем минимальным и после некачественной постройки дороги она может развалиться уже через год. К примеру, в Германии при должном обслуживании и качественном дорожном покрытии, дорога может служить и 50 лет без ремонта.

Бытует мнение, что постройка автомобильной дороги из бетона значительно дороже и сложнее. Но в сравнении со скорым ремонтом асфальтной дороги — это всё окупается. Да и как мы знаем, подрядчику невыгодно делать надолго, лучше каждый год делать ремонт и получать «выхлоп». А с бетонной дорогой так не прокатит.

Для прокладки бетонной дороги требуются именно определённая марка цемента, которую в России производят, но довольно мало. Опять же потому, что она не пользуется спросом. Зачем производить то, что не потребляют. А цемент данной марки довольно недёшево стоит. Если с цементом проблема решится, то потребуется специализированная техника для его укладки. И тут обычная техника для укладки асфальта уже не подойдёт. Стоит она чуть дороже, чем обычные асфальтоукладчики. А вы представляете, сколько потребуется техники закупить.

При несоблюдении технологии подготовки грунта и укладки асфальта возникают проблемы, но появятся они лишь после окончания гарантийного срока. Обычно на асфальте появляется колейность, ямы или полное рассыпание. Всё это можно восстановить сняв часть верхнего слоя и уложить новый. Так поступают неответственные подрядчики, старающийся заработать как можно больше денег. По возможности берущие ямочный ремонт или кусками.

При укладке бетона это не работает, бетон не разрушается так как асфальт. Если не соблюдается технология правильно замеса и компонентов, то цемент будет расслаиваться или слоиться. Твёрдые частицы опустятся, а мелкие более лёгкие будут вверху слоя. А при некачественном материале и укладке скоро появятся повреждения. А вот ремонтировать бетонную дорогу, как асфальтную нельзя и не получится. Придется полностью убирать значительный участок и застилать новый слой. А это довольно большие деньги. Поэтому сэкономить не получится, да и брать на себя такую ответственность думаю, мало кто будет. Асфальт в этом отношении значительно проще. Его даже в некоторых случаях можно использовать повторно, да и восстановительные работы занимают считанные часы. А вот бетонную дорогу после укладки можно использовать не ранее чем 3-4 дня.

В летнее время, особенно в южных районах может плыть. И это очень заметно на солнечных склонах. С бетоном такая штука не проходит и он себя чувствует довольно хорошо. В зимнее время для очистки бетонных дорог и обслуживания требуется меньше трудозатрат, но нужны специальные реагенты, которые дороже обычной «соли» и песка используемые на асфальте. Да и как себя поведет бетонная дорога под шипованной резиной тоже загадка. Ведь заграницей зимою в основном ездят на липучке.

Подводя итоги, можно выделить, что у бетонных дорог довольно много положительных качеств: лучше сцепление с колесами автомобиля, меньше шума во время езды. Она не расползается в летний период как асфальтная и значительно лучше выдерживает зимний период. Но есть и отрицательные. Это сложность и стоимость постройки дороги. Да и при ремонте требует значительных вливаний. Такие дороги не приживутся у нас, так как компания строящая дорогу не заинтересована, чтобы она служила годами. Нужны новые вливания на ремонт и модернизацию. Да и асфальт значительно дешевле в производстве и укладке, особенно на старые слои дороги. В основу входит битум, который производят из нефти, а нефти в России пока много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *