Главные правила безопасного торможения на льду
Как автолюбителю не пострадать от гололеда на дороге, узнал Sobesednik.ru.
Зима – опасное время для водителей. Во время гололедицы сцепление колес с дорожным покрытием становится неполным, это может привести к тому, что автомобиль будет вести себя неадекватно, особенно на высоких скоростях.
1. Не давите резко на педаль
Если же придется резко затормозить, то тормозной путь будет сильно увеличен (даже если у вас стоит шипованная зимняя резина). Поэтому, чтобы избежать ДТП, зимой водителям нужно четко придерживаться простых правил во время езды и торможения.
• Перейти на более осторожный стиль вождения. Не ездите на больших скоростях без особой необходимости.
• Начинать торможение заранее и тормозить при помощи коротких, не длительных нажатий на тормоз, чтобы колеса понемногу сбавляли скорость вращения. Резкого нажатия на тормоз лучше избегать, так как резкая блокировка колес может стать причиной заноса. Частично эту проблему решает наличие в автомобиле ABS, но в ряде случаев и она может оказаться бессильна.
2. Плавно понижайте передачи
• Имея достаточный запас пространства для торможения, лучше использовать комбинированный способ: заранее переходить на пониженные передачи и понемногу тормозить. Важно помнить, что переходить на более низкую передачу стоит только при соответствующем показателе на спидометре, так как резкий переход на более низкую передачу при повышенной тяге приводит к полной потере управляемости.
• Если ваш автомобиль оснащен системой антиблокировки колес (ABS), то имейте в виду: ваш тормозной путь может стать еще длиннее, так как на скользкой дороге датчики не всегда корректно считывают информацию. Чтобы не утратить управление, нужно резко нажать на педаль тормоза и затем выжать сцепление. Система начнет импульсное торможение, однако колеса не будут блокироваться, что позволит сделать тормозной путь короче.
Как правильно тормозить зимой? Лайфхаки немецких автоэкспертов
От погодных условий не защищена ни одна дорога в мире. И какими бы хорошими ни были ваши шины, правила стоит соблюдать всем. Как правильно тормозить зимой? Немецкие эксперты рассказывают лайфхаки. Подробности у T‑Online.
Ездить осторожно и соблюдать большие дистанции — все это хорошо известно. Но одна ошибка сохраняется у автомобилистов от зимы к зиме.
Такие эксперты, как Бернд Штюрмер из Tüv Nord, не могут ее понять:
«Мы все чаще и чаще сталкиваемся с быстрыми изменениями погоды. Поэтому автомобилисты должны понимать, что зимой они могут неожиданно столкнуться с зимними дорожными условиями».
Как правильно тормозить при низких температурах?
«Следует избегать быстрого ускорения и резкого торможения, а также резких движений рулем, которые могут привести к заносу автомобиля», — говорит Штюрмер.
Если дорожная ситуация неясна, например, из-за того, что идет снег или температура достигла точки замерзания, Штюрмер рекомендует провести короткую проверку тормозов на открытой дороге.
Хорошим, по мнению Немецкого совета по безопасности дорожного движения (DVR), и слишком мало используемым вариантом остается обучение безопасному вождению.
«Это всегда того стоит. Опыт показывает, что после этого обучения водители становятся намного аккуратнее», — говорит Вельф Станковиц из DVR.
В центрах вождения научат, как правильно тормозить
Одним из направлений обучения является правильное торможение. Так, многие побоялись бы резко затормозить по льду или по снегу. Но это правильно, считает эксперт. Электроника антиблокировочной тормозной системы оптимально регулирует процесс торможения. Таким образом, автомобиль остается управляемым и водитель может объехать препятствие.
Центры обучения по безопасности вождения есть по всей Германии. Они находятся в ведении ADAC и государственной дорожной полиции.
«Скользкая дорога здесь имитируется скользкой поверхностью. На тренировке вы можете научиться ездить в этих условиях. Так, как ведет себя автомобиль, когда он выезжает из снега и льда», — говорит Андреас Хёльцель из ADAC.
Дневной курс стоит около 120 евро. Водители всегда приезжают на своих машинах.
Сложные дороги
«Во время тренировки по скользящей поверхности водитель получает представление о том, что делать, если его машину поведет или занесет на скользкой дороге», — говорит Хёльцель.
Важно, чтобы водители изучили правила действий в опасных ситуациях во время обучения, а затем смогли их применить. Это включает в себя и правильное использование сцепления, если автомобиль начинает буксовать.
Дороги могут быть особенно сложными зимой, когда они частично покрыты льдом.
«В таких районах важно следующее: не разгоняйтесь сильно, управляйте автомобилем равномерно и ни при каких обстоятельствах не допускайте блокировки шин», — говорит Штюрмер.
Как правильно тормозить на автомате и механике?
Когда дело доходит до вопроса о том, что лучше — коробка передач или автомат, мнения часто расходятся. Однако при езде по зимним дорогам эксперты все же считают автомат преимущественным.
По словам Хёльцеля, трогаться с места на автомате по скользкому дорожному покрытию обычно легче.
«Но независимо от того, будет ли это машина с механической коробкой передач, автоматической, полноприводная или нет — без хороших, подходящих шин ничто не будет работать на скользком покрытии», — говорит представитель ADAC.
Когда дело доходит до скользких дорог, хорошие шины имеют решающее значение.
Бить или не бить. Как правильно тормозить в гололед?
На скользкой заснеженной дороге от водителя требуется предельная концентрация и безошибочные действия. Иначе простое нажатие на педаль тормоза в экстренной ситуации может привести к потере управляемости автомобилем. Как же правильно тормозить в гололед, чтобы не оказаться участником ДТП?
Резкое торможение и авария
Резкое нажатие педали тормоза на покрытии с переменным коэффициентом сцепления приводит к появлению разворачивающего момента. Одна сторона машины может замедляться интенсивнее, чем другая, отчего при резких действиях есть риск завертеться волчком. Если в автомобиле нет АБС, то он сначала пугающе приседает на один бок, затем корма входит в занос и при неумелых действиях водителя вылетает на заснеженную обочину.
При наличии антиблокировочной системы эффект тоже будет заметен, но из-за вмешательства электроники машину потянет в сторону не столь сильно. Кроме того, когда вступает в действие АБС, она «распускает» тормоза, ослабевает хватку колодок и не дает колесам блокироваться, из-за чего тормозной путь резко возрастает. Водитель в такой ситуации будет с удивлением наблюдать, как машина просто катится вперед на препятствие без замедления. Поэтому торможение педалями необходимо сопрягать с торможением двигателем.
Торможение мотором
Торможение мотором осуществляется, когда водитель переходит с повышенной передачи на пониженную. Если у вас ручная коробка передач, то движение в сильный гололед значительно упрощается. Можно на скорости в 80 км/ч включить четвертую передачу, а через 10 сек третью, и скорость плавно снизится до 40 км/ч даже без касания педали тормоза. При отпускании газа снижение скорости происходит автоматически не из-за трения покрышек о поверхность льда, а благодаря внутреннему сопротивлению подвижных частей силового агрегата при оборотах вала в 3-4 тысячи в минуту.
При торможении двигателем колеса продолжают вращаться и не блокируются, поэтому значительно сокращается риск потери управляемости.
Если всегда ехать на второй или на третьей передачах в гололед, то автомобиль не будет испытывать больших трудностей со стабилизацией на прямой. Самым лучшим в условиях гололеда будет поддерживать скорость 50-60 км/ч.
При езде на автомобиле с автоматической коробкой эффект замедления двигателем заметен хуже, однако и с автоматом можно использовать названный эффект. Если принудительно включить третью и потом вторую ступень автоматической коробки, то машина быстро стабилизирует скорость в районе 40-50 км/ч. Правда, времени это занимает больше, чем на «механике».
Русская АБС
Если необходимо замедлиться быстро на машине, у которой нет электронных ассистентов вождения, то можно использовать прием «русской АБС». От водителя требуется не жать на педаль с одинаковым усилием, которое неизменно приведет к блокированию колес, а давить на нее с переменным усилием, то отпуская, то вновь топая ногой. Лучше всего многократно бить по педали, будто отбиваешь какой-то музыкальный ритм. Тогда колодки не будут намертво схватывать тормозные диски, и колеса продолжат вращаться даже во время интенсивного замедления. В какой-то мере эти действия повторяют функционал электронной AБC, которая предотвращает блокирование колес за счет циклов переменного понижения и нагнетания давления в гидравлической системе тормозов.
К слову, в некоторых раллийных гонках нет электронных помощников, и пилоты хорошо умеют имитировать работу AБС, прокачивая педаль тормоза. Там же используется еще один прием, а именно торможение двумя педалями. Он применим на старых машинах, без электронной педали акселератора, имеющих прямой привод дросселя. При нажатии педали тормоза и при риске развития заноса водитель поддает газу, не отпуская тормоз, чтобы помочь провернуться блокированному переднему колесу. Мотор как бы проталкивает колесо вперед через сжимающиеся клодки и тем самым не дает появиться на колесах разным тормозным моментам. Автомобиль замедляется ровнее, без уводов в сторону и пугающих позывов к заносу. К сожалению, современные автомобили с электронными акселераторами научены сразу отключать дроссель, как только водитель касается тормоза.
Как безопасно тормозить зимой: эти правила помогут избежать аварии
Как правильно ездить на авто зимой (freepik)
Зимой часто увеличивается количество ДТП, и чтобы не попасть в такую ситуацию самому, нужно соблюдать некоторые правила техники вождения. Важно быть осторожным и соблюдать несколько советов.
Как правильно тормозить на скользкой дороге — читайте ниже.
Что поможет в экстренной ситуации
Следует определить, насколько скользкой дорога
В частности, то, что впереди гололедица, подскажет внезапное запотевание стекла. Это значит, что температура воздуха резко снизилась.
Если визуально оценить дорогу нельзя, можно проверить сцепление колес с дорожным покрытием. Можно резко нажать на тормоз педаль. Если тяговые колеса пробуксовывают, то значит дорога достаточно скользкая и нужно соблюдать дистанцию.
Правильно тормозите
Ни в коем случае не нужно резко давить на педаль тормоза. Это самое худшее, что можно сделать на обледенелой дороге. Все потому, что при полной остановке колес автомобиль начинает скользить и становится неуправляемым. На большинство современных автомобилей устанавливают антиблокировочную тормозную систему, которая предотвращает полную остановку колес.
Лучше всего — «тормозить двигателем». Для этого необходимо убрать ногу с педали газа и перейти на более низкую передачу.
Надежный тормоз
Заблаговременно стоит позаботиться о тормозной системе и ее исправности. Если у вас возникли какие-либо сомнения в надежности тормозов, их элементы следует заменить.
Дистанция
Зимой важно соблюдать безопасную дистанцию и скорость. Важно помнить, что тормозной путь увеличивается в несколько раз.
Следует двигаться медленно и пропускать на дороге тех, кто игнорирует опасность.
Как управлять в условиях заноса
Самое важное, что всегда нужно поворачивать руль в сторону заноса. Если задняя часть авто пошла вправо, то туда нужно свернуть и руль.
В такой ситуации нельзя тормозить, ведь это усугубит ситуацию. Если автомобиль заднеприводный, то нужно снизить обороты двигателя. На авто с передним приводом — обороты нужно увеличить, ведь сила тяги на управляемых колесах позволит вывести автомобиль из заноса.